грамматика [ама], грамматики, жен. (греч. grammatike). Учение о строении какого-нибудь языка или группы языков (линг.). Французская грамматика. Историческая грамматика. Сравнительная грамматика славянских языков.
| Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-нибудь языка. Я купил себе грамматику.
(греч. grammatike, от gramma - буква, написание),
ГРАММАТИКА, и, ж.
1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему.
2. Наука об этом строе. Теория грамматики.
3. Книга, описывающая этот строй. Академическая г. Учебная г.
| прил. грамматический, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Г. строй языка. Грамматические теории. Грамматическая форма (форма слова или синтаксической конструкции, заключающая в себе абстрактное морфологическое, синтаксическое или словообразовательное значение). Грамматическое значение (абстрактное значение, присущее ряду грамматических форм и объединяющее их в одну грамматическую категорию). Грамматическая категория (ряд грамматических форм, объединённых общим грамматическим значением, напр. категория рода, категория числа, категория падежа).
— изображение или описание строения известного языка во всех (или только главнейших) его особенностях. Таким образом, Г. дает лишь одну половину знания языка — знакомство с принципами его строения; знание же лексического (словесного) запаса получается при помощи словаря. Изображение строения известного языка может преследовать: 1) чисто практическую цель — научить родному или чужому языку, 2) научную — представить точно и всесторонне строение языка. В первом случае мы имеем практическую, или школьную, Г., заботящуюся не столько о точном и верном объяснении особенностей языка, сколько о наглядности и легкости почти механического его усвоения; во втором — научную грамматику, стремящуюся установить известную законную связь между всеми (по возможности) типическими фактами описываемого языка и дать им объяснение, принимающее во внимание все факторы, так или иначе влиявшие и влияющие на развитие языка. Каждая полная научная Г. представляет следующие отделы: 1) фонетику, или учение о звуковой системе данного языка, заключающее в себе точное описание звуков и представление их взаимных отношений (переход одних звуков в другие, чередование их друг с другом, исчезновение одних звуков и развитие новых, слияние двух или нескольких звуков в один, перестановка и т. д.); 2) морфологию, или учение о внешней форме языка, распадающееся на две части: а) словообразование (из корней, суффиксов и префиксов) и б) словоизменение, или флексия (склонение, спряжение); 3) синтаксис, или учение о сочетании слов в предложении и о сочетании предложений между собою. С большим развитием языкознания в научную Г. должен будет войти как четвертый отдел семасиология, или учение о значении слова и его изменениях. В современных научных Г. встречаются большею частью только первые два отдела: фонетика и морфология (обыкновенно — одно словоизменение); синтаксис, в современной науке менее, чем эти два отдела, разработанный, довольно часто отсутствует. Школьная Г. фонетику (урезанную до minimum'a) и словоизменение помещает в один общий отдел — "этимологию". Если Г. освещает факты языка сравнением их с более древними формами того же самого языка, то она называется историческою, если для объяснения привлекаются другие родственные (и даже неродственные) языки, то — сравнительною, если употреблен и тот и другой метод — сравнительно-историческою. Всеобщая, или философская, Г. стремится дедуктивно, из самой природы человеческого языка, вывести все необходимое и возможное в нем. Подобные Г. были в большой моде в 20-40-х гг. этого столетия, но, несмотря на всю законность их целей, преданы справедливому забвению, ибо исходили из весьма незначительного запаса фактического знания. Время для такой всеобщей Г. не пришло еще и теперь; пока научная Г. имеет обыкновенно строго эмпирический и индуктивный характер. Историю Г. см. в статье Языкознание; см. также статьи: Сравнительное языкознание, Фонетика, Морфология, Синтаксис, Семасиология.
С. Булич.
(греч. grammatike).
Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
, -и, ж.
Раздел языкознания, объединяющий словообразование, морфологию и синтаксис.
* Правила грамматики *
|| прил. грамматический, -ая, -ое.
* Грамматические ошибки. *
♦ "Они не существуют они не спрягаются в страдательном", — писал Пастернак. А еще ведь есть и мучительский залог.
♦ Ривароль: "NN a passe sa vie entre le supin et le gerondif". He отсюда ли мандельштамовское "Ты в каком времени хочешь жить… славный латинский герундиум — это глагол на коне", /от суфф. -nd- итд/.
1. Грамматический строй языка.
2. Описание грамматического строя языка.
[греч. grammatike (techne), первоначально - искусство чтения и письма, grаmma - буква]
1. строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций.
2. Раздел языкознания. Современная школьная Г. включает в себя 2 различные по своим задачам области. Г. родного языка имеет целью упорядочение, систематизацию стихийного процесса овладения средствами родного языка. Г. неродного языка направлена на достижение коммуникативной цели обучения языку.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
Ч426.131(2)4
(греч.; первонач. «учение о письме»). Учение о формах речи, т. е. о звуковых выражениях отношений между понятиями, выраженными словами. Г. обычно делят на морфологию (см.), т. е. учение о формах отдельных слов, и синтаксис (см.), т. е. учение о формах предложений или словосочетаний. По значению форм можно делить Г. на: 1. учение о формах, выражающих отношение между словами в процессе речи, или о т. н. синтаксических формах, и 2. учение о формах, выражающих отношение между словами независимо от их сочетаний в процессе речи. При таком делении к 1-ой части отойдет морфология отдельных слов как частей предложения или словосочетания и синтаксис, а ко 2-й части – морфология отдельных слов в их отношении к другим словам с теми же или родственными основами. Кроме морфологии и синтаксиса, составляющих основную часть Г., к Г. обыкновенно относят и учение о звуках изучаемого яз., т. е. о звуковом составе яз. и о звуковых законах (см.), действующих или действовавших в яз. (но учение о звуках речи со стороны их образования и с акустической стороны в Г. не входит и вообще не является отделом науки о яз.).
(от греч. grammatikē) занимается изучением того общего, что лежит в основе изменений слов и их сочетаний в предложении. Если в лексике обращается внимание на индивидуальные свойства слов, прежде всего на лексическое ("в лексике… на лексическое" — тавтология! — А.А.) значение слова, отличающее его от значений других слов, то в грамматике рассматриваются те свойства и закономерности слов и различных их объединений и сочетаний, которые принадлежат не отдельным словам, а целым группам или группам их сочетаний. Для грамматики важно, как то или иное слово грамматически оформлено, какие грамматические ("для грамматики… грамматически,.. грамматические" — опять тавтология! — А.А.) значения в нем содержатся и как они выражены, как то или иное слово сочетается с другими словами, какую роль выполняет в предложении и т.д. В связи с этим грамматика делится на два раздела: морфологию и синтаксис, у каждого из которых свои задачи и предмет исследования. ("Современный русский язык" М., Высшая школа, 1984г.)