22 ноября 2024
450 тысяч слов
+41 за сегодня

Значения слова грамотность

все
Словарь Ушакова
Педагогический терминологический словарь
Словарь лингвистических терминов
Словарь антонимов русского языка
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Энциклопедия Екатеринбурга
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

грамотность

грамотность, грамотности, мн. нет, жен. (книж.).

1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране.

2. отвлеч. сущ. к грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.

Педагогический терминологический словарь

грамотность

   определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Конкретное содержание понятия Г. исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к овладению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т.н. функциональная грамотность).

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)

   Ч426.131(2)0

Словарь лингвистических терминов

грамотность

(др.-греч. γραμματα чтение и письмо). Степень владения навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка, один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Г. в XXI в. включает умение пользоваться компьютером и Интернетом.

Словарь антонимов русского языка

грамотность

безграмотность

неграмотность

малограмотность

невежественность

Библейский Словарь к русской канонической Библии

грамотность

гр’амотность — см. грамота.

Энциклопедия Екатеринбурга

грамотность

ст. владения чел. навыками чтения и письма, один из осн. показателей соц.-культ. развития нас. Общ. показатели Г. нас. в XVIII в. не выяснялись. Однако можно считать, что Г. муж. нас. Екат. была относительно высокой в силу след. причин. Екат. железоделательный з-д - один из крупнейших в России, имел сравнительно большое число мастеровых высокой квалификации, по роду деятельности обязанных знать грамоту. Екат. - Ц. управления з-дами У. и Сибири, здесь сосредотачивалось значительное число приказных людей. В г. располагались солд. и драгунская роты, с кон. XVIII в. - Екат. полк, а дети драгун и солдат подлежали обязательному обучению грамоте. С 1725 действовала Екат. словесная шк. - самое кр. уч. заведение при з-дах У., в к-ром обучались дети мастеровых, служащих контор, с 1733 - драгун и солдат, духовенства (в 1735-1740), дворян и горн. офицеров (с 1735). Пост. проводились переписи детей шк. возраста, в результате пополнялось число уч-ся. Действовали и шк. грамоты, велось обучение в семье. Во второй пол. XVIII в. Канцелярия Гл. з-дов правления вела распродажи уч. кн., закупленных в Москве и на ярм., частным лицам.

Женщины, знавшие грамоту, в XVIII в. были редкостью, обучались в семье или у мастеров грамоты. Хотя в 1789 открылось малое нар. уч-ще, где впервые могли обучаться и девочки, из-за новизны дела их туда не отдавали. Лишь в 1838 появилось девичье уч-ще при Ново-Тихвинском жен. мон., во второй пол. XIX в. - нач. нар. уч-ща, ЦПШ, шк. грамоты, где девочки могли учиться читать и писать. Горн. ведомство жен. шк. в Екат. не открывало.

Согласно переписи 1887, из 37 309 жит. Екат., не считая детей младше 8 лет, грамотны 42,7 %, лишь четв. жит. умела читать и писать, 10,8 % закончили нач. и ср. уч. заведения. К моменту проведения первой всеобщ. переписи нас. России (1897) общ. показатель Г. нас. от 10 лет и старше поднялся до 58,8 %, в т.ч. у мужчин - до 70,5 %, у женщин - до 48,8 % (учитывалось умение читать). Показатели Г. разных сословий и возрастных гр. значительно отличались. Среди мужчин-дворян, чиновников и духовенства Г. в зависимости от возраста колебалась от 96,1 % до 100 %. Среди женщин-дворянок старше 60 лет грамотных было 71 %, среди духовного сословия - 84,3 %, а среди 30-39-летних - 93,3 % и 100 % соответственно. Общ. показатель Г. гор. сословий (поч. гр-н, купцов, мещан) от 10 лет и старше значительно уступал привилегированным сословиям - 62,2 % против 95,5 % у дворян и 97,1 % у духовенства. Здесь резче выступали различия Г. среди мужчин и женщин: 75,8 % и 51 % (у лиц старше 60 лет - 50,1 % и 18,8 % соответственно). У ср. поколения различия уменьшались: у 30-39-летних - 76,5 % и 48,7 %, у 10-19-летних - 89,5 % и 79,8 % грамотных мужчин и женщин соответственно. В среде гор. сословий наблюдался значительный рост Г. на протяжении XIX в.: если среди мужчин от 60 лет и старше грамотен лишь каждый второй, то среди 10-19-летних - 89,5 %, у женщин этих возрастных гр. Г. возросла с 18,8 % до 79,8 % (в 4,2 раза). Лица "сельского состояния", составлявшие 42,1 % нас., на пороге XX в. были самыми малограмотными, лишь 46,4 % среди них от 10 лет и старше умели читать. В этой гр. - самый большой разрыв в Г. между мужчинами и женщинами (59,3 % и 38,2 % соответственно). Но темпы роста Г. в XIX в. среди лиц "сельского состояния" были даже выше: Г. среди 10-19-летних выросла по сравнению с гр. 60 лет и старше в 3,9 раза, в то время как у гор. сословий - в 2,7 раза. После Окт. рев-ции предприняты большие усилия по расширению сети шк. для детей с одноврем. обучением грамоте взрослого нас. Через полгода после окончательного утверждения в г. сов. власти по решению коллегии губоно от 31 янв. 1920 начался учет неграмотного нас. с целью его вовлечения в шк. ликбеза. Из 88,8 тыс. грамотно-способного нас. Екат. грамотных было 54,2 тыс. (61 %), среди женщин - 55 %. Обучение грамоте взрослого нас. возглавила Чрезвычайная комиссия по ликбезу (Грамчека), сформированная в февр. 1920: решено открыть в г. 30 краткосрочных педкурсов, к 1 мая 1920 развернуть деятельность 300 ликпунктов. В качестве пед. работали клубные работники, библиотекари, инж.-техн. персонал, студенты, уч-ся техникумов и ст. классов шк. В ходе проведения всесоюз. переписи 1926 учитывались умеющие и читать, и писать. Общ. показатель Г. горожан в возрасте от 10 лет и выше возрос до 81,1 %, в т.ч. у мужчин - до 90,5 %, у женщин - до 72,8 %; неграмотными в этой гр. нас. оставались 20 679 чел. С осени 1928 по почину комсомольцев Москвы развернулось массовое движение за новую к-ру, получившее назв. "культпоход", для активистов-культармейцев в г. открылся нар. культармейский ун-т. Своеобразной формой работы стала культэстафета, в к-рую включилось ок. 1000 культармейцев. В честь Окт. рев-ции в 1930 проводился ударный декадник. К кон. 1-й пятилетки большинство кадровых раб. г. были грамотны. В связи с притоком на з-ды и стройки Свердл. сел. нас. работа по ликбезу продолжалась. Пост. расширялась в г. и шк. сеть. В 1926 из детей в возрасте 8-11 лет обучались в шк. 74,9 %, к кон. 1929 - более 90 %. В 1930 в стране законодательно введено всеобщ. обязательное нач. обучение в объеме четырех кл. В 1931/32 уч. году в шк. г. училось 98-99 % детей. По данным переписи 1939, общ. показатель Г. нас. от 9 лет и старше составил 90,9 %, в т.ч. у мужчин - 96,8 %, у женщин - 86,2 %. Если в возрасте от 9 до 19 лет грамотными были 99,2 % юношей и 99,1 % девушек, то в ст. поколении (от 50 лет и старше) - 82,9 % мужчин и только 51 % женщин. В последующие десятилетия в условиях последовательно внедряемого шк. всеобуча повышение общ. уровня Г. нас. шло в осн. за счет роста удельного веса лиц, овладевших чтением и письмом на шк. скамье.

Лит.: Сафронов А.А. Уровень грамотности жителей Екатеринбурга во второй половине XIX в. // Первые Татищевские чтения. Екатеринбург, 1997; Приходько Т.Л. Уровень грамотности и образования населения города Свердловска (по материалам переписей населения 1926 и 1939) // Екатеринбург - вчера, сегодня, завтра. Екатеринбург, 1998.

А.М. Сафронова, А.А. Сафронов

Энциклопедический словарь

грамотность

определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

Словарь Ефремовой

грамотность
  1. ж.
    1. Умение читать и писать.
    2. Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
    3. :
      1. Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области.
      2. Образованность, просвещенность.

Большая Советская Энциклопедия

грамотность

(от греч. grammata ≈ чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистических странах ≈ лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия «Г.», его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования , а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира. В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет ≈ 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии ≈ 5 и 6% ). Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке ≈ по желанию. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты , широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение ). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926≈1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2. Табл.

  1. ≈ Процент грамотных в возрасте 9≈49 лет

    Население

    Годы переписи

    1897

    1926

    1939

    1959

    1970

    Городское:

    мужчины

    66,1

    88,0

    97,1

    99,5

    99,9

    женщины

    45,7

    73,9

    90,7

    98,1

    99,8

    Всего

    57,0

    80,9

    9 3,8

    98,7

    99,8

    Сельское:

    мужчины

    35,5

    67,3

    91,6

    99,1

    99,6

    женщины

    12,5

    35,4

    76,8

    97,5

    99,4

    Всего

    23,8

    50,6

    84,0

    98,2

    99,5

    Городское и сельское:

    мужчины

    40,3

    71,5

    93,5

    99,3

    99,8

    женщины

    16,6

    42,7

    81,6

    97,8

    99,7

    Всего

    28,4

    56,6

    87,4

    98,5

    99,7

    Табл.

  2. ≈ Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте 9≈49 лет (по переписи 1970)

    Союзные республики

    Городское население

    Сельское население

    Городское 11 сельское население

    мужчины

    женщины

    мужчины

    женщины

    мужчины

    женщины

    РСФСР

    99,6

    98,2

    99,1

    97,1

    99,3

    97,7

    Украинская ССР

    99,7

    98,7

    99,5

    98,9

    99,6

    98.8

    Белорусская ССР

    99,6

    98,7

    99,4

    98,6

    99,5

    98,6

    Узбекская ССР

    99,0

    97,1

    98,9

    97,5

    99,0

    97,3

    Казахская ССР

    98,9

    95,2

    98,7

    95,0

    98,8

    95,1

    Грузинская ССР

    99,5

    98,5

    99,3

    98,7

    99,4

    98,6

    Азербайджанская ССР

    99,0

    95,8

    98,7

    96,1

    98,8

    96,0

    Литовская ССР

    99.3

    98,5

    98,6

    97,9

    98,9

    98.1

    Молдавская ССР

    98,6

    95,5

    99,3

    97,0

    99,1

    96,8

    Латвийская ССР

    99,6

    99,2

    99,0

    98,1

    99,4

    98,8

    Киргизская ССР

    99,1

    96,8

    99,0

    97,2

    99,0

    97,0

    Таджикская ССР

    97,9

    93,7

    98,0

    95,1

    98,0

    94,6

    Армянская ССР

    99,2

    97,6

    99,3

    97,6

    99,2

    97,6

    Туркменская ССР

    98,1

    93,5

    97,3

    93,2

    97,7

    93,4

    Эстонская ССР

    99,8

    99,6

    99,4

    99,4

    99,7

    99,5

    Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.).

    Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке ≈ около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) ≈ около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах ≈ около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50≈60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных ≈ ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября).

    Термин «Г.» обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.).

    М. П. Кашин.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово грамотность может быть

Предложения со словом грамотность

  • Однако чрезмерная грамотность в римской армии, обширные территориальные завоевания Рима и низкая грамотность населения в завоеванных областях превратили легионеров в единственный институт, способный объединить разросшуюся империю, что и привело к краху республики.
  • Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием.
  • Но остается проблема, которую обозначил Толстой – целью обучения должно быть образование обучающихся, а не грамотность, в каком бы виде она ни выступала – элементарной ли, как знание букв, цифр и умение читать, писать и считать, или функциональной, как способность выполнять свои функции в новых условиях, решать задачи, не предусмотренные обучением.
  • Конечно, это не помешает, так что и пользователи из крупнейших корпораций, работающие на компьютерах – продукции своей компании, – могут развить полную цифровую грамотность.