графология, графологии, мн. нет, жен. (от греч. grapho - пишу и logos - учение) (спец.). Способ определять характер человека по его почерку.
(графо… + ..логия). Учение о почерке, исследование почерка с точки зрения отражения в нем свойств и психических состояний пишущего;
данные Г. применяются в психологии, криминалистике, медицине, оккультных и др. науках.
(от греч. grapho — пишу и logos — слово, букв. — учение о письме)
учение об определении характера человека по почерку. Первой книгой по Г. был трактат итальянца Камилло Бальди «Как распознавать по одному только письму натуру и свойства писавшего» (1622). Однако основателем Г. считается французский аббат Ж.Мишон (1806–1881), предложивший и сам термин «Г.». В XIX–XX вв. были изданы многочисленные работы по Г., возникли новые направления в ее развитии. Представители одного из них (напр., немец Г. Мейер) считают, что для определения характера человека основное значение имеют не графические формы, а те движения, к-рыми они выполняются. Однако, поскольку истолкование графических форм и движений основывается в конечном счете на интуиции, все попытки использовать Г. в судебной экспертизе документов были безуспешны. Тем не менее современные графологи сотрудничают с психиатрам и и психологами, утверждая, что анализ почерка («графоанализ») позволяет криминалистам проникнуть во внутренний мир личности.
Несмотря на скептическое в целом отношение научной общественности к Г., существует ряд профессиональных графологических организаций, напр. Французское общество графологии, Американская ассоциация анализа почерка, Американское графологическое общество, Американский фонд анализа почерка, Международное графологическое общество. Г. преподают в университетах Берлина, Гамбурга, Фрейбурга, Майн-ца, Киля, Мюнхена, Бонна, Гейдельберга; новейшие курсы Г. читаются в Сорбонне (Париж), в Цюрихе, Берне и Базеле (Швейцария), в США — в Йельском университете и Школе социальных исследований (Нью-Йорк) и различныхпсихиатрическихбольницах, в Нидерландах и Израиле (в нек-рых университетах Г. читают после завершения курса психологии, в др. — как часть медицинского курса). Отечественные почерковеды используют нек-рые признаки почерка и письма, описанные графологами, для решения таких задач, как установление пола и состояния пишущего и др.
♦ Лурье ревновал Ахматову к ее почерку: не позволял посылать в журналы стихи от руки, только на машинке (Лукн., 69). Кокто поразил Эйзенштейна тем, что, увидев его, вскочил, бросился к столу и стал писать его почерком. Ничего особенного: не только Гиппиус в письмах Волынскому тоже писала его почерком, но и Цветковская в письмах Бальмонту. У Т. М. была знакомая старушка, угадывавшая характеры по почерку, я послал ей тетрадь конспектов по античности — тут и русский, и латинский, и прямой, и косой… Вернула: "Вот если бы частное письмо…"
(от греч. γράφω «пишу», λλόγος «учение»). Термин введен французским аббатом Мишоном в 1872 г. в работе «Тайны письма». Графология предусматривает соответствие между психологическим типом человека и его почерком. Т.е. почерк человека несет отпечаток его характера. В графологии считается, что по почерку можно многое узнать о человеке: его прошлое, болезни, судьбу и даже внешность. Термин «графология» часто применяют в судебной экспертизе.
В последнее время появилось понятие этническая графология, посредством которого пытаются связать форму и вид национального письма с национальным характером.
(от графо... и ...логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.
ГРАФОЛОГИЯ, и, ж. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека.
| прил. графологический, ая, ое. Г. анализ.
ж.
Исследование почерка с точки зрения отражения в нем свойств характера,
способностей и психических состояний пишущего.
— искусство узнавать характер, темперамент, настроение человека по его почерку. В XVII в. о Г. писал итальянский ученый Камилло Бальдо (1622). Лафатер также признавал возможность графологического искусства. В XIX в. Г. продолжала интересовать многих ученых. Литература по Г. довольно обширна. В последнее время французский аббат Мишон ("Syst è me de Graphologie", 9 изд., 1891) и физиолог Прейер ("Zur Psychologie d. Schreibens", 1895) пытались научно обосновать графологич. методы наблюдений. Графологич. наблюдения предлагались также для исследования душевных болезней и преступности.
Ср. Schwiedland, "Gesch., Theorie und Begr ü ndung d. Handschriftendeutung" (1883); Lombroso, "Handbuch d. Graphologie" (с итал.); Meyer, "Die wissenschaftl. Grundlagen d. Graphologie" (1901). В Париже и Мюнхене изд. специальные журн. по Г.