греки, греков, ед. грек, грека, муж. Название народа, занимающего южную часть Балканского полуострова.
(самоназвание - эллинес), народ, основное население Греции (9,72 млн. человек). Общая численность 12,4 млн. человек (1992). Живут также на Кипpе (570 тыс. человек), в США (550 тыс. человек), Германии (300 тыс. человек), в Российской Федерации (92 тыс. человек) и др. Язык греческий (новогреческий). Верующие - в основном православные.
ГРЕКИ, ов, ед. грек, а, м. Народ, составляющий основное население Греции.
| ж. гречанка, и.
| прил. греческий, ая, ое.
(физический тип, распространение, численность). — О типе древних Г. (эллинов) мы можем судить по произведениям их искусства (статуям, бюстам, барельефам, изображениям на вазах, монетах и т. п., представляющим богов, героев и исторических деятелей), отчасти также по описаниям поэтов и историков и по остаткам (черепам), находимым в древнегреческих гробницах. Между греками были и брюнеты с черными глазами и волосами цвета "вороньего крыла", и блондины, иногда с золотистыми волосами и с большими голубыми глазами; был тип долихоцефальный, замечаемый, например, в изображениях Зевса, Афины, Афродиты, Артемиды, Аполлона, Эскулапа, а из исторических личностей — Мильтиада, Эсхила, Софокла, Демосфена, Перикла и др.; был и тип брахицефальный, например у Геркулеса (фарнезского), иногда у Зевса, у Сократа и др. Первый из этих типов Николуччи считает специально греческим, второй — пелазгическим, т. е. характеризовавшим доэллинское население Греции, вошедшее, однако, в состав позднейших эллинов. Оба эти типа встречаются и в черепах из древнегреческих могил, но первый — в преобладающем числе. Вирхов, исследовавший древние троянские черепа, констатировал тоже преобладание у них долихоцефалии и мезоцефалии с весьма небольшою примесью брахицефального типа. Относительно современных Г. неоднократно было высказываемо мнение, что в жилах их мало древнеэллинской крови, что большинство их — потомки тех варваров, которые наводнили Грецию в средние века, и что скорее можно встретить чистый греческий тип в Сицилии или Неаполе (где население восприняло в себя много греческой крови), чем в самой Греции. Ш. Ленорман, Э. Абу, особенно же Фальмерайер представили различные доводы в подтверждение этого взгляда, заимствованные как из истории, так и из непосредственного наблюдения. Фальмерайер указывает, напр., на нашествия вандалов, остготов и болгар, из которых последние утвердились настолько прочно в Македонии и некоторых частях Пелопоннеса, что этим областям придавалось даже некоторое время название "Склавинии"; хотя в IX веке византийские императоры очистили страну от варваров, но новое заселение ее последовало с разных островов и из Малой Азии и уже не эллинами, а народом, говорившим на новогреческом, ромайском языке. Впоследствии этому смешению содействовали еще войны с болгарами, захваты венецианцев и генуэзцев, нашествие турок и продолжительные войны с сербами и албанцами, из которых последние уже с XIII в. начали основывать в Греции свои колонии, а в XIV в. распространились до Пелопоннеса. В новейшее время, однако, большинство исследователей, ближе знакомых с современными Г., решительно опровергают этот взгляд и доказывают, что Г. сохранили в большей степени свою племенную чистоту, чем многие другие народы Европы, и что воспринятая ими примесь не была значительна. Многие из чуждых элементов, напр., франки, турки, нисколько не оказали влияния на состав греческого племени; болгары рано слились с Г. и приняли их язык; албанцы заселили гуще только некоторые местности внутри страны, далее от берегов; притом они искони (как потомки иллирийцев) были сродни Г. и в течение последних веков боролись заодно с Г. против турок (многие знаменитые борцы за греческую свободу, как Миаулис, Канарис и др., были албанцы). Береговое же и островное население оставалось все время греческим и испытало сравнительно небольшую примесь. Новейшие наблюдатели нередко констатируют среди современных Г. такие же красивые типы, как и у древних эллинов, и присутствие изредка блондинов среди преобладающего черноволосого населения, а анатомы — и довольно распространенную долихоцефалию с тем только отличием, что местами теперь больше, чем в древности, распространена брахицефалия, особенно в более северных областях, где можно допустить большее влияние албанского (брахицефального?) элемента. Греческий язык, испытав в течение веков некоторые изменения и примеси, остался в сущности тоже греческим, и Миклошич мог насчитать в нем только около сотни слов, заимствованных из славянских языков, да и то иные, может быть, через посредство албанцев и турок. Влияние албанцев и турок отразилось еще отчасти на национальном костюме, на замкнутой жизни женщин, на некоторых обычаях; но греки остались греками по их способности и страсти к мореходству, торговле, любви к отечеству, трезвости и умеренности в пище и питье, семейственности, стремлению к образованию, живому участию в политической жизни страны, многим народным поверьям и т. д. Только художественный дух и вкус древней Эллады исчез у современных греков; в скульптуре, живописи, музыке они не заявляют себя ничем выдающимся; не замечается даже особой склонности к этим искусствам. Там, где эллины имели значительные колонии — на сев. берегах Черного моря, в южной Италии, южной Франции, Египте и т. д., следы их мало заметны, но в населении встречаются иногда черты греческого типа. В настоящее время греки населяют все побережье европ. Турции, начиная с мыса Еминэ к С от Варны до Солунского (Салиникского) зал., а также побережье Албании. Вдоль Марицы греческие селения распространяются до Адрианополя, где по крайней мере 25% населения — греки; затем по верхней Марице они живут в Станимане и в Филиппополе. В Македонии Серес — почти совершенно греческий город, но в Салониках греки составляют не более 20%; зато Халкидский полуостров, Македонская равнина, о-ва Фарос, Самотраке, Имброс и другие населены сплошь греками, равно как и в Константинополе число их больше, чем в каком-либо другом городе (не исключая Афин). Число всех греков Теоб. Фишер полагает в 4 1/2 — 5 миллион.; из них без малого 2 млн. в Греческом королевстве (в 1889 г. все население королевства было определено в 2187208 чел., но из них около 200000 албанцев, куцовлахов и иностранцев), а остальные главным образом в европ. и азиат. Турции. В пределах России колонии греков имеются в Таврической губ. (Балаклава, Мелитополь и др.), в Закавказье (по р. Цалке) и др.; прежде была еще колония в Нежине. Ср. Nicolucci, "Sull' Antropologia della Grecia" (1867); R. Virchow, "Alttrojanische Gräber und Schädel"; Teob. Fischer, "Die Balkan Halbinsel" (в "Allgem. Länderkunde", her. v. Kirchhoff); Deschamps, "La Grèce d'aujourd'hui" (1892); Melingo, "Griechenland in unseren Tagen" (B., 1892).
Д. А.
представители древней нации, большинство которых проживает в одноименном государстве.
Г. инициативны и деловиты. Они стараются решить проблему сразу, без лишних согласований и не откладывая ее на потом. Одной из отличительных черт греков является трудолюбие. Руками греческого народа воздвигнуты величественные архитектурные сооружения в Салониках, Патрах, Афинах и других городах страны.
Грекам свойственны мужество и стойкость. Высокий героизм проявляли греки, когда боролись против турецкого господства и против гитлеровских оккупантов в годы второй мировой войны.
В выступлениях народных масс против иноземных захватчиков проявлялись свободолюбие греческого народа и его ненависть к угнетателям.
Анализируя интеллектуально-познавательные особенности населения Греции, следует отметить его прирожденную изобретательность. Природа наделила греков пытливым умом и творческим талантом. Не случайно Греция дала миру большое количество всемирно известных ученых, философов, мыслителей, писателей, поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, таких как: Гомер, Эврипид, Пифагор, Платон, Сократ, Софокл, Фидий, Эсхилл, Геспод, Геродот, Архимед, Аристофан, Аристотель, Гиппократ, Пракситель и многих других.
Значительная часть населения страны преклоняется перед любой интеллектуальной и даже конторской работой.
Большинство греков имеют склонность к торговле. Многие мечтают открыть свое дело, приобрести лавку, пусть даже самую крохотную лавчонку. Владелец такой лавчонки никогда не скажет, что у него нет какого-либо товара. Он сбегает к соседу, займет у него нужную вещь, но не откажет покупателю, чтобы не потерять клиентуру. Небольшая лавка, кустарная мастерская - дело всей семьи. В серьезном и бережном отношении к этой собственности выражается стремление к самостоятельности, к обогащению, нежелание работать по найму на своего соплеменника. Чураясь работы по найму у "чужих", грек в то же время охотно работает на своих родственников.
Греки - эмоциональный народ. По характеру они чрезвычайно общительны, непосредственны в проявлении своих чувств, переживаний и обладают чувством юмора. Характерной их чертой является также живой темперамент, который проявляется, в частности, и в широком использовании жестикуляции в процессе общения. Греки любят внешний блеск и нарядность, всегда хотят находиться в центре внимания: Многие имеют собственные визитные карточки с указанием занимаемой должности и имеющихся заслуг.
При разговоре с греком необходимо проявлять осторожность в выражениях, так как одно резкое слово может вывести его из равновесия, тем более что многие из них отличаются повышенным самомнением. Большинство греков, особенно горожане, живо интересуются политикой, легко поддаются агитации, с готовностью участвуют в демонстрациях и митингах.
Заметна разница в поведении и характере северян и южан. Северяне трудолюбивы, бережливы, остроумны и общительны. Среди них много эмигрантов, в том числе и из России. Для южан характерно чрезмерно развитое чувство национализма и панэллинизма, корыстолюбивы и менее серьезны в отношении к труду.
Для жителей внутренних районов страны и островов в Эгейском море, где до сих пор царят невежество и отсталость, характерны забитость и пассивность.
Греки горячо любят свою землю, гордятся ее великим прошлым, культурой и традициями. На родном языке они величают себя "эллинами", поскольку, немного сохранив в душе и облике черты своих великих предков, они ощущают себя их потомками. Среднестатистический грек, будь он преуспевающий бизнесмен, средний служащий или мелкий лавочник, горд за свою принадлежность к некогда великой нации.
Большинство современных греков придерживаются мнения, соответствующего поговорке "за кордоном хорошо, а дома лучше". В результате проведения в конце 1994 г. в Афинах социологического опроса выяснилось, что 70 из 100 опрошенных греков считают, что ни в одной другой стране они не жили бы так хорошо, как в Греции. И лишь только 5 из 100 хотят жить в США.
Многие греки сознательно отказываются от "лучшей жизни". Они исходят из следующих соображений: во-первых, прекрасный климат, во-вторых, отличные условия для отдыха и развлечений, в-третьих, низкий уровень преступности и самое главное - высокий уровень человеческих отношений. Таким образом, несмотря на то что среди стран Европейского Союза в Греции самый низкий доход на душу населения, самая высокая инфляция и самая низкая производительность труда, греки предпочитают жить на Родине.
У греков сильно развито чувство местного патриотизма, кумовства. В сельской местности грек не пройдет мимо незнакомого человека, не поздоровавшись с ним, и не спросив, как идут дела. Независимо от материального положения греки оказывают гостеприимство с чрезвычайной гордостью. Любое денежное вознаграждение за это со стороны гостя может вызвать обиду хозяина.
В Греции действуют традиции так называемой "родственной солидарности". Состоятельный человек никогда не допустит, чтобы его родственники прозябали в нищете. Можно привести следующий показатель. Примерно треть валового национального продукта Греции приходится на долю "теневых доходов".
Это и вторая работа, и скрываемый от налоговых инспекторов реальный объем производства на частных предприятиях, надомный труд, а также умышленно заниженные заработки частных врачей, адвокатов и представителей других "свободных профессий". В результате каждый четвертый грек живет в собственном доме, а каждый третий - ездит на личном автомобиле.
Многие национально-психологические особенности греков связаны с религией. Церковь занимает важное место в жизни населения. В греческих селах и городах церквей и часовен порой насчитывается больше, чем школ.
По всей стране широко отмечаются религиозные праздники. Их ритуальная сторона в течение веков приспособлена для обслуживания интересов правящих кругов, маскировки социального неравенства, формирования у масс иллюзий о всеобщем "благоденствии". Наиболее крупными из праздников являются Рождество, Крещение, Пасха и другие. В дни религиозных праздников совершается массовое паломничество верующих к "святым местам".
Наряду со строгим соблюдением всех праздников грекам свойственна некоторая легкость в поведении. Они большое внимание уделяют проведению досуга. Различные слои греческого общества относятся к нему по-разному. В рабочие дни мужчины обычно проводят свободное время в тавернах в отсутствие жен. В субботние и воскресные дни таверны посещают чаще всего семьями. Таверна для грека - своеобразный центр культурной жизни, а также отдыха.
Многие греки отличаются суеверием. Они верят в различные приметы, наговоры.
Характерной чертой большинства греков является преклонение перед власть имущими. Эти элементы рабской психологии умело используют правящие круги.
Основное место в содержании идеологической и пси-хологической обработки населения отводится пропаганде православия, восхвалению существующего в стране строя, разжиганию национализма. Всемерно подчеркивается "исключительность" греков, "величие" их прошлого. В последнее время в связи с, обострением греко-турецких противоречий по кипрскому вопросу и вокруг проблемы о правах на нефтеносный континентальный шельф Эгейского моря в стране широко развернута националистическая антитурецкая пропаганда, призванная переключить внимание масс с внутренних дел на дела внешние, отвлечь от борьбы за разрешение коренных проблем в стране.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
(греч. graikoi)
народность, которая стала формироваться в нач. II тыс. до н.э. с вторжением на Балканский п-ов ахейцев, ионийцев и дорийцев из Иллирии и Придунавья. Первоначально г. назывались эпирскими дорийцами. Италики перенесли это название на все племена, населявшие Балканский п-ов, сами же г. называли себя эллинами. Они относились к индоевропейской группе народов. Племена двигались потоками; последнее дорийское вторжение датируется XII в. до н.э. В результате были заселены острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Впоследствии, в эпоху греческой колонизации, установилось общегреческое культурное единство и общее для всех греков название «эллины». Они заселили побережье Черного и Средиземного морей. В период эллинизма г. поселились в Передней и Средней Азии, там же возникли их государства. С покорением римлянами Македонии в 148 г. до н.э. Греция стала частью Римской державы.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)