грех, греха, муж.
1. У верующих - нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство - грех.
2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. В наши горячие дни замедление темпов - тяжелый грех пред делом социализма. "Известия", 1931 г., № 97.
3. в знач. сказуемого с инф. То же, что грешно (разг.). «Над старостью смеяться грех.» Грибоедов.
• Не грех, с инф., кому (разг.) - позволительно, следовало бы. Старику не грех и отдохнуть. Принять на себя грех (разг.) - принять на себя ответственность, вину. С грехом пополам (разг.) - плоховато, едва-едва. Работать с грехом пополам. Он объясняется по-русски с грехом пополам.
Общеславянское – grechъ (ошибка, путаница).
Древнерусское – гр(ять)хъ.
Старославянское – гр(ять)хъ.
Слово «грех» широко распространенно в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках с известным современному русскому языку значением «ошибка», «грех». Древнерусское слово восходит к общеславянской основе grechъ, образованной из groi-s-us – «заблуждение», «путаница», «ошибка».
В XI в. была известна и другая древнерусская форма этого слова – «съгр(ять)за» (ошибка, смешение), от «гр(ять)зь» – «грязь».
Родственными являются:
Чешское – hrich.
Польское – grzech.
Производные: грешный, грешить, греховный.
Грех в католицизме — это «слово, действие или желание, противные вечному Закону». Концепция греха в католицизме предполагает, что грех есть проступок против истины, разума, чистой совести, который ранит человеческую природу и повреждает человеческую солидарность; это недостаток настоящей любви к Богу и ближнему из-за порочной привязанности к некоторым благам.
Грех восстаёт против Божией любви к человеку и отвращает от этой любви сердца людей. Грех определяется Римско-католической церковью как оскорбление Господу: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс 50,6). Любой грех, начиная с первородного — это мятеж против Бога в желании сделаться «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3,5). Таким образом, грех есть «любовь к себе, доведённая до презрения к Богу» — такое самовозвышение делает грех диаметрально противоположным послушанию Иисуса Христа, совершившего спасение.
Грех воровать, да нельзя миновать - приходится поступать так, как складываются обстоятельства, не так, как хотелось бы
Грехи наши тяжкие - выражение сожаления по поводу чего-либо
Дурен (или страшен), как смертный грех - об очень некрасивом человеке
Есть грех - о том, что когда-то случилось, было на самом деле
Как на грех - как нарочно, к несчастью
На грех мастера нет - с каждым может случиться беда, неприятность, несчастье, каждый может совершить проступок
Не без греха - с какими-то нарушениями, не совсем честно
От греха (подальше) - во избежание беды, неприятности
С грехом пополам - кое-как, еле-еле, с большим трудом
Что (или нечего) греха таить - нужно, следует признаться
религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие "Г." зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. В Библии история человечества открывается историей грехопадения первых людей, повлекшего за собой изменение человеческой природы и мира в целом.
В библейских текстах Г. связывается с проявлением всех нравственных аномалий в жизни человека; в Г. кроется причина отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни; моральный смысл Г. - это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. В евангельских текстах проступает тайна искупительной смерти Христа, взявшего на себя Г. мира. Своим учением Христос выражает непримиримость по отношению к Г. и как победитель Г. имеет власть прощать грехи людей. Согласно западной и восточной церковным традициям, в основе Г. лежит представление о религиозной автономии человека. Западная традиция усматривает исходный момент Г. в несовершенстве человеческой воли, которая не может не грешить, поскольку она зла (Августин). В восточной традиции причиной Г. становятся страсти (болезнь воли), а Г. понимается как сознательное и добровольное нарушение человеком Божественного закона.
По степени морального осуждения Г. подразделяются на смертные и несмертные. К смертным (ведущим к "вечной смерти души", если она не покается) относятся: сребролюбие, блуд, чревоугодие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость - все они являются источниками для других грехов; Г. против Святого Духа: сознательное противление истине, закоснение во злобе, зависть к духовным дарам ближнего, нерадение о покаянии; "вопиющие к небу": преднамеренное убийство, мужеложество, оскорбление родителей, вдов и сирот. Грехи, называемые "несмертными, или простительными", бесчисленны, и каждый из них в отдельности не лишает человека Божественной благодати, но в совокупности они открывают путь к грехам смертным. Преодоление Г. возможно для человека лишь путём покаяния.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57-58)
(преступление закона). Грех есть беззаконие (1 Ин 3:4). Он перешел к человеку от диавола. прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть.
в христианстве как сознательное, так и бессознательное отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. Грех произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом Адам и Ева. Первородный грех, заразивший натуру прародителей, стал условием для личных грехов каждого человека.
В основе греха лежит себялюбие, которое может проявляться либо преимущественно в сфере чувственной, либо преимущественно в сфере духовной. Поэтому и все грехи имеют характер либо чувственный, как, например, стремление к жизненным наслаждениям и чувственным удовольствиям, либо духовный, такие как гордость, высокомерие и др.
Не грех, с инф., кому (разг.) - позволительно, следовало бы.
► Старику не грех и отдохнуть.
С грехом пополам (разг.) - плоховато, едва- едва.
► Он объясняется по-русски с грехом пополам.
Грешным делом, вводное слово (разг.) - к сожалению; хотя это и не хорошо.
► Я, грешным делом, люблю выпить рюмочку перед обедом.
Грешный человек (разг.) - в знач. вводного слова: виноват, каюсь.
► И я, грешный человек, изредка пописывал передовые статейки. Салтыков-Щедрин.
♦ Гладстон сказал: ирландцам досталась двойная доза первородного греха. См. ГРЕХ. "Ольгу Мочалову губят грехи, а Фейгу Коган — добродетели", — говорил Вяч. Иванов (РГАЛИ, 273, 2, 21).
♦ "А какой самый большой грех, по-вашему? — Самосовершенствование, — сказал гнутый, — без боли другому не обходится" (Ремизов, "Мартын Задека").
♦ Е. В. А спрашивала знакомого священника (он же библиограф по призванию), с какими грехами люди приходят на исповедь. Он ответил: "Один сказал: накричал на канарейку…"
(Хет)
Всякое деяние, при котором человек нарушает повеление или запрет Торы*.
Все заповеди Торы, определяют ли они отношения между человеком и его ближним или отношения между человеком и Творцом, даны Превечным для исполнения, и нарушающий их грешит перед Господом. В Библии даны разные определения Г., и все они делятся на "шгагот" (ошибки), то есть грехи, совершенные без злого намерения, и "здонот" (злонамеренные), то есть деяния, совершенные по злой воле. Тора не различает между Г. по отношению к ближнему и грехом по отношению к Творцу. Г. против ближнего - это Г. против Бога.
Однако мудрецы видят существенное различие между грехом по отношению к ближнему и грехом по отношению к Творцу. Йом Кипур* искупает только последний, а чтобы искупить первый, человек должен примириться с ближним.
Хазал* делили Г. на "легкие" и "тяжкие" и так же, как в Библии, на "злонамеренные" и "ошибочные". Особенно порицали мудрецы тех, кто совершали Г. открыто - "бефаргесья" (на виду у многих). А в отношении каждого из трех следующих Г. - идолопоклонство, кровосмешение и кровопролитие - сказано, что еврей должен быть готов умереть, но не согрешить. Основатели хасидского движения видели в познании величия Бога и в благоговении перед Ним защиту от Г.: если человек постигнет величие Божие и человеческое ничтожество, он убережется от Г.
Первородный грех
Господь сотворил человека по образу Своему и передал ему Сад Эденский* - обрабатывать и сторожить его. Но человек не устоял против соблазна змия и согрешил. Таким образом, первородный Г. состоит в том, что человек не был в силах превозмочь свои дурные наклонности ("йецер hа-pa"*) и вероломно обманул оказанное ему доверие. Таким образом, причина П.Г. заложена не в характере человека, а вне его. В словах "...у входа грех лежит, и к тебе влечение его, но ты должен властвовать над ним" (Быт. IV, 7) выражена мысль, что в человеке заложена наклонность к греху, но он может бороться и силой воли своей одолеть его. И еще сказано, что "нет праведника на земле, который не согрешил бы", так как полное совершенство - свойство одного лишь Господа, но человек должен стремиться уподобляться Ему.
— это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Слова в Быт.1:28, переведенные в русской Библии как «плодитесь, размножайтесь», в оригинале обозначают: «растите, совершенствуйтесь и умножайтесь числом» (при этом без знания добра и зла — Быт.2:16 -17, и обладая бессмертием — Быт.2:9,16, которое, согрешив, человек потерял — Быт.3:24). Ясно, Бог хотел, чтобы человек выбрал путь совершенствования через послушание, но Он не отнял у него возможности и ослушаться, то есть сделать собственный и добровольный выбор. Некоторые говорят, почему Бог не закрыл этот путь? Но тогда разве была бы свобода человека истинной? Имея возможность убить, разве обязательно нужно убивать? Не более ли заслуги в том, чтобы сдержаться? Если бы человек был во всем автоматически послушен воле Божией, он был бы робот, но Бог хочет иметь дело со свободной личностью, способной сделать правильный выбор, имея все возможности. И у Бога был Свой, ·возм., длительный, но благодатный план приведения человека к полному совершенству, но человек избрал свой, быстрый путь сравняться с Богом (Быт.3:5) через чувственное познание, поддавшись искушению. Так грех через Адама вошел в мир, а им и смерть (Рим.5:12). И человек продолжает грешить, уклоняясь постоянно на свою дорогу (Ис.59:2 ; 1Иоан.3:4). Грехом поэтому называется также и каждое отдельное преступление заповедей Божиих. Но даже если человек это сознает, он не может искупить себя из рабства греха (в котором он остается по наследству) собственными силами, ибо ничего, как раб, своего не имеет, но только веруя в искупление, совершенное ради нашего спасения ценою невинной Крови Спасителя нашего Иисуса Христа, человек может спастись. В еврейском тексте «грех» и «жертва за грех» обозначается одним термином (2Кор.5:21) и в этом смысле нужно понимать Быт.4:7. (см. искупление, спасение)
беззаконие, перешедшее к человеку от дьявола, который прельстил в райском саду Адама и Еву. Дьявол в образе змея уговорил Еву вкусить плодов от Древа познания добра и зла. Она попробовала плод, нашла, что он приятен на вкус, и предложила поесть Адаму. Так первые люди нарушили первую заповедь Божью, то есть впервые согрешили. Несмотря на кажущуюся незначительность данного греха, вместе с ним в мир вошли смерть и проклятие.
Грех
♦ Péché
Религиозное название вины; оскорбление, нанесенное Богу нарушением того или иного из его заветов. Если Бога нет, то нет и греха в собственном смысле слова. Остается вина, проявления которой бесчисленны и которую никто не запрещает нам именовать грехом, вкладывая в это понятие светский смысл. Тогда грех – это оскорбление человечности в себе или в других.
А. Темы в Библии
ГРЕХ как тема:
♦ Бытия:
Быт 6:5
♦ Судей:
Суд 21:25
♦ Исаии:
Ис 1:4
♦ Малахии:
Мал 1:8
♦ послания к Римлянам:
Рим 2:12
♦ первого послания Иоанна:
1Ин 3:6
Б. Слова, означающие греховность
♦ беззаконие:
Пс 31:1,5; Пс 50:3,11
♦ развращение:
Быт 6:5
♦ зло:
Быт 8:21
♦ преступление:
Исх 34:7
♦ нечистота:
Лев 16:16
♦ отступление:
Нав 22:22
♦ коварство:
1Цар 24:12
♦ вина:
Пс 68:5
♦ неправда:
1Ин 1:9
♦ тление:
2Пет 2:19
В. Происхождение греха и мера греховности
1. Первородный грех
♦ Адам и Ева ослушалисьБожия повеления:
Быт 3:1-7
♦ их грех перешел на все человечество:
Рим 5:12,15; 1Кор 15:22
2. Мера греховности сейчас
♦ каждый из нас грешен:
Пс 13:2,3; Рим 3:10–20,23
♦ греховен уже при зачатии:
Пс 50:7
♦ пропитаны грехом сердца людей:
Быт 6:5; Иер 17:9; Мф 15:18-20
♦ лишь Христос был безгрешен:
2Кор 5:21; Евр 4:15; 1Пет 2:22; 1Ин 3:5
Г. Бог и грех человеческий
1. Его отрицательная реакция
♦ скорбит от греха:
Быт 6:6
♦ гневается на грех:
Пс 77:19–21,56-59; Ин 3:36; Рим 1:18
♦ ненавидит грех:
Пс 5:5; Притч 6:16-19
♦ наказывает грех:
Быт 3:15–19; Ис 3:11–26; Ам 3:2
2. Его положительная реакция
♦ послал Своего Сына умереть за грешников:
Ин 3:16; Рим 5:8; 1Ин 4:10
♦ прощает грех:
Исх 34:6,7; 1Ин 1:9
♦ удаляет грех:
Пс 102:8-13
♦ изглаживает грех:
Ис 44:22
♦ ввергает в пучину все грехи:
Мих 7:19
♦ бросает все грехи за хребет Свой:
Ис 38:17
♦ не вспоминает более грехи наши:
Иер 31:34
Д. Христос и грех человеческий
♦ Он был безгрешен:
2Кор 5:21; Евр 4:15; Евр 7:26; 1Пет 2:22; 1Ин 3:5
♦ Он оплатил наш грех:
Рим 4:25; Рим 8:3; Кол 2:13,14; 1Пет 2:24
♦ Он прощает грех:
Мк 2:5-12; Лк 7:48; Кол 1:13,14
♦ Его кровь искупает нас от греха:
Еф 1:7
♦ Его кровь очищает нас от греха:
1Ин 1:7
♦ Он берет на Себя грех мира:
Ин 1:29; 1Ин 2:2
Е. Человек и его грех
1. Как грех поражает нас
♦ несем ответственность за наш грех:
Иез 18:10-18
♦ подотчетны Богу за грех:
Иер 17:10; 2Кор 5:10; Откр 20:12
♦ смертные из-за своего греха:
Быт 2:17; Рим 6:23; Иак 1:15
♦ не можем искупить свой грех:
Пс 48:8; Мф 16:26
2. Каким должно быть наше отношение к греху
♦ исповедать его:
Пс 31:1–5; Притч 28:13; 1Ин 1:9
♦ раскаяться в грехе:
Иез 18:30,31; Деян 3:19,20
♦ отвернуться от греха:
Пс 33:14,15; Ис 1:16; 3Ин 11
♦ ненавидеть грех:
Пс 96:10; Ам 5:15; Рим 12:9
♦ отбросить грех:
Евр 12:1
♦ бороться с грехом:
Еф 6:12,13; Евр 12:4
3. Какие благословения мы получаем после исповедания
♦ мы получаем прощение за наши грехи:
Деян 10:43; Пс 31:6
♦ Бог полагает нас праведными:
Деян 2:38; Рим 4:5–8; Флп 3:9
♦ очищаемся от греха:
1Ин 1:9
♦ освобождаемся от греха:
Рим 6:7,18,22
♦ омываемся от греха:
Откр 1:5
♦ больше не рабы греху:
Рим 6:6,17
♦ не живем греховной жизнью:
1Ин 3:6,9; 1Ин 5:18
♦ умерли для греха:
Рим 6:2,11
♦ ушли от смерти к жизни:
Рим 6:23
♦ (ENG sin)
для перевода слова "грех" использовались различные древнееврейские и греческие слова, обладающие множеством оттенков значения. Теологически грех - это человеческое состояние отделенно-сти от Бога, проистекающее из противостояния Божественным целям. Это может быть нарушением Божественного закона, отклонением от воли Бога или бунт. Грех требует прощения Богом.
• Sin
Преступление Божьего Закона; несоответствие Божьим стандартам для всех людей, т.е. святости Божьей, явленной в Иисусе Христе.
в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие "греха" выделяется из более древнего и внеморального понятия "скверны" (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов - табу); теология выделяет "первородный" грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.
ГРЕХ, а, м.
1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г.
2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха.
3. Предосудительный поступок. Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.).
4. в знач. сказ., с неопр. Грешно, нехорошо (разг.). Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным).
• Грех пополам (прост.) придётся обоим отвечать за какуюн. вину, ошибку.
Долго ли до греха (разг.) легко может случиться беда.
И смех и грех (разг.) и смешно и досадно.
Как на грех (разг.) как будто нарочно.
Как смертный грех (страшен, некрасив ктон.) (разг.) очень страшен, некрасив.
Не грех (бы), с неопр. (разг.) хорошо бы, можно, нужно было бы. Не грех бы отдохнуть.
От греха (подальше) (разг.) во избежание неприятности.
С грехом пополам (разг.) кое-как, еле-еле.
Что или нечего греха таить (разг.) нужно, следует признаться.
| уменьш. грешок, шка, м. (ко 2 и 3 знач.). Водятся грешки за кемн.
— Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола, Г. есть беззаконие (1 Иоан. 3, 4). Г. произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотребления разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены святой Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом прародители. — В Г. первородном — так как он был Г. природным, т. е. заразившим натуру прародителей и потому наследственным, — явилось условие для личных Г. каждого человека. Таким образом, личные Г. каждого человека происходят от поврежденной природы человеческой при содействии внешнего мира, который, по апостолу, во зле лежит, и диавола. — Основа Г. в эгоизме, себялюбии. По двоякому составу человека — духовному и телесному, — себялюбие может проявляться или преимущественно в стороне чувственной, или преимущественно в стороне духовной. Поэтому и все Г. при всем их разнообразии могут быть разделены на две эти категории: одни имеют характер чувственный, как стремление к чувственным удовольствиям и жизненным наслаждениям всякого рода; другие имеют характер духовный, как гордость, высокомерие и проч. Такое разделение подтверждается словами апостола, в которых к основным Г. причисляются: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (I Иоан. 2, 15). — В нравственном богословии указываются различные деления Г., причем в основание деления принимается или свойство греховных действий, или степень участия в Г. сознания и воли человека, или тяжесть самого преступления. Главнейшие из этих делений: Г. опущения, когда не исполняется то, что повелевается, — и Г. действия, или нарушения, когда делается то, что прямо воспрещается. Г. вольные, когда человек с полным сознанием совершает противозаконное, не употребляя даже усилия сопротивляться такому влечению; Г. невольные — совершаемые по незнанию, неосторожности, неосмотрительности и по духовной или физической слабости. Г. простительные, совершаемые по слабости и немощи с сознательным осуждением действия и с нежеланием; Г. тяжкие и по свойству поступка, и по упорству в греховном действии злой воли. К этому разряду принадлежат Г. смертные, т. е. такие, которые, по упорству человека в Г. и преданности злу, истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия божественной благодати. По тяжести величайший Г. — против Духа св., который может состоять в хуле на Бога, в отчаянии в милости Божией или в дерзком уповании на бож. благодать. Этот Г., по словам самого Спасителя (Мф. 12, 31 32; Марк. 3, 28—30. Лук. 12, 10), не простится человеку ни в сей век, ни в будущий. Это зависит от нераскаянности грешника, а не от недостатка благодатных средств для спасения. Вопросами о сравнительной тяжести Г. и вменяемости их особенно много занимались средневековые католические богословы и преимущественно иезуиты, в своих трактатах по нравственному богословию создавших уродливую и возмутительную казуистику. Восточные отцы и особенно подвижники в своих сочинениях уяснили на основании опыта и самонаблюдения процесс развития Г. в человеке от первого момента до пленения и рабства греховного, имея при этом цели назидательные и педагогические.
П. Васильев.