гуашь, гуаши, мн. нет, жен. (франц. gouache) (живоп.).
1. Непрозрачная акварельная краска.
2. Картина, исполненная этой краской.
(франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой.
ГУАШЬ, и, ж. Непрозрачная краска, растёртая на воде с клеем и примесью белил, а также картина, написанная такой краской.
| прил. гуашевый, ая, ое.
— живопись непрозрачными водяными красками, также краски для этого рода живописи, приготовляемые из красочного порошка, стертого на воде с клеем и примесью белил, сообщающих им непрозрачность. Обыкновенно употребляемый клей есть гуммиарабик.
Белила употребляются свинцовые, баритовые и цинковые. Примесь первых в очень малом количестве сообщает краске непрозрачность; но эти белила могут потемнеть со временем, и потому лучше употреблять цинковые. Баритовые белила хуже кроют, чем цинковые. Не все краски годны для Г.: в прежнее время пользовались только 14 или 15 красками, чего, впрочем, достаточно; но в новейшее время число таких красок значительнее. Эти краски, совершенно готовые, продаются наложенными в маленькие фарфоровые блюдца или низенькие баночки с крышечками или в металлических широкогорлых трубочках, из которых краску выжимают на фарфоровую или жестяную эмалевую палитру, с последней ее берут акварельной кистью, намоченной в воде. Жидкость для Г. должна быть так приготовлена, чтобы краска по высыхании не образовала бы трещин и не лупилась. Имея такую жидкость, можно стирать красочный порошок прямо на палитре сначала шпателем, а потом кистью. Гуашью пишут на бумаге, обыкновенно цветной, на дереве, на различных материях. Для увеличения приставания красок к поверхности покрывают ее предварительно раствором бычачьей желчи, особым образом подготовленной в твердом, полужидком или жидком виде. В живописи Г., наподобие масляных красок, светлые краски накладываются на темные, что делает работу гуашью более скорою, чем акварельными прозрачными красками, где белые места должны быть оставляемы нетронутыми и контур их сохраняется с осторожностью при накладывании других, более темных красок. Вид рисунка, сделанного гуашью, — матовый, легко впадающий в белесоватость, даже землистость, но гармоничность и слитность тонов легко достигаются. В живописи цветов и пейзаже по этому способу могут быть достигнуты хорошие оптические результаты. Прочность — небольшая, потому что слой сухой краски держится на поверхности только клеем. Г. употребляют часто как вспомогательное средство в обыкновенной акварели, примешивая очень небольшое количество белил к акварельным краскам.
Ф. П.
ж., гваш м. итал., иногда как нареч. род живописи водяными красками, с белилами, вообще красками, не сквозящими, кроющими густо, противопол. соковые краски, акварельная живопись.
(франц. gouache, от итал. guazzo ≈ водяная краска), краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил, а также произведение искусства, выполненное этими красками. Г. обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, фанере, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели (в сочетании с которой Г. часто применяется), когда художники, чтобы достичь плотности красочного слоя, примешивали белила в водяные краски. Г. широко использовалась уже в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии главным образом для выполнения книжных миниатюр, с эпохи Возрождения ≈ также для эскизов, картонов и подцвечивания рисунков, позже ≈ для портретных миниатюр. В 18 ≈ начале 19 вв. некоторые художники использовали Г. для выполнения миниатюрных рисунков (в России ≈ Ф.П. Толстой). Начало фабричного производства специальных гуашевых красок в середине 19 в. способствовало превращению Г. в самостоятельную по отношению к акварели технику, отличающуюся от неё густотой и непрозрачностью, матовостью тонов. В России техника Г. достигла высокого развития в конце 19 ≈ начале 20 вв. в творчестве В. А. Серова, А. Я. Головина, С. В. Иванова и др., которые применяли Г. и при работе над большими станковыми произведениями, используя плотность цвета Г. для достижения декоративных эффектов. Ныне Г. выполняются обычно оригиналы плакатов, книжной и прикладной графики, эскизы театральных декораций, декоративно-оформительские работы.
Лит.: Кипилик Д. И., Техника живописи, 6 изд., М. ≈ Л., 1950.
А. С. Зайцев.