25 ноября 2024
450 тысяч слов
+6 за сегодня

Значения слова гуашь

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

гуашь

гуашь, гуаши, мн. нет, жен. (франц. gouache) (живоп.).

1. Непрозрачная акварельная краска.

2. Картина, исполненная этой краской.

Энциклопедический словарь

гуашь

(франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой.

Словарь Ожегова

гуашь

ГУАШЬ, и, ж. Непрозрачная краска, растёртая на воде с клеем и примесью белил, а также картина, написанная такой краской.

| прил. гуашевый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

гуашь
  1. ж.
    1. Краска, растертая на воде с клеем и примесью белил, дающая непрозрачный слой.
    2. Картина, рисунок, написанные такими красками.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гуашь

— живопись непрозрачными водяными красками, также краски для этого рода живописи, приготовляемые из красочного порошка, стертого на воде с клеем и примесью белил, сообщающих им непрозрачность. Обыкновенно употребляемый клей есть гуммиарабик.

Белила употребляются свинцовые, баритовые и цинковые. Примесь первых в очень малом количестве сообщает краске непрозрачность; но эти белила могут потемнеть со временем, и потому лучше употреблять цинковые. Баритовые белила хуже кроют, чем цинковые. Не все краски годны для Г.: в прежнее время пользовались только 14 или 15 красками, чего, впрочем, достаточно; но в новейшее время число таких красок значительнее. Эти краски, совершенно готовые, продаются наложенными в маленькие фарфоровые блюдца или низенькие баночки с крышечками или в металлических широкогорлых трубочках, из которых краску выжимают на фарфоровую или жестяную эмалевую палитру, с последней ее берут акварельной кистью, намоченной в воде. Жидкость для Г. должна быть так приготовлена, чтобы краска по высыхании не образовала бы трещин и не лупилась. Имея такую жидкость, можно стирать красочный порошок прямо на палитре сначала шпателем, а потом кистью. Гуашью пишут на бумаге, обыкновенно цветной, на дереве, на различных материях. Для увеличения приставания красок к поверхности покрывают ее предварительно раствором бычачьей желчи, особым образом подготовленной в твердом, полужидком или жидком виде. В живописи Г., наподобие масляных красок, светлые краски накладываются на темные, что делает работу гуашью более скорою, чем акварельными прозрачными красками, где белые места должны быть оставляемы нетронутыми и контур их сохраняется с осторожностью при накладывании других, более темных красок. Вид рисунка, сделанного гуашью, — матовый, легко впадающий в белесоватость, даже землистость, но гармоничность и слитность тонов легко достигаются. В живописи цветов и пейзаже по этому способу могут быть достигнуты хорошие оптические результаты. Прочность — небольшая, потому что слой сухой краски держится на поверхности только клеем. Г. употребляют часто как вспомогательное средство в обыкновенной акварели, примешивая очень небольшое количество белил к акварельным краскам.

Ф. П.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гуашь

ж., гваш м. итал., иногда как нареч. род живописи водяными красками, с белилами, вообще красками, не сквозящими, кроющими густо, противопол. соковые краски, акварельная живопись.

Большая Советская Энциклопедия

гуашь

(франц. gouache, от итал. guazzo ≈ водяная краска), краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил, а также произведение искусства, выполненное этими красками. Г. обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, фанере, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели (в сочетании с которой Г. часто применяется), когда художники, чтобы достичь плотности красочного слоя, примешивали белила в водяные краски. Г. широко использовалась уже в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии главным образом для выполнения книжных миниатюр, с эпохи Возрождения ≈ также для эскизов, картонов и подцвечивания рисунков, позже ≈ для портретных миниатюр. В 18 ≈ начале 19 вв. некоторые художники использовали Г. для выполнения миниатюрных рисунков (в России ≈ Ф.П. Толстой). Начало фабричного производства специальных гуашевых красок в середине 19 в. способствовало превращению Г. в самостоятельную по отношению к акварели технику, отличающуюся от неё густотой и непрозрачностью, матовостью тонов. В России техника Г. достигла высокого развития в конце 19 ≈ начале 20 вв. в творчестве В. А. Серова, А. Я. Головина, С. В. Иванова и др., которые применяли Г. и при работе над большими станковыми произведениями, используя плотность цвета Г. для достижения декоративных эффектов. Ныне Г. выполняются обычно оригиналы плакатов, книжной и прикладной графики, эскизы театральных декораций, декоративно-оформительские работы.

Лит.: Кипилик Д. И., Техника живописи, 6 изд., М. ≈ Л., 1950.

А. С. Зайцев.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово гуашь может быть

Предложения со словом гуашь

  • Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставки под кисти и карандаши.
  • Изнутри можно, например, покрыть шкатулку темно-красной гуашью, продолжив таким образом традиции русских мастеров лаковой росписи.
  • Закрепляются навыки использования выразительных средств (цвета, формы, пропорций, композиции) и изобразительных материалов в соответствии с их спецификой (простой карандаш, кисть, перо, цветные карандаши, гуашь, акварель, пастель, сангина, угольный карандаш, восковые мелки, гелиевая ручка).
  • Ребенок берет печатку из картофеля за кончик, опускает другой ее конец в гуашь и прижимает к бумаге для получения отпечатка, потом берет другую печатку и делает новые оттиски другого цвета.