дальний, дальняя, дальнее.
1. Имеющий большое протяжение; ант. ближний. Дальний путь. Дальнее расстояние.
2. Отдаленный, далекий; ант. близкий. Дальние деревни.
3. Восходящий к общему предку не ближе, чем в третьем колене (о родстве). Дальний родственник. Дальнее родство.
• Без дальних слов - без предварительных разговоров, без лишних слов. Дальний восток - см. восток.
пос. Добровского района Каликинского сельсовета. Образован в 1922 г. (СНМЛУ, 5). Название - по дальнему земельному участку, на котором расположен этот поселок.
Без дальних слов (или разговоров) - не говоря, не рассуждая много, не теряя времени напрасно
Дальние (долгие) проводы - лишние слезы - длительные проводы только усугубляют тяжесть расставания
ближний
близкий
приближенный
соседний
центральный
близкий
ближний
приближенный
соседний
центральный
‘расстояние’
Syn: дальний, отдаленный, удаленный
Ant: близкий
город в Китае, см. Далянь.
ДАЛЬНИЙ, яя, ее.
1. То же, что далёкий (в 1 знач.). Дальние районы. Авиация дальнего действия. На дальних подступах (также перен.).
2. Восходящий к общему предку не ближе, чем в третьем колене. Д. родственник.
3. О поезде, автобусе: идущий на далёкое расстояние.
• Без дальних слов или разговоров не тратя лишних слов.
| сущ. дальность, и, ж. (к 1 и 2 знач.). Д. полёта. Д. родства.
— город, коммерческий порт и конечная станция Китайской Восточной железной дороги на Ляо-дунском полуострове. Создан был искусственно, чтобы имелся коммерческий порт в южной Маньчжурии. Ввиду несогласия военного ведомства приспособить Порт-Артур под коммерческий порт, о чем хлопотало министерство финансов, последнее остановилось на бухте Виктория, составляющей часть обширного Далянь-ванского залива, где поручено было обществу Китайской Восточной железной дороги выстроить удобный порт, могущий иметь мировое значение. Предполагалось создать, кроме необходимых портовых и железнодорожных сооружений, обширный населенный пункт по образцу европейских сетлементов в китайских открытых портах. Город разделялся на три части: административную, где были уже выстроены главнейшие здания, европейскую, где должна была сосредоточиться главная торговая деятельность порта, и китайскую, для туземного населения. К началу Русско-Японской войны многие здания и портовые сооружения были уже закончены настолько, что, по захвате города японцами, Дальний обратился в прекрасную военно-морскую базу для морских операций Японии, нашедшей здесь обширные мастерские, доки, депо и прочие приспособления. Самая бухта Дальнего была ограждена молом, постройка которого, впрочем, обесценила значение Дальнего, так как сделала его порт замерзающим в суровые зимы. С целью поднять значение порта, который не мог конкурировать с Ин-коу, общество Китайской Восточной дороги обратилось к системе уравнительных тарифов на провоз по железной дороге от Харбина, с искусственным повышением тарифов для грузов, следовавших через Ин-коу. Для грузов, идущих с севера на юг сплавом по реке Ляо-хэ, дорога не была в состоянии что-нибудь сделать. Вообще на оборудование Дальнего было затрачено свыше 30 миллионов рублей, но все эти расходы не оправдали ожиданий. В 1901 г. Д. посетило 379 коммерческих судов, и коих 292 было под японским флагом, 42 под русским, 15 под германским и 13 под английским. Главное сношение было с Чифу (256 пароходов). В том же году в Д. прибыло 44272 пассажира (на японских пароходах — 40 тыс.), из них 41695 человек из Чифу. Жителей в Дальнем к 1 сентября 1901 г. было 45408 (европейцев в том числе только 2106) и сверх того 10 тыс. войска. В городе числилось 510 торговых заведений. В мае 1904 г., после боя у Цзин-чжоу, с очищением нашими войсками Нань-шанских позиций, Дальний был в полуразрушенном виде занят японскими войсками.
Л. Б.