дальтон-план и далтон-план, дальтон-плана, муж. (пед.). Школьный метод обучения, состоящий в том, что ученики самостоятельно выполняют задания по каждому предмету под руководством преподавателей в особо оборудованных кабинетах. (От имени города Dalton в Северной Америке, где план впервые был применен.)
(Dalton Plan), "лабораторный план"
система индивидуализированного обучения. Возникла в начале 20 в.; автор - Е. Паркхерст. Учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода в выборе занятий, очерёдности изучения отдельных предметов и пр. Годовой объём учебного материала разбивался на месячные "подряды", которые делились на ежедневные задания. Каждый ученик заключал с преподавателем "контракт" о самостоятельной проработке учебного материала. Учащиеся работали в предметных лабораториях (отсюда другое название Д.-п. - "лабораторный план"); контроль проводился при помощи сложной системы учётных карточек. Разделение по классам сохранялось лишь для обособленных от осн. учебного процесса занятий (гимнастикой, музыкой и т.д.). Д.-п. позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, побуждал их к поиску рациональных приёмов работы.
В 20-е гг. в отечественной школе предпринимались попытки модифицировать Д.-п., преодолеть его крайнюю индивидуальность, связать с коллективной работой класса. Эти попытки нашли отражение в бригадно-лабораторном методе обучения. Элементы Д.-п. сохранились в ряде школ США.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 59)
См. также Паркхерст, Елена
Ч421.269.9