дарвинизм, дарвинизма, мн. нет, муж. (ест.). Теория о происхождении видов животных и растений путем постепенного развития из простых форм вследствие естественного отбора. (По имени ее основоположника англ. ученого 19 в. Чарльза Дарвина.)
теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, понимаемая как теория происхождения видов. По Дарвину движущей (естественной, целесообразной) силой эволюции является наследственная изменчивость и естественный отбор. Философское значение дарвинизма заключается в его попытке дать каузально-механистическое объяснение «целесообразности», встречающейся в природе и в жизни человека. В эпоху неклассической и постнеклассической науки (XX в.) подвергнута серьезному сомнению в работах Л. С. Берга (Россия) (основателя номогенеза) и Л. Кроаза (Франция) (основателя ортогенеза).
Теоретический взгляд на биологическую эволюцию, впервые представленный Чарльзом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом в 1858 году. Центральным утверждением данной теории является явление естественного отбора, согласно которому большие шансы на выживание и продолжение рода имеют те виды, которые сумеют приспособиться к окружающей среде.
♦ Лев Толстой о нем: "Не сразу видно, что глупый, потому что кудрявый" (54, 51).
См. ниже - Эволюционизм.
Дарвинизм
♦ Darwinisme
Учение Дарвина и его учеников; способ объяснения кажущейся целесообразности жизни эволюцией видов и естественным отбором, т. е. слепой игрой мутаций, воспроизведения и смерти. Большинство людей из всей теории Дарвина помнят только одно: что человек произошел от обезьяны или что, по крайней мере, обезьяны являются нашими двоюродными братьями. Когда утих шумный скандал, вызванный этим открытием, высказанное Дарвином предположение понемногу стало очевидной истиной, благодаря которой мы, к счастью, снова можем считать себя частью природы. Дарвинизм, однако, не сводится к узкой проблеме происхождения человека, но предлагает более общее толкование, которое и разрабатывают современные дарвинисты. Можно сказать, что дарвинизм – это попытка объяснить порядок беспорядком, а смысл, во всяком случае видимый, – случайностью. Та или иная хромосома претерпевает изменение. Чем благоприятнее это изменение для вида, тем больше у него шансов закрепиться (положительный отбор); чем оно вреднее, тем этих шансов меньше (в этом случае носители изменения теряют жизнеспособность или способность к продолжению рода). То же самое происходит при изменениях во внешней среде: одни виды в результате этих изменений вымирают, другие, напротив, бурно размножаются, а наивным зрителям остается только удивляться, как это природе, вопреки всем этим ужасам, а может, и благодаря им, удается сохранить такую гармонию… Кое-кто испытает искушение почувствовать за всем этим невидимую руку. Представим себе некую парадоксальную лотерею, в которой самым крупным выигрышем становится… сам выигравший. И, если этот победитель обладает способностью к метафизике, он просто обречен уверовать в существование Бога. На самом деле подобный ход мыслей означает попытку возведения лотереи в ранг религии. От этого блаженного суеверия, в котором пребывает обладатель главного приза, нас и избавляет дарвинизм. Природа никогда ничего не выбирает. Отдельные особи либо передают свои гены потомству, либо не передают, и делают это сообразно своим способностям более или менее эффективно и в больших или меньших масштабах. Это выглядит как своеобразное решето (работающее по принципу смерти и воспроизведения), и хотя, с нашей точки зрения, результаты отсева выглядят как некая провидческая целесообразность, на самом деле они – набор случайностей (генов и мутаций), подчиненных необходимости (борьбе за выживание и вытеснению более слабых и наименее приспособленных к воспроизводству видов). Таким образом, дарвинизм ведет к атеизму. Оказывается, природа играет в кости – значит, она не Бог.
♦ (ENG Darwinism)
выдвинутая Чарлзом Дарвином (1809-1882) теория о том, что все известные ныне живущие существа произошли от простейших форм жизни путем эволюции и естественного отбора. Несоответствие между этой теорией и библейским рассказом о сотворении мира Богом было источником споров.
теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой образования новых признаков в строении и функциях организмов, а наследственность закрепляет эти признаки. В результате борьбы за существование происходит преимущественно выживание и участие в размножении наиболее приспособленных особей, т. е. естественный отбор, следствием которого является возникновение новых видов. При этом существенно, что приспособленность организмов к окружающей среде носит относительный характер. Независимо от Дарвина к близким выводам пришел А. Уоллес. Существенный вклад в пропаганду и развитие дарвинизма внесли Т. Гексли (в 1860 предложил термин "Дарвинизм"), Ф. Мюллер и Э. Геккель, А. О. и В. О. Ковалевские, Н. А. и А. Н. Северцовы, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. И. Шмальгаузен и др. В 20-30-е гг. 20 в. сформировалась т. н. синтетическая теория эволюции, объединившая классический дарвинизм и достижения генетики. Как целостное материалистическое учение Дарвинизм совершил переворот в биологии, подорвал позиции креационизма и витализма, оказал во 2-й пол. 19 в. огромное влияние на естественные и общественные науки, культуру в целом. Однако еще при жизни Дарвина, наряду с широким признанием его теории, в биологии возникли различные течения антидарвинизма, отрицавшие или резко ограничивавшие роль естественного отбора в эволюции и выдвигавшие в качестве главных сил, приводящих к видообразованию, другие факторы. Полемика по основным проблемам эволюции учения продолжается и в современной науке.
ДАРВИНИЗМ, а, м. Основанная на учении Ч. Дарвина материалистическая теория происхождения и развития видов животных и растений путём естественного отбора, учение о законах развития живой природы.
| прил. дарвинистский, ая, ое.
м.
Учение о происхождении и развитии видов животных и растений путем естественного
отбора, о законах развития живой природы.
— учение о постепенном развитии (эволюции) органических форм, основанное на теории естественного подбора Дарвина. См. Вид и Дарвин. Теория Дарвина оказала значительное влияние и на область наук гуманитарных, в чем можно убедиться хотя бы из одного списка ученых разных специальностей, испытавших это влияние; такой список (до 1876 г.) можно найти в сочинении A. Poëy "Le positivisme". Одним из первых сделавших попытку применения теории Дарвина вне биологии был лингвист Авг. Шлейхер, написавший брошюру о дарвинизме в науке о языке в форме открытого письма к Эрнсту Геккелю. Гораздо более внимания обратили на себя труды г-жи Клеманс Ройе ("Origine de l'homme et des sociétés" и др.), утверждающей, что вся история может быть объяснена принципами теории Д. В этом направлении — с весьма, впрочем, различными оттенками — пытались применить дарвинистические принципы к истории и социологии очень многие писатели, напр. Ecker ("Der Kampf um's Dasein in der Natur und in Völkerleben"), Hellwald ("Der Kampf um's Dasein im Menschen— und Völkerleben" и особенно "Culturgeschichte in ihrer natürlichen Entwickelung"), Winwood Read ("The martyrdom of man"), Trezza ("Il darwinisme e le formazioni storiche"), Bagehot ("Lois scientifiques du développement des nations"; вышло в "Международной библиотеке" на разных языках), Фик ("Теория Д. на юридической почве"). Наибольшее количество таких попыток относится к семидесятым годам. К этому же времени относится и наибольшее увлечение новой идеей в применении к изучению человека и общества, хотя не было недостатка и в критическом отношении к вопросу. Кроме крайних дарвинистов, которые думали объяснять историческую и общественную жизнь человека исключительно с точки зрения биологической теории Д., не полагая почти никакого различия между биологией и социологией, были писатели, усвоившие основы нового учения лишь настолько, насколько оно касается чисто животного существования человека, да и то лишь в той мере, в какой действие биологических законов не парализуется действием законов, управляющих культурою и социальною жизнью обществ. В этом направлении дарвинизм оказал более прочное влияние на социологию, чем в сочинениях, где принципы дарвинизма прилагались к общественной жизни и истории без всякого разбора и без надлежащей критики. Социологические труды Спенсера, Шэффле ("Bau und Leben des soc. Körpers"), Лилиенфельда ("Мысли о социальной науке будущего"), принадлежащие, собственно говоря, к так называемому органическому направлению в социологии, могут быть причислены к тем научным трудам, на которых сказалось влияние Д., но в которых общественная и историческая жизнь не объясняется исключительно с точки зрения борьбы за существование, подбора и т. п. Вопрос о применении теории Д. к социологии и притом с критическим к нему отношением очень интересовал и русскую литературу в семидесятых годах, когда в "Отечественных записках" и в "Знании" появилось несколько статей, посвященных этому предмету и принадлежащих, главным образом, П. M-ову, Н. К. Михайловскому и С. Н. Южакову. Статьи Н. К. Михайловского перепечатаны в его "Сочинениях", а работа Южакова "Социологические этюды" вышла в свет отдельною книгою. Ср. Н. Кареев, "Основные вопросы философии истории", кн. III, гл. III, §§ 2 и 3.
Н. К.