(Δαίδαλος)
в греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона (Plat. Jon. 533a), по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона (Apollod. III 15, 8). Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Дедал - букв. «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса (у Гигина - имя племянника Пердикс; Hyg. Fab. 39), чьё мастерство вызывало зависть Дедала. Признанный виновным в ареопаге, Дедал после осуждения бежал на Крит к царю Миносу (Apollod. III 15, 9). На Крите Дедал построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рождённого женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок (Hom. Il. XVIII 590 след.). Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток (Verg. Aen. VI 27-30). Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Дедала вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая (Hyg. Fab. 40). Сделав крылья (склеив перья воском), Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, т.к. солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу (Ovid. Met. VIII 152-262). Минос, преследуя Дедала, прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Дедала. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Дедала это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Дедал находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне; там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой (Apollod. epit. I 13). Дедал же провёл остаток жизни на Сицилии. Миф о Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.
Лит.: Лосев А.Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 206-234.
А.А. Тахо-Годи
Дошли немногие произведения античного искусства: сцены «Дедал и Икар», изображающие приготовления к полёту (рельефы эллинистического времени из Виллы Альбани, фреска в Помпеях и др.). В 14-15 вв. миф нашёл воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф «Дедал привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: «падение Икара» (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, Х. Хольбейна Младшего, Я. Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, Х. Боля, П.П. Рубенса и др.) и «Дедал и Икар» (Джулио Романо, Д. Фети, А. ван Дейка, Ш. Лебрена и других), в пластике («Дедал и Икар» А. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Миф нашёл отражение в поэзии (И.В. Гёте - «Фауст», ч. 2, акт 3; В.Я. Брюсов - «Дедал и Икар» и др.), в драматургии (драма Х. Эйленберга «Икар и Дедал»). Среди музыкально-драматических произведений 20 в. балеты «Полёт Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре».
* * *
(греч. Daidalos)
в греческой мифологии афинский строитель, скульптор и художник. Обучил своему ремеслу племянника Пердикса, который искусством превзошел учителя. Д. убил его из зависти и, спасаясь бегством, нашел приют на Крите у царя Миноса, которому соорудил дворец-лабиринт для чудовища Минотавра. Д. помог дочери царя Ариадне освободить из лабиринта ее возлюбленного Тесея. Минос, узнав о пособничестве Тесею, заключил Д. вместе с сыном Икаром в лабиринт. Д. придумал хитрый план спасения: сделал из воска и перьев крылья и улетел с сыном с Крита. Пролетая над морем, Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило его восковые крылья, и он, упав, утонул. Д. благополучно долетел до Сицилии и там провел остаток жизни у царя Кокала.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
«искусный» - легендарный скульптор и архитектор, внук афинского царя Эрехфея. Обучил племянника Талоса (вариант: Пердика), который превзошел учителя в мастерстве. Из зависти Д. сбросил Талоса с акрополя и был вынужден бежать из Афин на остров Крит к царю Миносу. На Крите Д. построил лабиринт для чудовища Минотавра, он же дал Ариадне клубок ниток, с помощью которого Тесей выбрался из лабиринта. В наказание Минос заточил Д. и его сына Икара в лабиринт. Тогда Д. сделал крылья из перьев, скрепленных воском, и вместе с сыном улетел на них с острова. В пути Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море. Д. добрался на остров Сицилия к царю Кокалу. Минос, преследуя Д., также прибыл в Сицилию и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но сначала предложил Миносу принять ванну, и дочери Кокала убили Миноса, обварив его кипятком во время мытья. Остаток жизни Д. провел в Сицилии.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
В поздней греческой мифологии герой, добившийся известности и уважения благодаря своему мастерству и таланту изобретателя. Дедал считался внуком афинского царя Эрехтея. Жил вначале в Афинах, где создал все столярные инструменты. Но Дедал не лишен был чувства зависти. Из-за этого он сбросил с Акрополя своего племянника, еще более талантливого, чем он. Ареопаг сурово осудил Дедала. Дедал бежал на Крит, к царю Миносу, где стал работать в основном для царской семьи. Именно он соорудил Лабиринт, куда царь спрятал Минотавра, рожденного его женой Пасифаей от противоестественной связи с быком. Ариадне, дочери царя, он сделал площадку для плясок, а потом подсказал, как при помощи клубка ниток вывести из лабиринта Тесея и его спутников. После побега Ариадны с Тесеем из дома Миноса, догадавшись, что Дедал помог ей, посадил Дедала с сыном Икаром в Лабиринт, но Пасифая освободила их. Дедал сделал себе и сыну крылья из перьев, и они улетели. По дороге Икар погиб, а Дедал, убитый горем, прилетел на остров Сицилию, к царю Кокалу. Желая выманить Дедала хитростью, Минос попросил царя Кокала продеть нитку в раковину, которая была свернута в виде спирали. Дедал, которому Кокал перепоручил дело, привязал нитку к муравью, и муравей протянул нить по всем изгибам спирали раковины. Минос, догадавшись, где укрывается мастер, потребовал выдать его. Кокал для вида согласился, но предложил гостившему у него Миносу принять ванну. Дочери Кокала погубили Миноса, облив его кипящей водой. Дедал провел остаток жизни на Сицилии.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
полумиф. художник из Афин, строитель Лабиринта на о-ве Крит. Поскольку имя Д. - первое имя художника, сохран. в др.-гр. традиции, с ним условно связывается нач. монумент. скульптуры в Греции (VII в. До н. э.), а ее стиль называется «дедаловским». Предание о статуях Д. сохранено Диодором (IV, 76).
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Деда́л - в древнегреческой мифологии талантливый умелец, изобретатель инструментов, строитель лабиринта на о. Крит, куда вместе с сыном был заточен царем Миносом; бежал оттуда, сделав крылья из птичьих перьев, скрепленных воском, но его сын Икар слишком высоко поднялся к Солнцу: воск растаял, и мальчик упал в море.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона, по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона. Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Д. — букв. «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса (у Гигина имя племянника Пердикс), чье мастерство вызывало зависть Д. Признанный виновным в ареопаге, Д.после осуждения бежал на Крит к царю Миносу. На Крите Д.построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рожденного женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок. Д.помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток. Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Д.вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском), Д.вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Д.добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу. Минос, преследуя Д., прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Д.Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Д.это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Д.находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне, там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой. Д.же провел остаток жизни на Сицилии.
в греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея, сын Метиона. Искусный архитектор, скульптор. Жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса, чье мастерство вызывало зависть у него. Признанный виновным, Дедал бежал на Крит к царю Миносу, где по его поручению построил лабиринт для Минотавра, рожденного женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок и помог ей освободить из лабиринта Тесен: поиск выхода с помощью клубка ниток. Узнав об этом, Минос поместил Дедала вместе с его сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья посредством склеивания перьев воском, Дедал вместе с сыном Икаром улетели с острова. Но Икар, высоко поднявшись, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Дедал добрался в Камик на Сицилии к царю Кокалу. Минос, преследовавший Дедала, прибыл к Кокалу и решил хитростью выманить Дедала. Для этого он показал царю раковину, в которую необходимо было продеть нитку. Кокал попросил Дедала сделать это. Дедал привязал нить к муравью, который забрался внутрь и протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Дедал находится у Кокала, и потребовал его выдачи. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне. Там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой. Дедал провел остаток жизни на Сицилии. Образ Дедала нашел отражение на художественных полотнах П. Рубенса, А. ван Дейка, О. Родена, в поэзии И. Гете, В. Брюсова.
в греческой мифологии искусный зодчий. Построил на о. Крит лабиринт. На крыльях из перьев, скрепленных воском, совершил вместе с сыном Икаром перелет с о. Крит на побережье М. Азии, потом в Сицилию. Икар, поднявшийся слишком близко к солнцу (от лучей которого воск растаял), упал в море.
(Δαίδαλος) — первоначально бывшее эпитетом Гефеста, как божественного художника, слово это (от корня dal — долбить, резать) стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы сказаний критских, афинских и сицилийских. Имеется несколько его генеалогий, связывающих его с родом афинских царей Ерехфидов. В Афинах и в историческое время существовал род (к которому принадлежал Сократ), производивший себя от Д., и дем, получивший от него свое название (Δαιδαλίδαι). Ученика и племянника своего, Талоса, Д. умертвил, столкнув со скалы Акрополя, за то, что тот изобрел более усовершенствованные инструменты. Осужденный за это ареопагом на изгнание, Д. бежит в Крит к царю Миносу. Здесь он делает для жены Миноса, Пасифаи, деревянную корову, по приказанию Миноса строит лабиринт для заключения родившегося у Пасифаи чудовища Минотавра и, наконец, вручает Аридне нить, при помощи которой Тезей нашел выход из лабиринта. Преследуемый за это Миносом, Д. с сыном своим Икаром спасается при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском. Икар погиб на дороге, приблизившись больше чем следовало к солнцу, Д. же спасся в Кумы, в Италии, и построил там храм Аполлону; потом жил в Сицилии у царя Кокала. На Крите, по-видимому, миф о Д. пустил глубокие корни. Здесь впервые стала процветать резьба из дерева, которая разрабатывалась так назыв. Дедалидами и отсюда была перенесена в Сикион Динэном и Скиллисом. В Илиаде (см.) упоминается хоровод, сделанный Д. для Ариадны. Павзаний говорит, что видел это произведение и что это был мраморный рельеф.
А. Щ.
В строительном деле Д. считали изобретателем пилы, тесла и отвеса; в скульптуре он первый будто бы стал делать деревянные статуи богов с неприлипшими к туловищу руками и с отделенными друг от друга ногами, тогда как до него подобные статуи имели вид безжизненных, окоченелых истуканов с едва намеченными членами. В цветущую эпоху греческ. цивилизации во многих святилищах хранились с незапамятных времен деревянные изваяния богов, считавшиеся произведениями Д.; в различных местах существовали сооружения, происхождение которых приписывали строителю критского лабиринта. Так как эти древности выражали собою весьма различную степень развития искусства, от грубых, младенческих попыток художественного творчества до некоторой уже заметной умелости, то они, очевидно, не могли принадлежать не только одному и тому же художнику, но и одному и тому же времени. К тому же самое имя Д., происходящее от глагола δαιδαλεΐν (делать искусно), заставляет видеть в нем не историческое, действительно существовавшее лицо, хотя и приукрашенное легендами, а личность, созданную народной фантазией и символизировавшую успехи, достигнутые несколькими поколениями художников в начальную эпоху греческ. искусства, от глубокой старины, предшествовавшей походу на Трою, и до VI в. пред Р. Х. (Ср. Kuhnert, "Daidalos" (XV Supplem. Band d. Jahrbücher für Philologie; 1886); Robert, "Archaeologische Märchen" "Philologische Untersuchungen v. Kiessling und v. Wilamowitz-Möllendorf" (X, 1886).
А. С-в.