многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы Деисиса (Спаситель с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей), а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы Архангелов, апостолов и других святых. Деисисный чин является частью иконостаса. На Руси слово «деисис» применялось и в более узком смысле, к самой трехчастной иконе, основному ядру алтарной преграды, и шире, ко всему чину (ряду икон с изображением молитвенно предстоящих Христу святых), и вообще к собранию икон. Характерно, что долгое время словом «деисис», и в период домонгольский, и после него, обозначали весь иконостас. Этимологически это слово предположительно связывается с греческим «деисис» (молитва). Русская транскрипция этого слова через «у» позволяет предположить, что на Руси это слово могло быть понято как составное из двух слов – деяние Христово, т.е. Домостроительство Христово. Кроме того, как достаточно употребительное и в настоящее время, оно могло иметь и латинские корни, обозначая имя Иисус с предлогом «de», выражающим иконографический момент молитвенного обращения ко Христу.