действо, действа, ср. (ист.). В старину - вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер (церк.).
| В начале русского театра (17 в.) - драматическая пьеса, спектакль (лит.).
ДЕЙСТВО, а, ср. В старину: драматическое представление.
• Церковные действа обряды русской православной церкви.
— в старину известные церковные служения и крестные ходы в Кремле, в Успенском соборе и на площадке между ним и Архангельским собором. 1) Новолетие, т. е. действо Нового Лета или Многолетнего Здоровья, совершалось первого сентября, которым до 1700 года начинался год. 2) Крестовоздвижение — 14 сент. 3) В неделю Праотец, перед Рождеством, отправлялось в Успенском соборе в Москве (также в Новгороде и в др. городах кафедральных) пещное Д. в воспоминание чудесного спасения из печи огненной Анании, Азарии и Мисаила. Изображавшие халдеев вводили в печь трех отроков, подставляли под печь горн с горящими угольями, ходили вокруг нее с зажженными свечами и из особых трубок метали под печь и на печь воспламененную траву; затем в печь спускали ангела "в трусе велице зело с громом"; халдеи падали ниц, а диаконы опаляли их вместо ангельского паления; халдеи вставали с земли и высказывали друг другу удивление о случившемся; ангел оставался до конца действа как бы парящим над печью. В течение того же дня халдеи и отроки участвовали в обедне и в вечерне, а за столом у патриарха отроки пели пещные стихи. Все разговоры халдеев между собою и с отроками происходили не на церковном, а на народном языке. Пещное Д. оставлено при Алексее Михайловиче. 4) Д. Многолетнего Здоровья, кроме дня новолетия, совершалось еще в сочельники рождественский и богоявленский, а также в сборное воскресение, одновременно с Д. православия. 5) В неделю Мясопустную (воскресение пред масленицею) после утрени совершалось Д. Страшного Суда, прекратившееся с последним патриархом Адрианом. 6) В Сборное воскресение, т. е. первое воскресение Великого поста, совершалось на площадке, у алтаря Успенского собора, после утрени, Д. Православия по установленному чину: возглашалась вечная память православным и анафема еретикам. В настоящее время это Д., несколько измененное, совершается внутри собора. 7) О Д. Ваий см. Вход в Иерусалим. 8) Д. омовения ног: в Четверток Великий в Успенском соборе после обедни патриарх омывал ноги архиереям. В тот же день после утрени происходило 9) Д. освящения масла (елеосвящение). 10) Д. омовения мощей. Части мощей многих святых, полученные государями с Востока, преимущественно в XVII столетии, и хранящиеся в Благовещенском соборе, выносились в Великую Пятницу с крестным ходом в Успенский собор; там святили воду и омывали мощи. Омовение совершается поныне. 11) Д. плащаницы, в Великую Субботу, в Успенском соборе, на утрени, у гроба Господня. 12) Д. Пятидесятницы: на вечерне государь лежал на листу, без стебельков, политом водкою гуляфною (aqua rosarum); см. Устав соборный в "Древн. Росс. Вивл.", XI, 146. Некоторые выдержки из патриарших выходов напечатаны Дубровским в "Чтениях общества истории и древностей российских" (1869, кн. II).
Действо — в первую эпоху возникновения русского театра общее название драматических пьес; см. Русская драма.