русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-15. Первые организации в 1816-21 - "Союз спасения", "Союз благоденствия", с 1821 - Южное общество (в 1825 в него влилось Общество соединенных славян) и Северное общество. Планировали произвести в 1826 военный переворот силами армии. Программа: отмена крепостного права, установление унитарной республики ("Русская правда" П. И. Пестеля, Южное общество) или конституционной монархии с федеративным устройством ("Конституция" Н. М. Муравьева, Северное общество). С усилением республиканского крыла в Северном обществе (1823 - 24) намечалась выработка общей программы и единого плана действий. Междуцарствие после смерти императора Александра I вызвало преждевременные вооруженные выступления: восстание 14 декабря 1825 на Сенатской пл. в Санкт-Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 - 3 января 1826). После разгрома движения к следствию привлечены 579 человек. 121 человек предан суду, по приговору которого 13 июля 1826 в Санкт-Петербурге повешены П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский, остальные приговорены к каторге, ссылке в солдаты и др. Репрессиям подверглись также св. 3 тыс. солдат и матросов. В 1856 оставшиеся в живых декабристы помилованы. Материалы следствия опубликованы в сборнике "Восстание декабристов" (т. 1-18, 1925-86), многие декабристы (Н. В. Басаргин, С. Г. Волконский, И. И. Горбачевский, А. Е. Розен, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин и др.) - авторы мемуаров.
мн.
Участники дворянского революционно-освободительного движения, завершившегося в
декабре 1825 г. восстанием против самодержавия и крепостничества.
— см. Заговор декабристов.
деятели русского освободительного движения первой четверти 19 в. Движение возникло в кругу образованной дворянской молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей французских энциклопедистов и Великой французской революции. Вместе с тем движение декабристов зародилось в эпоху складывания национального самосознания в целом ряде стран Европы, и было аналогично другим национальным патриотическим движениям. Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России. Многие из будущих декабристов участвовали в войнах с Наполеоном. Основными целями декабристов были установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. Декабристы размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах. Декабристами был создан ряд тайных обществ: Союз Спасения (1816-17), Союз Благоденствия(1818-21), Южное общество и Северное общество(1821-25). Независимо возникло Общество соединенных славян, в 1825 влившееся в Южное. Первые тайные общества стремились в основном путем формирования общественного мнения оказывать влияние на правительство и добиваться проведения либеральных преобразований, но после 1821 в планах декабристов стала преобладать идея военного переворота. Внезапная смерть Александра I и междуцарствие заставили декабристов предпринять плохо подготовленные и безуспешные восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине. После их подавления правительством Николая I в Петербурге был создан специальный Следственный комитет по делу о злоумышленных тайных обществах. К следствию, длившемуся больше полугода, было привлечено около 600 человек, попавших под подозрение в членстве в тайных обществах. 121 человек был предан суду; все подсудимые были разделены на 11 разрядов по степени тяжести вины. 5 декабристов (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский) были приговорены к смертной казни и повешены в Петропавловской крепости 13 июля 1826; остальные осуждены на разные сроки каторги и ссылки, разжалованы в солдаты и лишены дворянства.
рус. дворянские революционеры, члены тайных об-в в 20-х гг. XIX в., организаторы военного выступления против самодержавно-крепостнического строя в декабре 1825 г. После подавления восстания правительством Николая I - Пестель, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные 121 человек осуждены на каторгу и ссылку, сосланы в Сибирь, на Кавказ, изолированы от общественно-политической жизни. Д. руководствовались идеями, связанными с пробуждением рус. национального сознания после Отечественной войны 1812 г., патриотическим стремлением превратить Россию в высокоразвитую свободную державу. Любовью к народу, желанием для него лучшего будущего объясняли свое вступление в тайные об-ва мн. Д. В своих "Записках" Т. Е. Бок писал: "Мы должны быть русскими, мы можем быть русскими, станем же наконец русскими…" (Декабристы и их время. М.; Л., 1951. С. 194). По своей нравственной сути это было первое выражение теории "долга перед народом", разработанной впоследствии народниками, принятой мн. представителями интеллигенции. Д. испытали влияние Французской и Американской революций, революционных событий в Греции, Испании, Италии и др. странах. Популярными в их кругах были соч. Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, И. Бентама, Ф. В. Шеллинга, Э. Кондильяка, А. Дестют де Траси, Ж. Б. Сея и др. В своих философских взглядах Д. подчеркивали решающее значение для истории "духа времени" (преобразований, перемен, идеи свободы), к-рый, по их мнению, охватил Россию точно так же, как и европейские страны. Причем такая установка была выражена двояко: во-первых, как основа убеждений и общемировоззренческая ориентация и, во-вторых, как повод для части Д. оправдаться на следствии: "Пагубный дух времени заразил нас еще в иностранной земле, и мы, как чумные, внесли заразу сию в Отечество наше" (Восстание декабристов. М.; Л., 1927. Т. 3. С. 16). Социально-политическими задачами Д. были: отмена крепостничества, свержение или ограничение самодержавия, установление республиканского или конституционного строя. Эти цели объективно являлись буржуазно-демократическими, хотя субъективно Д. выступали с общенациональных позиций, считая себя выразителями интересов всего народа, об-ва в целом. Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали Н. М. Муравьеву (конституционно-монархический) и Пестелю (республиканский). Последний, более радикальный, содержал в зачаточном виде элементы утопического социализма, напр., идею уравнительного раздела земли. Радикализм политической философии Пестеля, носивший на себе отпечаток новейших зап. доктрин, не отменял ориентации на отечественный опыт. Будущий парламент России он называл "Народным вече", что отражало распространенное среди Д. восхищение "республикой" Новгорода. Эта же черта выражена в названии его проекта - "Русская правда", воспроизводившем средневековый законодательный свод. В преамбуле проекта было подчеркнуто, что преобразование государственного порядка должно осуществляться, "сохраняя притом все полезное". Уже в 1-й гл. сформулирован принцип "права народности", регла-ментиру-ющий возможности независимого политического существования для многочисленных народов, населяющих Россию. Правом образовать особые государства могут воспользоваться, однако, те народы, к-рые в состоянии сохранить свое отдельное и независимое политическое существование. В противном случае слабые (малочисленные) народы или племена неминуемо попадают под владычество др. большого государства, становятся предметом раздора и военных столкновений. Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия - гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение "аристок-рации богатств", развитие "народной промышленности", гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа. Обоснованию социальных идеалов декабризма служили как материалистические (деистические), так и идеалистические и религиозные философские идеи. Напр., С. И. Муравьев-Апостол в "Православном катехизисе", опираясь на Евангелие, критиковал политическую тиранию, отстаивал идею свободы и суверенности личности. Чаадаев, хорошо осведомленный о состоянии умов Д., особо отмечал популярность у них неприятного ему "оледеняющего деизма" (по-видимому, деизм и был наиболее распространенной формой философствования среди Д.). Материалистами были: П. И. Борисов, Якуш-кин, Н. А. Крюков, Барятинский, Раевский. К деизму склонялись Пестель, Н. И. Тургенев, В. И. Штейнгель. На теистических позициях стояли Лунин, В. К. Кюхельбекер, М. А. Фонвизин. Среди Д. шли дискуссии, продолжавшиеся и в сибирский период, когда мировоззренческие различия стали более отчетливыми и вылились в противостояние материалистическо-деистической группы (большинства) и христианской "конгрегации" (меньшинства). Д.-мате-риалисты вслед за Ломоносовым развивали атомистические представления, считая основой строения Вселенной мельчайшие материальные частицы - "единицы" (Якуш-кин), "корпускулы-молекулы" (Крюков), "первоначальные атомы" (Борисов). По мысли Борисова ("О возникновении планет"), из всех гипотез происхождения Земли "вероятнейшей" является атомистическая. Якушкин ("Что такое человек?") вслед за Радищевым разрабатывал антропологическую проблематику, ставил вопросы о сходстве и различии человека и окружающей его природы, о человеческом познании, обращался к Р. Декарту, Дж. Локку, И. Канту, но его симпатии принадлежали фр. материализму, "широкому разгулу разума", подрывавшего устои Средневековья и феодализма. Крюков ("Философские записи") анализировал психические способности человека (воображение, впечатление, внимание, память), роль "чувственности и чувствований" в познании с позиций сенсуализма. Еуманистические устремления Д. выражались в подчеркивании важной социальной роли философии (если она есть изыскание истины, то "истина должна быть открыта народу"), в определении ее как "правдоведения" (Крюков). Хронологические рамки философского движения Д. не ограничивались 1-й пол. 20-х гг., хотя ряд соч. написан ими до 1825 г., включая космологический трактат В. И. Штейнгеля "Опыт… счисления старого и нового стиля" (Спб., 1819), статьи В. К. Кюхельбекера, примыкавшего к "любомудрам", а также соч. Барятинского, Г. С. Батенькова, Н. И. Тургенева и др. Идеи, близкие Д. по духу, выражены в книге Куницына "Право естественное" (ч. I - 1818; ч. II - 1820). Каторга и ссылка не привели к угасанию философских интересов среди Д. - "Пламенный христианин", верующий католик Лунин в работах сибирского периода эволюционировал в сторону более последовательного теизма, совмещавшегося с политическим радикализмом. "Философия всех времен и школ, - писал он, - служит единственно к обозначению пределов, от которых и до которых человеческий ум может сам собою идти. Прозорливый вскоре усматривает эти пределы и обращается к изучению беспредельного Писания" (Избр. соц.-полит, и филос. произв. декабристов: В 3 т. М., 1951. Т. 3. С. 184). Обвинения Лунина против исторического православия во многом напоминают идеи, высказанные Чаадаевым в первом "Философическом письме". Христианство в России, считал он, подчинилось власти абсолютизма, и потому православная церковь стала силой, препятствующей введению "представительного порядка вещей". С позиций, близких западничеству, Лунин осудил "стариковщину", рус. патриархальность и всеобщую зависимость от власть имущих. Он же подверг критике формулу Уварова "православие, самодержавие, народность", считая, что православие "не дает предпочтения ни самодержавию, ни иному образу правления" (Там же. С. 189). Никто не доказал еще, по словам Лунина, почему самодержавие "свойственнее русским, чем другое политическое устройство, и всегда ли они одинаково будут его предпочитать". В работе "Розыск исторический" Лунин заклеймил отсталость "политического. быта" России, едва подвинувшейся "к той черте, за которой нашли англичан" (Лунин М. С. Соч. и письма. С. 82). Протестант В. К. Кюхельбекер в ссылке разделял иную разновидность теизма, не основанную на противопоставлении зап. и вост. христианства. Кюхельбекер подчеркивал объединяющую функцию христианской религии, не | разделяющей народы на вост. и зап., а сплачивающей их на основе христианского универсализма. "Следовать же этому учению может, если только не будет противиться голосу внутреннему, и жид, и магометанин" (Декабристы и их время. С. 79). Фонвизин в ссылке написал одно из первых в России обобщающих соч. по истории философии (вслед за работами Галича "История философских систем" (Спб., 1818–1819. Ч. 1–2) и архимандрита Гавриила "История философии" (Казань, 1839–1840. Ч. 1–6), названное им "Обозрение истории философских систем", где он рассматривает предмет философии с позиций христианского теизма, излагает историю античной, средневековой и новой философии, завершая ее системой Гегеля и "левогегельянцев". Высшее назначение философии, по Фонвизину, состоит в том, что она может "приуготовить сердечную почву к принятию семян веры, возбудив в человеке желание самопознания и представя ему идеал! того, чем он быть должен". При общей высокой оцени] гегелевской философии, Фонвизин указывал на такие eel недостатки, как консерватизм, "тяжелость языка" и недм оценка славянского мира. "В политике Гегель был в выи шей степени консерватор, поборник монархического начала и противник народодержавия". Т. обр., можно заключить, что и в "последекабрьский" период творчеств! Д. сумели отразить свое понимание философских интересов рус. образованного об-ва, параллельное, в частности, дискуссиям славянофилов и западников, спорам! нем. философской классике, поискам новых путей развития рус. философии в XIX в. Несмотря на мировоззренческую близость нек-рых Д. к религиозным течениям рус. философии, они были особо почитаемы лишь секуляризированной, либеральной и революционной интеллигенцией. Современники Д. - Чаадаев и А. С. Хомяков в целом негативно оценивали декабристские рецепты преобразования России, считая их одинаково неприемлемыми и в политическом, и в теоретическом отношениях. Бесспорно и глубоко влияние Д. на рус. художественную культуру, особенно литературу, к-рое простиралось от Пушкина до Толстого.
♦ С о ч.: Восстание декабристов: Библиография. М.; Л., 1929; Восстание декабристов: Материалы. М.; Л., 1925–1927. Т. 1–5; Избр. соц.-полит, и филос. произв. декабристов. М., 1951. Т. 1–3; Лунин М. С. Соч. и письма. Пг, 1923; Якушкин И. Д. Записки, статьи, письма. М., 1951.
◘ Л и т.: Габов Г. И. Общественно-политические и философские взгляды декабристов. М., 1954; Никандров П. Ф. Мировоззрение П. И. Пестеля. Л., 1955; Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX–XIX вв. (2-е изд.). Л., 1989 (гл. XIV); Lemberg Н. Die Nationale Gedankenwelt der Dekabristen. Koln; Gras, 1963; Mazour A. The First Russian Revolution 1825: The Decembrist Movement, It's Origins, Development and Significance. 2 ed. Stanford, 1961; Raejf M. The Decembrist Movement. Englewood Cliffs (New Jersey), 1966.
M. А. Маслин
участ. дворянского полит. движения, имевшего гл. целью установление конституционного строя и отмену крепостного права в России. Осн. орг-циями Д. были Союз спасения (1816-17), Союз благоденствия (1818-21), Сев. и Юж. об-во (1821-25; в 1825 в последнее вошло Об-во соединенных славян). Внутри движения Д. противоборствовали рев. и либеральная тенденции, к-рые еще не были разделены между собой организационно: Союз спасения делал ставку на узкий заговор и гос. переворот, Союз благоденствия ориентировался на постепенное превращение тайного об-ва в "гос-во в гос-ве" и проведение реформ в союзе с монархом; Сев. и Юж. об-ва взяли курс на подготовку военных восст. 14 дек. 1825 в С.Петербурге и 29 дек. 1825 - 3 янв. 1926 на Украине произошли вооруженные выступления под рук. Сев. и Юж. об-в соответственно. После подавления восст. к следствию были привлечены 579 чел., из к-рых 5 были повешены и 121 - сосланы на каторгу и пос. в Сибирь.
Путь осужденных Д. в Сибирь проходил через У. (как правило, по маршруту: Пермь - Кунгур - Екат. - Камышлов). На самом У. местами ссылки Д. были определены Курган и Туринск. В Кургане на пос. были Д.: И.Ф.Фохт (чл. Юж. об-ва, ум. здесь) - 1829-42; В.Н.Лихарев (чл. Юж. об-ва) - 1830-37; М.А.Назимов (чл. Сев. об-ва) - 1830-37; барон А.Е.Розен (уч. восст. 14 дек. 1925) -1832-37; Н.И.Лорер (чл. Сев. и Юж. об-в) - 1833-1837; М.М.Нарышкин (чл. Союза благоденствия и Сев. об-ва) - 1833-37; А.Ф.фон-дер Бриген (чл. Союза благоденствия и Сев. об-ва, здесь канцелярский служитель, затем коллежский регистратор окр. суда, в 1856 - титулярный советник) - 1836-50, 1855-57; Ф.М.Башмаков (чл. Юж. об-ва) - 1838-53; П.Н.Свистунов (чл. Юж. об-ва) -1838-41; И.С.Повало-Швейковский (чл. Юж. об-ва, ум. здесь) -1839-45; Н.В.Басаргин (чл. Союза благоденствия и Юж. об-ва) -1842-46; Д.А.Щепин-Ростовский (уч. восст. 14 дек. 1825) - 1842-56; В.К.Кюхельбекер (чл. Сев. об-ва, уч. восст. 14 дек. 1825) - 1845. Вместе с мужьями в Кургане были жены - "декабристки" Е.П.Нарышкина (в девич. гр. Коновицына) и А.В.Розен (в девич. Малиновская). В Туринске на пос. были С.М.Семенов (чл. Коренного совета Союза благоденствия, здесь -канцелярский служитель окр. суда) - 1830-38; Н.В.Басаргин -1836-42; В.П.Ивашев (чл. Союза благоденствия и Юж. об-ва, ум. здесь) - 1836-40; И.И.Пущин (чл. Союза спасения, Союза благоденствия, чл. Коренной думы Сев. об-ва, уч. восст. 14 дек. 1825) - 1839-43; И.А.Анненков (чл. Юж. об-ва) - 1839-41; кн. Е.П.Оболенский (чл. Союза благоденствия и коренной думы Сев. об-ва, уч. восст. 14 дек. 1825) - 1842-43; А.Ф.фон-дер Бриген - 1850-55. Вслед за мужьями в Туринск прибыли К.П.Ивашева (в девич. К.Ле-Дантю, ум.здесь в 1839) и П.Е.Анненкова (в девич. П.Гебль). Чл. Союза благоденствия Г.А.Перетц был сослан в Пермь в 1826-27.
Неск. Д. были переведены на службу в ур. регион: барон Е.Е.Пфейлицер-Франк (чл. Юж. об-ва) в Ур. гарнизон - 1826-32; А.Н.Муравьев (чл. Союза спасения и Коренного совета Союза благоденствия) - в уголовную палату в Вятке пред. - 1833-35; Ф.Г.Вишневский (уч. восст. 14 дек. 1825, возможно - чл. Сев. об-ва) - к гл. начальнику горных з-дов хребта ур. чиновником по особым поручениям - 1838-42. Наиб. значительный след в истории У. оставили Д. - чл. Союза благоденствия, уч. к-рых в движении было следствием "оставлено без внимания" - В.А.Глинка и В.А.Перовский. Возможно, чл. тайного общества Д. был В.А.Обручев - оренб. ген-л-губернатор и командующий отд. оренб. корпуса в 1842-51.
Шкерин В.А.
традиционное название участников тайных обществ в России 1810-х — первой половины 1820-х гг. Из 126 впоследствии осуждённых декабристов 80 родились в Москве (П.И. Пестель, С.Г. Волконский, М.А. Фонвизин и др.), 28 декабристов учились в Московском университетском благородном пансионе (Н.И. Тургенев, С.П. Юшневский, Фонвизин и др.), 26 — в Московском университете (Н.М. Муравьёв, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин и др.), около 30 — в Училище колонновожатых (Н.В. Басаргин, М.Н. Муравьёв, М.Н. Нарышкин и др.). Одно из ранних московских тайных обществ — «Орден русских рыцарей» — создано М.Ф. Орловым и М.А. Дмитриевым-Мамоновым в 1815—17. В 1817, в пятую годовщину окончания Отечественной войны 1812, из Петербурга в Москву на торжества в составе гвардейских полков прибыли члены созданного в Петербурге «Союза Спасения». С осени 1817 в Москве на квартире А.Н. Муравьёва (Шефский дом в Хамовниках, ныне Комсомольский проспект, 13), в домах Фонвизина (Староконюшенный переулок, 16; Рождественский бульвар, 12) и В.И. Штейнгеля (Гагаринский переулок, 15) проходили совещания декабристов, на которых в начале 1818 обсуждался вопрос о ликвидации «Союза Спасения» и создании «Союза Благоденствия». Как временное, «переходное» между двумя организациями в сентябре 1817 — январе 1818 существовало «Военное общество». После возвращения гвардии в Петербург в Москве образована Управа «Союза Благоденствия». В 1821 в доме Фонвизина на Рождественском бульваре проходил Московский съезд. После возникновения в Петербурге «Северного общества» И.И. Пущин выступил инициатором создания его московской Управы. Собрания проходили в доме Нарышкина (Пречистенский бульвар, ныне Гоголевский бульвар, 10; мемориальная доска) и в доме Штейнгеля, где в декабре 1825 останавливался приехавший из Петербурга К.Ф. Рылеев. В январе 1825 в доме Оболенских (Новинский бульвар, 11) оформилась московская Управа «Северного общества» (Пущин — председатель, А.А. Тучков, П.И. Колошин и др.). Собрания Управы проходили в доме Тучкова (улица Остоженка, 53). В марте 1825 создан «Практический союз», куда входили как члены московской Управы, так и лица, с которыми они находились в дружеских связях. В 1825 в совещании московских декабристов участвовали приехавшие из Петербурга А.А. Бестужев (Марлинский) и А.И. Якубович, летом 1825 в Москве поселились члены «Северного общества» С.М. Семёнов и М.Ф. Митьков. Осенью 1825 Н.М. Муравьёв, приехавший в Москву, ознакомил членов московской Управы со своим проектом «Конституции». Узнав в конце ноября 1825 о смерти императора Александра I, в Петербург для координации действий с руководством «Северного общества» уехал Пущин. На совещании у Митькова (улица Малая Дмитровка, 18) 15 декабря 1825 поднимался вопрос о поддержке петербургского выступления 14 декабря И.Д. Якушкин предложил поднять восстание в частях, расквартированных в Хамовнических казармах, арестовать верхушку московской гражданской и военной администрации, привлечь на свою сторону части, стоявшие под Москвой. Московская Управа заняла выжидательную позицию. 16 декабря в Москве стало известно о поражении восстания в Петербурге. 21 декабря в Москве был арестован Орлов, вслед за ним Нарышкин, Фонвизин, Митьков, Якушкин и др. Большая часть московских декабристов была осуждена Верховным уголовным судом на различные сроки каторги и ссылки. С осени 1826 через Москву за своими мужьями в Сибирь последовали М.К. Юшневская, А.В. Ентальцева, Камилла Ле-Дантю (невеста В.П. Ивашёва). В Москве в доме З.А. Волконской (Тверская улица, 14) останавливалась уезжавшая в Сибирь М.Н. Волконская; для неё был устроен прощальный вечер. А.Г. Муравьёва останавливалась в Москве у родителей (угол Садовой-Самотёчной улицы и Большого Спасского переулка, ныне Большой Каретный переулок, 24; сохранился флигель). Здесь А.С. Пушкин передал декабристам своё послание. Полина Гебль, невеста И.А. Анненкова, уезжала из дома его матери (улица Петровка, 7; не сохранился). Постоянную поддержку декабристам оказывали мать А.М. и Н.М. Муравьёвых Е.Ф. Муравьёва, дом которой (угол Тверской улицы и Брюсова переулка, не сохранился) стал центром помощи осуждённым и их семьям; корреспонденция декабристов поступала в дом Н.Н. Шереметевой — тёщи Якушкина (Армянский переулок, 11).
Некоторые декабристы вернулись в Москву ещё до амнистии: в 1831 — Орлов (жил на Пречистенке, 10, и на Малой Дмитровке, 12), в 1835 — Ф.Н. Глинка (жил на Садовой и Новой Басманной улицах; дома не сохранились); в Москве бывал Нарышкин (останавливался на Пречистенке, 16); по особому разрешению в 1853 в Москву вернулся Фонвизин (останавливался в доме на Малой Дмитровке, 23; не сохранился). По амнистии 1856 декабристам был запрещён въезд в Москву и Петербург, разрешение на проживание в столице стали выдавать в конце 1850-х гг. В Москве жили Волконский, Трубецкой, Якушкин, Е.П. Оболенский, М.И. Муравьёв-Апостол, С.Г. Батеньков и др. У Волконского бывали братья Аксаковы, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев. У Муравьёва-Апостола, который жил в доме Бибиковых на Малой Дмитровке (дом не сохранился), по пятницам собирались бывшие декабристы. Якушкин поселился в доме сына Е.И. Якушкина на 3-й Мещанской улице (ныне улица Щепкина, дом не сохранился), где бывали московские учёные и литераторы. Многие декабристы похоронены в Москве на кладбищах Новодевичьего (Орлов, Муравьёв-Апостол, Трубецкой, А.Н. Муравьёв и др.) и Донского (Нарышкин, Свистунов, Дмитриев-Мамонов и др.) монастырей, Ваганьковском кладбище (М.А. Бестужев, А.П. Беляев, П.С. Бобрищев-Пушкин и др.), Пятницком кладбище (Якушкин, Н.В. Басаргин, С.Е. Раич). В 1975 улица в Бибиреве получила название улицы Декабристов. В 1987 открыт Музей декабристов (в бывшем доме Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной улице, 23).
Литература: Декабристы в Москве. Сборник статей, М., 1963; Чагин Г.В., Декабристы в Москве, М., 1987; Декабристы. Биографический справочник, М., 1988.
Л.Г. Сахарова.
дворянские рев., поднявшие восст. на Сенатской пл. в СПб. 14 дек. 1825, после подавления восст. и суда, были отправлены в ссылку в Сибирь. Путь лежал через Екат. по Сиб. тракту. По нек-рым данным, следовавшие в ссылку Д. на короткое время останавливались в здании почтовой ст. (ул. Толмачева, 27, дом не сохр.). Здесь в 1826-1828 нашли временный приют С.П.Трубецкой, М.И.Муравьев-Апостол, Е.П.Оболенский, И.И.Якубович, А.А.Бестужев (Марлинский), С.Г.Волконский, И.И.Пущин, И.Д.Якушкин и др. В доме, принадлежавшем владельцам Сысертских з-дов Турчаниновым (ул. К.Либкнехта, 59), в дек. 1926 по пути из Сибири на Кавказ в течение нед. жил М.И.Пущин. В 1850-х в здании почтовой конторы (ул. Пушкина, 19) останавливались на пути из Сибири Пущин, Якушкин, Оболенский, Батеньков и др. В доме купца Крюкова (ул. Февр. рев-ции, 6) в апр. 1840 останавливались бр. Беляевы. Ф.Г.Вишневский в 1838-1842 жил в Екат. и служил чиновником по особым поручениям при гл. нач-ке з-дов Урал. хр. ген. В.А.Глинке. 14 дек. 2000 при содействии Екат. обществ. благотворительного фонда "Истории и археологии" на пересечении ул. Декабристов и 8 Марта открыт пам. декабристам (скульптор - В.Соколова).
В.А. Шкерин
члены тайных обществ масонского толка (см. Масонство), намеревавшиеся совершить в России государственный переворот: свергнуть царя и захватить власть - и с этой с целью предпринявшие 1/14 декабря (отсюда название) вооруженное выступление на Сенатской площади в Петербурге, во время которого декабрист Каховский убил героя Отечественной войны 1812 года, военного губернатора Петербурга генерала Милорадовича, выехавшего на площадь, чтобы попытаться успокоить мятежников. После поражения выступления большинство членов тайных обществ были арестованы, 121 человек осужден на различные сроки каторги и ссылки, а пятеро повешены.