22 ноября 2024
450 тысяч слов
+36 за сегодня

Значения слова декаданс

все
Словарь Ушакова
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Эстетика. Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

декаданс

декаданс [дэ], декаданса, мн. нет, муж. (франц. de cadence) (книж.). Упадок, культурный регресс.

| То же, что декадентство (редк.).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

декаданс

см. декадентство.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

декаданс

 Декаданс

 ♦ Décadence

   Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник способен представить в весьма изысканном виде. Декаденты охотно выступают в роли эстетов, ставя искусство выше реальной действительности (Малларме (***): «Мир создан ради написания прекрасной книги»), выше жизни (Вилье де Лиль-Адан (***): «Жить? Пусть за нас живут слуги»), выше истины (Ницше: «Искусство ценнее истины»), выше всего. Но реальность мстит за себя, и декаданс неизбежно вырождается в скуку или нелепость. А варвары на подходе…

   ***

   Стефан Малларме (1842–1898) – французский поэт-символист, чье творчество проникнуто мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. Для поэзии Малларме характерен усложненный синтаксис и стремление к передаче «сверхчувственного».

   Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адан (1838–1989) – французский писатель, близкий к деятелям Парижской коммуны. После поражения коммунаров в его творчестве усилились мотивы мистики и пессимизма. Гротескно-сатирические сборники «Жестокие рассказы» и «Новые жестокие рассказы» раскрывают тему столкновения «одинокого мечтателя» с оскудевающей духовной культурой буржуазного общества.

Эстетика. Энциклопедический словарь

декаданс

(от лат. decadentia - упадок)

   состояние упадка, увядания, в котором пребывает конкретный, локальный социокультурный мир взакатную фазу своего существования, когда угасает его внутренний нравствен- ; ный пафос, медленно сходит на нет творческий задор, когда художественное сознание еще способно создавать различные причудливые и вычурные поделки, но творить великие произведения-шедевры уже не в силах. Не следует отождествлять понятия декаданса и модерна. Если модерн - это уникальный культурный стиль, стоящий в одном ряду с барокко, классицизмом, романтизмом, то декаданс - типовая форма медленного распада крупного культурного стиля или масштабного социокультурного организма. Если модерн был | один, то декадансов было много. Так ма- | ньеризм можно считать декадансом ренессанса, рококо - декадансом барокко, академизм - декадансом классицизма и т. д. Модерн же, хронологически совпавший со временем, когда появилось и утвердилось в культурном сознании понятие декаданса, - это стиль, в котором пришел в состояние упадка макрокосм классической культуры, охватывающий ее античный и христианский периоды. То есть, модерн - это тоже декаданс, но в максимально широком. макроисторическом понимании.

   ◘ Лит.: Розанов В. В. О символистах и декадентах // Он же. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992.

Словарь Ефремовой

декаданс
  1. м. Упадок, регресс.
  2. м. То же, что: декадентство.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом декаданс

  • И вероятность того, что декаданс, эстетизм, «Бархатное подполье» – все это будет кому-то интересно, меня больше всего и заинтриговала, когда я отправился на самый первый фестиваль десять лет назад, в 2005 году, потому что в нашей стране все, что связано с эстетизмом, дендизмом, всегда не особо приветствовалось и не приветствуется.
  • Это бесконечное колебание, беспрестанное качание между Возрождением и декадансом, между Просвещением и обскурантизмом, между верностью и варварством.
  • Нет, декаданс не в кофейнях и артистических клубах, где шарлатаны выкликают шарлатанские заклинания под видом стихов, а публика аплодирует фиглярским пророчествам катастрофы, делаемым лжепророками ради скандала и денег.
  • Акцентируя роль литературной группы «Молодая Вена», автор стремится показать, что младовенская программа «преодоления натурализма» заключалась не в импрессионистическом усовершенствовании поэтики мимезиса на фоне декаданса и метафизического отчаяния, а в создании антимиметической концепции поэтического слова как средства магической реинтеграции чувственного и сверхчувственного миров в образе истинной реальности абсолютного бытия.