(греч. Demeter) древнегреческая богиня плодородия и земледелия, сестра Зевса, мать Персефоны, покровительница брака и семьи, жена Посейдона (римск. Нептун), олицетворявшего влагу, без которой невозможно земледелие. В искусстве Деметра изображалась в венке из колосьев и с корзиной плодов. Римляне почитали ее под именем Цереры.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(греч. Demeter)
в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Крона и Реи, сестра Зевса и мать Персефоны. Поскольку земледелие было основой оседлой жизни и благосостояния, Д. почитали как одну из главных богинь Олимпа, в ее честь проводились праздники Фесмофории. Наиболее популярным был миф, связанный с похищением дочери Д. Персефоны (Коры) богом подземного мира. В римской мифологии Д. соответствует Церера.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
«земля-мать» - богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Считается, что Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Исионом. Плодом этого ритуального брака был Плутос - бог богатства и избилия. Широко известен миф о похищении Персефоны богом подземного мира Аидом. Девять дней Д. безуспешно разыскивала дочь, а на десятый узнала от Гелиоса, что Персефону с согласия Зевса похитил Аид. Разгневанная Д. покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по миру. Земля перестала давать урожай, наступил голод, и Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери, но перед расставанием Аид дал Персефоне съесть несколько гранатовых зерен, чтобы она не забывала царство мертвых. С тех пор Персефона две трети года проводила на земле с Д., а треть - с Аидом в подземном царстве. По другому варианту мифа, Д., уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея Метанира приветливо встретила Д. и взяла ее в няньки к своему сыну Триптолему (вариант: Демофонту). Чтобы отблагодарить царскую семью, Д. решила сделать ребенка бессмертным. Она натирала его амброзией и держала ночью над огнем, но однажды мать увидела сына в пламени, и Д. вынуждена была отказаться от своего намерения. Перед уходом из Элевсина богиня подарила Триптолему колос пшеницы, научила его возделывать землю и велела обучить людей земледелию. Известен миф о том, как Д. превратилась в кобылицу, чтобы избегнуть домогательств Посейдона, но тот превратился в жеребца и породил с ней чудесного говорящего коня Арейона. Д. изображали женщиной, полной сил, сходной с Герой, но с более мягкими чертами лица, в венке из колосьев, с факелом и корзиной плодов. Часто ее изображали вместе с Персефоной, иногда с Триптолемом.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с римской Церерой. Она также покровительница материнства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или Коры, т. е. "девы"), похищенной Аидом, описаны Гомером в "Гимне Деметре". Поиски привели ее в Элевсин, где она вновь обрела свою дочь Персефону (Аид согласился отпускать ее на поверхность земли на полгода). В благодарность богиня дала юному сыну царя Триптолему семена пшеницы и повелела ему обучить земледелию людей по всему свету. Эта легенда изображена на известном барельефе 5 в. в Элевсине. Деметру связывали с доэллинскими "Великими таинствами" и ритуалами, представлявшими борьбу и смену жизни и смерти, а также мистическое возрождение через очищение от смерти. Культ Деметры был широко распространен, но особенно ей поклонялись в Аркадии, на Сицилии и Книде.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
широко почитаемая древнегреческая богиня земледелия и плодородия, согласно легенде, научившая людей земледелию. Мать Персефоны и Плутоса (Плутона) - владыки богатств подземного царства (отождествлялся с Аидом). После похищения своей дочери Аидом, Деметра впала в глубокую скорбь и избегала общества богов. В поисках дочери она блуждала из страны в страну, а в это время на земле прекратился рост растений, который возобновился только тогда, когда Персефона, по просьбе Зевса, была отпущена Аидом. Некоторое время она должна была проводить на Земле, в обществе матери, а потом возвращаться к мужу в мир мертвых. В этом греки видели причину чередования зимы и лета. Когда наступал сев, они устраивали в честь Деметры празднества - Фесмофории, в которых, прежде всего, участвовали женщины. При этом совершались ритуалы, с помощью которых стремились увеличить плодовитость людей, животных и плодородие природы.
Деме́тра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, сестра Зевса, «умирающая и воскресающая», а также «культурная» богиня (обучавшая людей земледелию).
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Ее имя буквально значит «земля-мать». Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука»). Она благостная к людям богиня, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Д.взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Д.научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Д.научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.
Также Д.рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид дает своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.
Главное священное место Д. — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. В других городах также были храмы Д.
в греческой мифологии богиня земледелия и плодородия (от греч. Demeter - корень «мать»). После похищения своей дочери Персефоны богом подземного царства Аидом избегала общества богов. Она блуждала из страны в страну в поисках дочери. До возвращения дочери она прекратила на земле развитие растений. К образу Деметры неоднократно обращались художники и писатели («Гомеровский гимн», гимн Каллимаха. «Элевсинские празднества» Шиллера и др.). Соответствует римской богине Церере.
в греческой мифологии дочь Крона и Реи, богиня плодородия земли, и охоты и урожая, защитница общественного порядка
в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера.
(Δημήτηρ) — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греческой мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из так назыв. гомеровских гимнов. Аид с согласия Зевса похищает Персефону; Д. после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Д., посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Д. делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа. Елевзин был главным местом культа Д. Миф о Д. и Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств (см.). В культе Д. было и другое символическое значение: женское плодородие, рожание и воспитание детей, и Д. как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории (см). Культ Д. очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Мал. Азию и др. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Д.; его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Д. стала предметом почитания во всей Греции, на островах, в Мал. Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты; ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. В древнейшее время Д. слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове; в руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак. Любимым сюжетом для скульпторов было снаряжение Д. Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее). Ср. Preller, "D. u. Persephone, ein Cyclus mythologischer Untersuchungen" (1837); Förster, "Der Raub u. die Rückkehr der Persephone" (1874).