руч., пп р. Улигир Мал. (бассейн р. Джуваскит Бол.) в Зейском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. от слова Демокрит.
(ок.460-370 до н.э.)
древнегреческий философ-материалист, создатель атомистической теории, на основе которой выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что воспитание можно получить везде и всегда: "ночью и днем, на родине и на чужбине". Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию "доводами". Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании. При решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом, котороый свои доказательства берет из ощущений. Выступал за включение в систему воспитания труда. Был убежден, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравствненных поступках.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 34-35)
Ч33(0)322
(род. ок. 460 до н.э. – умер ок. 370 до н.э.)
Древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Он занимался всеми существующими тогда науками: этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.п. Из двух точек зрения на природу названия:
а) слова обозначают вещи по их природе, истинно;
б) слова обозначают вещи по обычаю, неправильно – он отстаивал вторую, считая, что не существует "природной" связи между словом и вещью.
В доказательство того, что имена – от установления, по обычаю, он приводил четыре довода:
1) наличие омонимов;
2) существование синонимов;
3) наличие неназванных вещей;
4) переименования (в именах собственных).
(греч. Demokritos)
(ок. 460 - 371 до н.э.)
греческий философ-материалист из Абдеры (Фракия). Много путешествовал; находясь в Афинах, дружил с Сократом. Его перу принадлежат ок. 70 сочинений на моральную, естествоведческую, математическую и др. тематики (сохранились фрагменты). С именем Д. в философии, как и с именем его учителя Левкиппа, связано атомическое учение. Мир для него реален, состоит из атомов и пустоты. Жизнь, согласно учению Д., возникла из неживого по законам природы, без какого-либо творца. Источником души является тепло, сотворившее все живое на земле.
Виц В.В. Демокрит. М., 1979; Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970; Мисько С.Д. К вопросу о роли Демокрита в формировании языка и стиля греческой научно-философской прозы // Гринбаум Н.С., Мисько С.Д. Язык и стиль древнегреческих писателей (VI - V вв. до н.э.). Кишинев, 1973. С. 56-71; Мисько С.Д., Гришанов Л.К. К вопросу об изучении Демокрита в России // Очерки по истории философии. Кишинев, 1980. С. 124-144.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 460-370 до н. э.)
Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь Демокрит известен в связи с развитием атомистической теории, которой он обучался у Левкиппа. Демокрит считал, что все тела образуются в результате случайных столкновений и "слипания" крошечных неделимых однородных частиц и что другие миры постоянно образуются вследствие самопроизвольных движений во Вселенной. В народе Демокрит получил прозвище "смеющегося философа", а Ювенал говорил, что его всегда забавляла глупость людей.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. философ, ученик Левкиппа, основоположник атомистики. Происх. из Абдер (Фракия). Совершил путешествия в Египет, Вавилонию, Персию, Аравию, Индию и Эфиопию; слушал Филолая, знал Анаксагора и Гиппократа. По названиям известно 70 соч. Д., от к-рых до нас дошли многочисл. фр-ты. В качестве первоначала Д. выдвинул не одну, а бесчисленное множ-во субстанций (атомов), совокупность к-рых обозначил понятием бытия. Др. начало - небытие (пустота) - бесконечное пространство, где происходит хаотическое движение атомов. Все чувственно-воспринимаемое возникает из соединения атомов, не существуя в действительности в своих качеств, характеристиках. Сами атомы представляют собой мельчайшие, неделимые (из-за твердости) частицы, не имеющие качеств. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадением. Атомы различаются по форме, положению и порядку (очертание, поворот и соприкасание); их беспорядочн. движение приводит к сцеплению друг с другом и образованию всех чувственно-восприним. вещей. Говоря о беспорядочном (беспричинном) движении атомов и о возникновении и гибели миров, Д. вместе с тем полагал, что все совершается по некоей необходимости (судьба), к-рая неясна и непостижима и для человека фактически отождествляется со случайностью. И все же, по Д., следует стремиться обнаружить причину каждого явления, на это и направлено подлинно филос. познание. Известно изречение Д., что он «предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели стать перс, царем». Утверждая, что атомы по природе неподвижны, Д. считал, что они движутся вслед, удара. Чувственное восприятие Д. объяснял истечением атомных потоков с восприним. тела. Т.о., все чувственно-восприним. существует в мнении людей, в зависимости от их ощущений, к-рые фиксируют изменения вещей, но не познают их в действительности. Истинны только умопостигаемые сущности (атомы), недоступные для чувственного восприятия. В основе космогонии Д. лежит концепция Левкиппа о космич. вихрях, порождающих бесчисл. миры. Эти миры существуют в бескон. Вселенной, они разл. величины, формы; возникают и разрушаются через определенные. промежутки вр. Время у Д. не имеет начала, т. к. обозначает изменение бытия, к-рое происходит вечно. Земля нашего мира возникла раньше светил; Луна расположена ниже Земли, затем Солнце и далее неподвижные звезды. Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии принимать в себя ч.-л. извне. По свид-ву Аристотеля, душу Д. отождествлял с умом, а мышление - с ощущением, но вряд ли следует понимать под мышлением филос. познание. Вер. всего, это мнение людей, основанное на опытном восприятии. Д. считал душу смертной, а челов. организм уподоблял космосу, называя его микрокосмом. Д. признавал существование богов в виде соединений огненных атомов, к-рые живут дольше людей, но не бессмертны. Д. различал критерии постижения чувственных явлений, науч. исследования и непосред. ощущения, а в качестве способа познания принимал только умозрит. рассуждение. В обл. эстетической деятельности человека Д., по-вид., первым провел водораздел между прикладными искусствами, требующими обучения, и собственно худож. твор-вом, невозможным без вдохновения, к-рое не поддается рациональному объяснению. Сохран. отрывки из соч. Д. по физике, математике, биологии, этике, астрономии. По нек-рым сведениям, Д. составил карту ойкумены, основываясь на данных своих путешествий. В области гос. управления Д. был сторонником демократического устройства. Атомизм Д. получил дальнейшее развитие в философии Эпикура и поэме Лукреция.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(лат. Democrĭtus, ок. 470/460 г. до н. э. - умер в глубокой старости)
древнегреческий философ из Абдера (Фракия), один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые материальные элементы, вечные, неразрушимые, непроницаемые. В этике развил учение об атараксии (гр. ataraxia - невозмутимость) - т. е. о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности.
(ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости), из г. Абдера (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые материальные элементы (геометрические тела, "фигуры"), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.