(греч. Demosthenes)
(ок. 384 - 322 до н.э.)
греческий оратор и политический деятель. Прославился вначале как автор судебных речей. Посвятив себя политической деятельности, Д. упорно и целенаправленно шлифовал свой ораторский талант. С 352 г. его биография тесно переплетена с политической историей Эллады.
Цицерон назвал Д. человеком, обладающим «величайшей мудростью и величайшей силой слова», который был обязан этими достоинствами или своему дарованию, или тому, что был учеником Платона (Об ораторе. I, 20). «Вы найдете... - писал за много лет до Цицерона афинский оратор Динарх (Против Демосфена. III), - что Демосфен стал блестящим человеком с тех пор, как обратился к гос. деятельности, что из логографа и наемного адвоката, выступавшего за Ктесиппа, Формиона и многих других, он превратился в богатейшего человека в городе».
Возглавив антимакедон. партию в Афинах, Д. разъезжал по всей Элладе, агитируя против македон. царя Филиппа II, чем заслужил славу выдающегося оратора. Речи Д., направленные против Филиппа II («Филиппики»), пополнили кладовую античного ораторского искусства, став примером для подражания. После поражения Афин в Ламийской войне 322 г. Д. вынужден был оставить Афины, проведя последние дни своей жизни на о-ве Калабрия. Сохранилось 60 речей, приписываемых Д.
Демосфен. Речи / Пер. С.И. Радцига. М., 1954; Жебелев С.А. Демосфен. М., 1922; История греческой литературы: В 3 т. Т.2. М., 1955. С. 261-289; Jaeger W. Demosthenes. Der Staatsmann und sein Werden. 2. Aufl. Berlin, 1963.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(384-322 до н. э.)
Афинский оратор и государственный деятель, за свою политическую проницательность и стилистическое мастерство считался величайшим греческим оратором. Популярная история о том, что он боролся с недостатком произношения, приходя на морской берег и стараясь перекричать шум волн с набитым камнями ртом, является, несомненно, позднейшей выдумкой. Демосфен заслужил свою репутацию речами во время судебных гражданских тяжб, многие из его речей сохранились. Затем он начал свою политическую карьеру постоянными нападками на приобретающего все большую власть Филиппа Македонского, в котором он видел угрозу не только Афинам, но свободе всех греческих городов-государств. Его филиппики направлены против Филиппа, а его наиболее известная речь "О венке" ("De corona") под предлогом защиты некоего Ктесифонта, обвиненного в незаконном подношении Демосфену золотого венка, на самом деле является оправданием его собственной политики и нападкой на тех, кто бы предпочел мир с Македонией. Цицерон взял название филиппики для своих обвинительных речей против Марка Антония.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. оратор и полит, деятель. Род. в семье владельца оружейной и мебельной мастерских в Афинах. В 7 лет лишился отца, а недобросовестные опекуны растратили юз наследство Д. Самост. жизнь начал с судебного процесса против опекунов (364; речь Д. сохранилась). Процесс Д. выиграл, одн. взыскать имущество не удалось, и Д. начал зарабатывать на жизнь, составляя речи для выступающих в суде. Затем он обратился к полит, деятельности, но первое выступление перед согражданами было неудачным. Д. не пал духом, а упорными занятиями устранил свои физ. недостатки (слабость голоса и картавость) и в дальн. с блеском выступал на публике. Оратор, мастерству Д. учился у Исея, у к-рого заимствовал строгую логику доказ., сжатость рассказа, простоту слога, любовь к ритор, вопросам. Д. впитал также достижения своих предшеств. Лисия и Исократа. Время деятельности Д. падает на трагич. период в жизни Афин и всей Греции. Истощенная междоусобицами и соц. распрями Эллада не смогла оказать достойного сопротивления захватническим действиям снач. Филиппа Македонского, а затем его сына Александра. Внутри Афин существовала значит, группа богатых и влиятельных людей, во гл. с Эсхином, к-рые добивались мира с Филиппом любой ценой. Д. отчетливо разглядел стремление Филиппа подчинить себе Грецию и все силы направил на противодействие этим попыткам. В 351 он произнес свою первую речь против Филиппа, и это сразу выдвинуло его в ряды борцов за независимость Греции. Вскоре Д. сделался главой антимакедон. партии в Афинах. Причем участвовал в борьбе не только словом: в битве при Херонее в 338, в к-рой объединенные силы эллинов были разбиты Филиппом, Д. сражался как простой воин. Противники из промакедон. группировки не брезговали никакими средствами, чтобы дискредитировать Д. Они добились своего в 324, когда Д. принужден был отправиться в изгнание, не сумев доказать свою невиновность в запутанном вопросе о деньгах, привезенных в Афины бежавшим от Александра Македонского его казначеем Гарпалом. Изгнание было непродолжительным. Торжественно возвращенный в Афины после смерти Александра, Д. деятельно призывал к восстанию против македонян. Это восстание (т. н. Ламийская война) законч. поражением Афин. Д. был вынужден бежать на о-в Калабрию (у вост. побережья Пелопоннеса). Настигшим его воинам он сказал, что напишет письмо друзьям, закусил кончик тростникового пера, в к-ром был быстродействующий яд, и умер.
Под именем Д. сохран. 61 речь (20 из них совр. наука признает неподлинными), 56 вступлений к речам и 6 писем. Все речи Д. можно разделить на три группы: судебные по частным делам, судебно-полит., полит. В судебных речах по част, делам (364 - 345), произнесенных лично (XXVII) или написанных в качестве логографа для др. (LI, LV, LVII, LXI), Д., много заимствовавший у Лисия, дает яркие, живые картины совр. ему быта. Аргументация его точна и конкретна. Судебно-полит. речи, в силу их специфики, имеют общие черты как с судебно-част., так и с полит, речами Д. (XX, XXII, XXIII). Наиб, яркие из них - речи «О преступном посольстве» (XIX - 343) и «За Ктесифонта о венке» (XVIII - 330), направленные против Эсхина. Гл. в наследии Д. считаются полит, речи, среди к-рых выделяются 8 речей против Филиппа (т. н. «Филиппики»), произнесенных между 451-441: три «Олинфские» (I - III), три против Филиппа (IV, VI, IX), «О мире» (V), «О делах в Херсонесе» (VIII). Свои речи Д. тщательнейшим образом готовил, противники в насмешку говорили, что его речи пахнут маслом. Одн. Д. не следует жесткому плану речи, но сохран. непринужденность и живость, чему в немалой степени способствует приостановка речи ритор, вопросами: «Что же это на самом деле значит?», «В чем причина?» и т. п. Вступ. Д., в отл. от речей Исократа, краткие и энергичные. Он, как правило, заявляет некую сентенцию, к-рую в дальн. будет развивать. В судебных речах Д. напоминает судьям об их судебном и гражд. долге. В гл. части речи повеств. иногда сведено до минимума, а все усилия направлены на доказ., при этом не всегда их можно отделить от опровержения доводов противника. Д. - величайший мастер именно устного красноречия, когда оратор должен убедить слушателей здесь и сейчас. Отсюда проистекают особенности его иск-ва. Начиная новый структурный раздел речи, он наперед раскрывает его содержание, в процессе изложения нередко подводит итоги сказанному, т. е. неоднократно повторяет то, что считает нужным вложить в сознание слушателя. В заключ. обычно подводит итог, резюмируя доказ., а в полит, речах рекомендует народу выбрать из предложений ораторов наиб, полезное для гос-ва. Из этого стремления убедить происходит страстный пафос речей Д., выделяющий его среди всех ораторов Греции. Дионисий Галикар-насский писал о модуляциях голоса, жестикуляции, мимике Д., к-рыми тот необычайно увлекал слушателей. Одн. и при чтении речи Д. производят очень сильное впечатление благодаря блестящему владению всеми выработанными к тому времени приемами оратор, иск-ва. Подобно Исократу, Д. пользуется приемом период, деления речи, одн. демонстрирует удивительное богатство вариантов построения периодов и фразы, и речь его никогда не бывает монотонной. Уже древние отмечали, что Д. свободно соединял и варьировал ритор, стили в зависимости от требований содержания, что придавало его речам бол. силу убеждения. Даже Филипп будто бы говорил, что, если бы он слышал речи Д., то голосовал бы за войну против себя. Д. широко применял различные тропы, в част, метафоры, источником к-рых нередко был язык гимнастического стадиона; антитезы («век нынешний и век минувший»); соединение синонимов в пары («знайте и понимайте»); олицетворения, напр, природы Аттики; «фигуры умолчания», в результате к-рых слушатели сами делают дополнения к рассказу оратора. Нередко Д. приводил в речи воображаемый диалог с противником. Язык речей - чистейший аттич. С именем Д. связано развитие нового стиля красноречия, назв. «мощным». Послед, поколения называли Д. просто Оратором.
Соч.: Речи. М., 1954
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(греч. Demosthĕnes, 384–322 гг. до н. э.)
афинский оратор и политический деятель. Несмотря на физический недостаток, он целеустремленно упражнялся в красноречии. Впоследствии сочинял судебные речи для других. Позже стал идейным вождем в борьбе против Филиппа II Македонского - его знаменитые речи «филиппики», например, против него. Несколькими годами позже был впутан в аферу с подкупом и бежал из Афин. После захвата Афин македонцами он был осужден на смерть. Но чтобы не попасть в руки преследователей, он принял яд. Всего он написал 61 речь, которые служат важным источником по судопроизводству и политическим отношениям. Был прекрасным образцом для такого мастера красноречия, как Цицерон.
— один из знаменитейших ораторов древнего мира; род. в Афинах в 384 г. до Р. X., происходил из знатного рода. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Д. был также ревностным учеником Платона и Исократа. С юных лет Д., мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Д. был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все эти недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Д. по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Д. продолжал работать над собой. В первый раз он обратил на себя серьезное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Д. выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Д. началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Д. выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. он первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Д. не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Д. произнес речь "О мире" и советовал уступить перевесу силы в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Д. с другими послами из Афин отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Д. напрасно восстанавливает против него всю Грецию, Д. благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Д. должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Д. С ним и его партией снова пришлось считаться Д., когда Филипп завоевал Эвбею, все более угрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион во главе войска, собранного по настоянию Д., изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принужден был также снять осаду Коринфа. Д. был увенчан золотым венцом на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Вторая священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришел в отчаяние, узнав об этом. Один Д. не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Д. возложили венок, но радость эта была последней и короткой. Битва при Херонее в 338 г. положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Д. не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Д. был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Д. после речи его "О венце". Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника.
Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Д. убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Д. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Д., но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был запутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну и Трезены. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Д. С торжеством встретили его афиняне и стали слушать его, вооружаясь к борьбе. Но скоро Антипатр, победитель восставших городов, осадил Афины, и Демосфен бежал в Калаурию. Здесь, окруженный врагами, он принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322). Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма.
Речи Д. называют "зеркалом характера". Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому. Число речей Д., известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Д. сомнительна. Уже в древности Д. имел многих комментаторов, из которых главные — Дионисий Галикарнасский и Либаний. После Éditio princeps (Венеция, 1504) лучшие изд.: Reiske (Лпц., 1770), J. Bekker (Б. 1825, Лпц. 1854), Baiter et Sauppe ("Oratores Attici", Цюрих, 1838), Vömel (Пар., 1843) и Dindorf (Oксф. 1846; Лпц. 1855). Отдельные речи, в особенности Филиппики, обработаны во многих издан.: Doberenz, Westermann, Vömel (Франкф.), Franke (Лпц.). Лучшее толкование ко всем речам Д. — "Apparatus criticus et exegeticus ad D. etc." (Лонд. 1824; "Indices in apparatum etc.", Seiler'a, Лпц., 1833). Ср. Плутарх, "Vita Demosthenis"; Schaumann, "Prolegomena ad D."; Schäfer, "D.). und seine Zeit" (Лпц., 1856); Georges Perrot, "Eloquence polit. et judic. à Athènes"; его же, "D. et ses contemporains" (1878); Maurice Croiset, "Des idées morales dans l'eloqu. polit.de D.". Речи Д. на русский яз. переводились неоднократно, начиная с конца прошлого века: "Речь Д. о венце, за Ктисифона против Есхина", с греч., Пономарева (М. 1784), "Первая Демосфенова речь против Филиппа" (СПб. 1776), "Демосфеново надгробное слово афинянам, убиенным при Херонее", перев. старорусского еп. Евгения (СПб. 1807, изд. Росс. акад.) и пр. Из новейших: "Речи Д." (Каз. 1886) В. Краузе; "Олинфские речи Д." (с биографией и характеристикой, М. 1883) И. Белорусова; "Олинеские речи и первая речь против Филиппа" (Киев, 1885).