деятельность, деятельности, мн. нет, жен. (книж.). Работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность.
активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Осн. видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой Д. (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая Д.
Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает следующие осн. элементы, составляющие её содержание: мотивы, побуждающие к Д.; цели - результаты, на достижение которых Д. направлена; средства, с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определённым образом мотивированная Д. в целом, входящие в её состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий - операции.
Как показали исследования рос. психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от её мотивов, целей и средств осуществления.
Вместе с тем проведённые исследования (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путём их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.
На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребёнка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять всё более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определённая Д. (например, игра в дошкольном возрасте, учение - в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 68-69)
динамическая система взаимодействия субъекта с миром, специфически человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность. Объектами криминалистических исследований являются преступная Д. и Д. по раскрытию и расследованию преступлений.
бездеятельность
безделье
безынициативность
инертность
бездействие
лень
леность
отдых
пассивность
инерция
направляемое мотивированной целью взаимодействие человека с природой и обществом. Деятельность человека, направленную на достижение ближайшей цели, называют единицей жизни. Деятельность человека, связанную с использованием языка, называют речевой деятельностью.
Syn: активность, занятие, дело, операция, усилия
Ant: бездейственность
специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и, ж.
1. Занятия, труд. Научная д. Педагогическая д.
2. Работа какихн. органов, а также сил природы. Д. сердца. Д. вулкана.
— совокупность действий, объединенных общностью субъекта (например, Д. Петра Великого), или качества (полезная Д., бесплодная Д.), или предмета (художественная Д., экономическая Д.). См. Действие.