23 ноября 2024
450 тысяч слов
+14 за сегодня

Значения слова джаз

все
Словарь Ушакова
Словарь музыкальных терминов
Лексикон джаза
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Москва. Энциклопедический справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

джаз

джаз, джаза, и джаз-банд, джаз-банда, муж. (англ. jazz-band) (неол.). Оркестр, составленный из особого подбора инструментов, преим. ударных и шумовых (первоначально негритянского происхождения).

Словарь музыкальных терминов

джаз

(англ. jazz)

1. Жанр эстрадной музыки, главным образом тан­цевального характера. Возник в начале XX в. в Америке на основе некоторых жанров негритянской народной музыки. Непосредственные предшественники джаза — спиричуэлс, блюз, регтайм и др. Джазовую музыку отличает импровизационность, повышенная эмоциональ­ность исполнения, утонченная ритмичность (синкопирование, полиритмия), специфический состав исполнителей и инструментов, использование разнообразных тембровых красок и звукоподражательных элементов. Известны различные джазовые стили: диксиленд, свинг, Бибоп, кул, ритм-энд-блюз, Соул, рок-н-ролл, биг-бит и др. Джаз оказал влияние на творчество И. Стравинского, К. Дебюсси, Д. Гершвина, М. Равеля, Д. Мийо, Э. Кшенека и др.

2. Оркестр, исполняющий джазовую музыку, джаз-банд, бэнд.

Лексикон джаза

джаз

Jazz

род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже XIX-XX вв. в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культур и утвердившийся первоначально в среде негровв США. Термин "джаз" (сначала писалось jass) появилсся в 1915г. Некоторое время он имел жаргонный оттенок и употреблялся в словосочетании "джаз бэнд" по отношению к небольшим ансамблям. Характерными чертами джаза являются импровизационное начало, специфическое звукоизвлечение на музыкальных инструментах, отличная от академической музыки фразировка, а также сложная многоплановая ритмическая структура в интонационныйстрой, допускающий отклонения от темперации.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

джаз

   , -а, м.

   Оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, а также музыка, предназначенная для такого оркестра.

   * На эстраде выступает джаз. Исполнять джаз. *

   || прил.джазовый, -ая, -ое.

   * Джазовая импровизация. *

Москва. Энциклопедический справочник

джаз

Впервые джаз прозвучал в Москве 1 октября 1922 в зале только что открытого Государственного института театральных искусств (ГИТИС); играл «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд», собранный поэтом и танцовщиком В.Я. Парнахом, который привёз из Парижа набор необходимых инструментов (банджо, саксофоны, ударные и шумовые). Оркестр Парнаха был приглашён В.Э. Мейерхольдом для звукового оформления спектакля «Трест Д.Е.». Столицу охватило увлечение джазом, которое разделяли и представители руководства страны (К.Б. Радек, позднее К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович). В 1926 в здании Мюзик-холла с огромным успехом давали концерты негритянский оркестр С. Вудинга с джаз-ревю «Шоколадные ребята», в кинотеатре «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком») — секстет Ф. Уитерса с выдающимся саксофонистом С. Беше. В Москве возникли джаз-оркестры А.Н. Цфасмана — АМА-джаз (1927) и А.В. Варламова (1933), здесь гастролировали ленинградские коллективы Г.В. Ландсберга (1929), Л.О. Утёсова и Я.Б. Скоморовского, харьковский — Б.Б. Ренского. В Москве гастролировали, а иногда и оставались на постоянное жительство многие зарубежные мастера этого жанра: негритянская певица Ц. Коул, чешский барабанщик Л. Олах, американский чечёточник Г. Скотт.

В 30-х гг. джаз считался идейно-прогрессивным искусством «пролетарского происхождения», джаз-оркестры приглашались в Кремль; «Мосфильм» снимал картины с участием джаз-оркестров («Весёлые ребята», «Цирк», «Девушка спешит на свидание»). В 1936 в Москве был учреждён Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением В.Н. Кнушевицкого. Возникли Госджаз железнодорожников под управлением Д.Я. Покрасса, джаз-оркестр Радиокомитета, которым руководили последовательно Варламов и Цфасман. Популярными жанрами стали джазовая чечётка и вокальный ансамбль (от трио до квинтета), названный «джаз-гол». После 1939 в новых границах страны оказались польские джаз-оркестры Г. Варса, Е. Петерсбургского, интернациональный джаз-оркестр под руководством трубача Э.И. Рознера (ставший Госджазом Белорусской ССР), который произвёл в Москве фурор. В 30-х гг. в столице успешно выступали и другие зарубежные коллективы: «Вайнтрауб Синкопейторс» (Германия), джаз-оркестры А. Циглера (Чехословакия), М. Берга (Швеция).

Во время Великой Отечественной войны Варламов создал в Москве «Мелоди-оркестр» (с группой смычковых). Джаз-оркестры участвовали в концертных программах для фронта и тыла со злободневными джазовыми куплетами, осуществлялся обмен нотами и грамзаписями с США. В День Победы, 9 мая 1945, джаз-оркестр Утёсова выступал на площади Свердлова (ныне Театральная площадь).

В послевоенный период джаз попал в разряд «гонимых» жанров, однако в Москве он продолжал существовать; музыканты ежедневно сходились «на бирже» — участке тротуара на улице Неглинке или на Китайском проезде, куда приходили представители организаций, желающие устроить танцы под джаз. Некоронованными королями этой своеобразной среды были саксофонист Л. Геллер, трубач Г.П. Гутман, пианист М.Х. Генерсон и др.

С началом «оттепели», в середине 50-х гг., появились новые оркестры, показавшие свежие приёмы стиля свинг. Образцами для подражания стали перебравшийся из Шанхая оркестр О.Л. Лундстрема и обновлённый оркестр Рознера, возвратившегося из заключения. После VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957) началось интенсивное становление современных форм импровизационного ансамблевого джаза. Новыми кумирами стали оркестр Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) под управлением Ю.С. Саульского и «Восьмёрка ЦДРИ» под управлением Г.А. Гараняна. В 1960 концертом Нью-Йоркского джаз-квартета открылся Московский джаз-клуб в ДК «Энергетик» (Раушская набережная); с 1962 джаз появился в молодёжных кафе — «Аэлита», «Молодёжное», «Синяя птица»; в «Молодёжном» был проведён I Московский джаз-фестиваль, лауреатами которого стали пианист В.П. Сакун, трубач А.Е. Товмосян, гитарист Н.Н. Громин, саксофонист А.С. Козлов, контрабасист И.С. Берукштис, барабанщик В.Ю. Буланов. Московские джаз-фестивали 1965—68 выявили многих мастеров джаза, среди них — трубачи В.П. Грачёв, Г.К. Лукьянов, В.Д. Пономарёв; саксофонисты А.Н. Зубов, В. Сермакашев, В.Е. Клейнот, А.И. Пищиков, Ю.Н. Чугунов, М.М. Цуриченко; тромбонисты К.И. Бахолдин, А. Шабашов; пианисты Б.Н. Рычков, В.А. Прудовский, И.М. Бриль, Б.М. Фрумкин, В.Н. Данилин; вибрафонист Л.М. Гарин; гитарист А.А. Кузнецов; контрабасисты А.А. Егоров, А.В. Соболев, А.Г. Сатановский; барабанщики А.Б. Гореткин, В.Н. Журавский, В. Багирян. В 1967 был открыт Джаз-клуб МВТУ, проводивший знаменитые «Джазовые посиделки». Значительными событиями в жизни Москвы стали гастроли ведущих американских оркестров — Дюка Эллингтона (1971), Т. Джонса и М. Люиса (1972). В 1977 была проведена аттестация нескольких концертных ансамблей современного джаза — трио Л.А. Чижика, «Арсенала» Козлова, септета Бриля, «Каданса» Г.К. Лукьянова, «Аллегро» Н.Я. Левиновского. Со второй половины 80-х гг. джаз обрёл полную творческую и организационную свободу. На 1996 он представлен в Москве главным образом небольшими ансамблями, которые выступают на сценах ресторанов, клубов, казино, отелей, баров и артистических кафе, ЦДРИ, Дома художника, Дома кино, Дома композиторов, в салоне «Аккорд»; нередки джазовые концерты в Концертном зале имени П.И. Чайковского и залах Московской консерватории. Выступления и «джем-сешн» регулярно проводятся в «Джаз Арт Клубе» А.Л. Эйдельмана (Беговая улица, 5). Джазовое образование в Москве музыканты получают в Российской академии музыки имени Гнесиных.

С 1991 функционирует Международная джазовая ассоциация (ныне Международный джаз-ангажемент; президент Ю.С. Саульский).

Литература: Баташев А., Советский джаз, М., 1972; Мархасев Л., В легком жанре, 2 изд., Л., 1986.

А.Н. Баташев.

Энциклопедический словарь

джаз

(англ. jazz), вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. в среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия западно-африканской и европейской музыкальных культур. Развертывание музыкальной ткани в джазе отличается импровизационностью, своеобразным эффектом ритмической иррегулярности (т. н. свинг; также название стиля джаза), достигаемым особой мелодической акцентировкой, рубато и т. п. при четкой метрической пульсации, оригинальной (т. н. джазовой) гармонией. В русле т. н. классического и современного джаза сложился ряд стилистических направлений. Оказал большое влияние на современную музыку.

Словарь Ожегова

джаз

ДЖАЗ, а, м.

1. Оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. Классический д.

2. Оркестр, играющий такую музыку. Играть в джазе, джаз.

| прил. джазовый, ая, ое. Джазовая певица.

Словарь Ефремовой

джаз
  1. м.
    1. Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные шумовые инструменты и певцы-солисты.
    2. Увеселительная (обычно танцевальная) музыка, исполняемая таким оркестром.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово джаз может быть

Предложения со словом джаз

  • И жена Крупышева выкрасила белые рубашки в голубой цвет, который после концерта отпечатался на обнаженных телах одержимых джазистов.
  • Долгие часы, которые Шиндлер проводил за работой, приемы в «Краковии», пьяные вечеринки в джаз-клубе, визиты в изысканные апартаменты Клоновской.
  • Стармех – родом из Бильбао – по имени Горостиола, но более известный как Торпедист Тукуман, тоже любил эту музыку, и все трое дружили с джазом и друг с другом шесть лет, проходя одним и тем же квадрантом, а потом все вместе перешли на «Тештиго», судно-близнец той же компании «Зоелайн» и с тем же легким грузом, фруктами и зерном, ходили между Испанией, Карибами, Северной Европой и югом Соединенных Штатов.
  • – Выбрав флакон, Фриц с помощью дистанционного пульта сменил джаз на классику.

Цитаты со словом джаз

  • Если вы спрашиваете, что такое джаз, то вам этого никогда не понять.
    Луи Армстронг