(араб. священная война, война за веру; букв. усердие, рвение)
предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев.
(араб. рвение, старание) — по Корану, священная война за ислам. Павшие в д. сразу и навсегда попадают в рай, их не коснется страшный суд во время конца света. Лозунг д. сыграл важную роль в араб, завоеваниях, он активно использовался правителями мусульманских государств. Однако уже в Средневековье появились толкования д. как духовного самоусовершенствования на пути к Аллаху.
священная война, которую, по Корану, должны вести мусульмане против противников ислама.
усилие, борьба за то, что является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите Ислама, расходовать для этого свои материальные средства, умственные способности и все свои силы. В случае крайней необходимости необходимо подниматься на вооруженную борьбу против врагов веры. Джихадом является также борьба со своими духовными, или с социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т.д.). Таким образом, джихад - это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в деле распространения религии Аллаха и, наконец, ведение войны с агрессорами во имя Аллаха. В Исламе джихад является обязательным (См. Фард), так как о нем говорится в Коране:
- «Вам предписано сражаться с врагами ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас - зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведаете» (2: 216);
- «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха» (2: 193);
- ...объединившись, сражайтесь все с многобожниками, подобно тому, как они сражаются с вами все [вместе] (9: 36).
Обязанность по ведению джихада может возлагаться как на определенную часть мусульман (фард аль-кифая), если они способны защитить честь и достоинство остальных мусульман, так и на каждого мусульманина в отдельности (фард аль-айн), если в этом есть необходимость.
Целью джихада является утверждение истины и устранение всякой несправедливости. Причем джихад не ведется с целью мести, убийства, грабежа других людей или захвата и порабощения различных народов. Его проведение необходимо, чтобы устранить в обществе пороки и восстановить справедливость. Не ведется также джихад для насильственного обращения в Ислам. Необходимо ознакомить людей с положениями религии и создать условия для того, чтобы Ислам могли принять те, кто этого пожелает.
Во время войны, перед началом сражения, мусульмане обязаны сделать все от них зависящее, чтобы не допустить кровопролития. Для этого необходимо:
а) Предложить противнику принять Ислам;
б) Если это предложение будет отвергнуто, необходимо предложить ему выплатить джизья, в обмен на защиту от мусульман (См. Джизья).
Сражение можно начинать в случае отказа противника принимать эти условия.
Вести войну можно только при наличии у мусульман военной и политической организации (государства), и при отсутствии каких-либо договоренностей с противоборствующей стороной. При ведении боевых действий запрещается убивать мирное население. Необходимо гуманно относиться к военнопленным. Если противник предложит мир, то нужно склоняться к миру. Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле этого смысла означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в аяте Корана: «Верующие - это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние [верующие]» (49: 15). Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада. В частности существуют следующие виды джихада:
1. Джихад против своих пороков. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Когда пророк Мухаммад вернулся из похода на Табук, он сказал: «...мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть он назвал военный поход малым джихадом, а борьбу с пороками - великим. В другом хадисе он сказал: «Настоящий муджахид тот, кто ведет борьбу со своими пороками» (Тирмизи, Джихад 2).
2. Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, ученость ведет к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Поэтому этот процесс также расценивается в качестве джихада: «Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами» (16: 125).
3. Джихад материальными средствами. Этот вид джихада необходим в связи с тем, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи денег, имущества, недвижимости. Истинные мусульмане не должны жалеть своих средств, которые даны им Аллахом для развития мусульманского общества. Об этом виде джихада говорится во многих сурах Корана, например: «Воистину, те, которые уверовали, переселились [из Мекки в Медину] и не щадили ни своего имущества, ни своей жизни ради дела Аллаха, а также те, которые дали [мухаджирам] убежище и помогли им, - они и есть помощники друг другу» (8: 72).
4. Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в Исламе. Об этом говорилось ранее. Мусульмане, участвующие в войнах называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами (См. Шахид). Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (См. Гази).
(араб. - священная война, война за веру; букв. - усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. "священной войны" против иноверцев.
м.
Священная война, объявляемая мусульманами иноверцам; газават.
(араб.) — название религиозной войны у мусульман. Первоначально Д. означало только воззвание к неправоверным о принятии ислама. Д. не дозволен против тех, с кем магометанский государь прежде заключил мирный договор. В Д. обязан участвовать всякий способный носить оружие мусульманин. Павший в бою почитается мучеником, которого ожидают в раю награды, подробно описываемые в Коране и народных легендах.
Ср. Baillie. "Of Jihad in Mohammedan law" (1871).