диакон, диакона, муж. см. дьякон.
(слово греческое, значащее: служитель; Филип. 1:1, 1 Тим 3:8-12) — называется так потому, что обязанность диакона служить при таинствах. Диаконство — низшая степень священства, учрежденная еще в апостольские времена. Избрание и рукоположение апостолами первых семи диаконов Стефана, Филиппа, Прохора и Никанора, Тимона, Пармена и Николая подробно описаны в книге Деяний (6:1-7). Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных; а потом они служили и при совершении таинств, при отправлении общественного богослужения и вообще были помощниками епископов и пресвитеров в их служении. Они могли даже учить и проповедовать Евангелие, как то видно из примеров Стефана и Филиппа (Деян 6:8-10, 8:5-8 и др.). Нравственные качества, требуемые от диаконов и их жен, ап. Павел подробно изображает в 1 Тимофею 3:8-13.
см. дьякон
ди’акон (греч. — служитель) (Деян.21:8 ; 1Тим.3:8,12; Фил.1:1) — один из младших служителей современной церкви. Хотя в первых общинах верующих не было того официального строя, который теперь установлен во всех христианских церквах, считается, что основателями диаконского служения являются те семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян.6:3), которые были избраны для заботы о малоимущих в Иерусалимской общине. (Слово «диакон», имеющееся в Деян.21:8 русской Библии, в оригинале отсутствует) (см. Еллин, Никанор, церковь)
первая степень священнослужения от времен апостольских. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения
А. Часто переводится как "служитель"
♦ применяется к Иисусу:
Рим 15:8
♦ к Павлу:
1Кор 3:5
♦ к Тимофею:
1Тим 4:6
♦ к любому последователю Христа:
Ин 12:26
Б. Должность в Новозаветной церкви:
Флп 1:1
♦ помощники апостолов:
Деян 6:1-4
♦ с определенными характеристиками:
Деян 6:3; 1Тим 3:8-13
♦ возможно, женщины были диакониссами:
Рим 16:1; 1Тим 3:11
м. устар.
см. дьякон.
(διάκονος — служитель) — так называются лица, проходящие церковное служение на первой, низшей степени священства. По происхождению своему это служение относится к временам апостольским и возникло в церкви иерусалимской по следующему поводу. Многие жаловались на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие которого являлись обделенными особенно вдовы. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Спасения, не имели возможности печься о столах и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц (Деяния VI, 2—6). Это первоначальное служение скоро осложнилось другими многочисленными занятиями и обязанностями. Д. должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей Д. в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи Д. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени Д. и о зависимости их от пресвитеров. В церкви католической диаконство удержало свое древнее иерархическое значение. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.
На православном Востоке и у нас в России Д. и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без Д. может совершать все службы и требы, Д. не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа Д. при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. В бытность гр. Д. А. Толстого обер-прокурором св. синода было определено, чтобы Д. были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание Д. Вследствие этого число Д. значительно сократилось. В настоящее время заметно, наоборот, стремление к увеличению числа Д., между прочим для того, чтобы в них иметь учителей для церковно-приходских школ.
П. В.