диаконисса, диакониссы, жен. (лат. diaconissa) (ист.). В древней христианской церкви - девушка или вдова, наблюдавшая за соблюдением религиозных обрядов, выполнявшихся женщинами.
(греч. «служительница»)
в Восточной Церкви IV-VIII вв. особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении Святых Таинств. Предшественницами диаконисс были вдовы-служительницы, упоминаемые в посланиях Павла и в сочинениях церковных писателей I-III вв. Диакониссы участвовали в подготовке женщин к крещению, помогали иерею (или епископу) при совершении этого обряда, посещали больных и неимущих христианок.
В некоторых общинах на диаконисс возлагалась обязанность следить за поведением женщин и девушек во время богослужения. На должность диаконисс большею частью избирались пожилые (не моложе 40 лет) девственницы или вдовы. С распространением монашества чин диакониссы в Восточной Церкви постепенно исчезает.
В основанной новомученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинской обители сестер милосердия делались опыты введения в жизнь Русской Церкви диаконисского служения.
диакон’исса (Рим.16:1) — в оригинале имеет значение «работница», «труженица». В Ветхом Завете только однажды упоминается о женщинах, служивших при скинии (1Цар.2:22, при этом в русской Библии «служащими» переведено «собирающимися» — ·срн. Лук.2:37).
— так назывались в древней церкви лица, назначенные для надзора за принадлежавшими к ней женщинами и получившие для прохождения этого служения посвящение. Учреждение этого служения восходит к временам апостольским. Апостол Павел в Послании к римлянам упоминает о Д. Фиве. Собор Лаодикийский и св. Епифаний тех же лиц называют старицами (πρεςβύτιδες), потому что на эту должность выбирали старых вдов или дев. По постановлениям апостольским в Д. должны избираться целомудренные девы или, по крайней мере, вдовы, бывшие только за одним мужем, верные и благоговейные. По постановлениям Халкедонского собора, в Д. поставляли не прежде сорокалетнего возраста и, притом, по тщательном испытании. При некоторых церквях число Д. было весьма значительно: так, при константинопольской церкви, по постановлениям Юстиниана и Гераклия, положено быть 40 диакониссам. — Служение Д. состояло в следующем: они приготавливали женщин к крещению, уча, как и что они должны отвечать на вопросы совершающего крещение и как должны вести себя после крещения; помогали епископу при крещении женщин и вместо него делали помазание частей тела, за исключением лба; смотрели за дверью, в которую входили женщины в церковь, расставляли их по местам и наблюдали, чтобы они в церкви вели себя благочинно; присутствовали при беседах епископов, пресвитеров и диаконов с женщинами; заботились о благотворительности по отношению к женщинам и проч. В первые века Д. причислялись к клиру, и потому они поставлялись на свою должность через особое рукоположение. Молитва, читавшаяся при рукоположении, сохранилась в постановлениях апостольских. Лаодикийский собор такое рукоположение воспретил. Служение Д. прекращается на Востоке к XIII в., на Западе в IX в. Особенное развитие служение Д. получило в протестантской церкви, в связи с успехами внутренней миссии, во второй половине настоящего века.
П. В.