01 июня 2024
450 тысяч слов
+41 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова диаконисса

все
Словарь Ушакова
Православие. Словарь-справочник
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

диаконисса

диаконисса, диакониссы, жен. (лат. diaconissa) (ист.). В древней христианской церкви - девушка или вдова, наблюдавшая за соблюдением религиозных обрядов, выполнявшихся женщинами.

Православие. Словарь-справочник

диаконисса

(греч. «служительница»)

   в Восточной Церкви IV-VIII вв. особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении Святых Таинств. Предшественницами диаконисс были вдовы-служительницы, упоминаемые в посланиях Павла и в сочинениях церковных писателей I-III вв. Диакониссы участвовали в подготовке женщин к крещению, помогали иерею (или епископу) при совершении этого обряда, посещали больных и неимущих христианок.

   В некоторых общинах на диаконисс возлагалась обязанность следить за поведением женщин и девушек во время богослужения. На должность диаконисс большею частью избирались пожилые (не моложе 40 лет) девственницы или вдовы. С распространением монашества чин диакониссы в Восточной Церкви постепенно исчезает.

   В основанной новомученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинской обители сестер милосердия делались опыты введения в жизнь Русской Церкви диаконисского служения.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

диаконисса

диакон’исса (Рим.16:1) — в оригинале имеет значение «работница», «труженица». В Ветхом Завете только однажды упоминается о женщинах, служивших при скинии (1Цар.2:22, при этом в русской Библии «служащими» переведено «собирающимися» — ·срн. Лук.2:37).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

диаконисса

— так назывались в древней церкви лица, назначенные для надзора за принадлежавшими к ней женщинами и получившие для прохождения этого служения посвящение. Учреждение этого служения восходит к временам апостольским. Апостол Павел в Послании к римлянам упоминает о Д. Фиве. Собор Лаодикийский и св. Епифаний тех же лиц называют старицами (πρεςβύτιδες), потому что на эту должность выбирали старых вдов или дев. По постановлениям апостольским в Д. должны избираться целомудренные девы или, по крайней мере, вдовы, бывшие только за одним мужем, верные и благоговейные. По постановлениям Халкедонского собора, в Д. поставляли не прежде сорокалетнего возраста и, притом, по тщательном испытании. При некоторых церквях число Д. было весьма значительно: так, при константинопольской церкви, по постановлениям Юстиниана и Гераклия, положено быть 40 диакониссам. — Служение Д. состояло в следующем: они приготавливали женщин к крещению, уча, как и что они должны отвечать на вопросы совершающего крещение и как должны вести себя после крещения; помогали епископу при крещении женщин и вместо него делали помазание частей тела, за исключением лба; смотрели за дверью, в которую входили женщины в церковь, расставляли их по местам и наблюдали, чтобы они в церкви вели себя благочинно; присутствовали при беседах епископов, пресвитеров и диаконов с женщинами; заботились о благотворительности по отношению к женщинам и проч. В первые века Д. причислялись к клиру, и потому они поставлялись на свою должность через особое рукоположение. Молитва, читавшаяся при рукоположении, сохранилась в постановлениях апостольских. Лаодикийский собор такое рукоположение воспретил. Служение Д. прекращается на Востоке к XIII в., на Западе в IX в. Особенное развитие служение Д. получило в протестантской церкви, в связи с успехами внутренней миссии, во второй половине настоящего века.

П. В.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом диаконисса

  • Апостольские постановления указывают, что диаконисса «без диакона ничего пусть не делает и не говорит», но при этом «никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диакониссы».
  • Не скроем, что первоначально сама постановка вопроса о диакониссах вызывала и у нас большие сомнения и связывалась в первую очередь с феминизмом, но выявленные исторические документы неожиданно для авторов показали совсем другое.
  • Обычай прекращать человеку, избранному в епископы, сожительство с женой приводил к тому, что жены епископов, к которым также предъявлялись большие требования при избрании их мужей, становились диакониссами.