диатриба, диатрибы, жен. (греч. diatribe, букв. растирание) (книж.). Речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику. Гневная диатриба.
(от греч. diatribe беседа)
1) рассуждение на моральные темы;
2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива.
(греч. — занятие, беседа, обучение), универсальная форма популяризации кинико-стоических морально-философских доктрин, совмещавшая нравоучительную дидактику с развлекательной игрой, рассчитанной на привлечение внимания слушателя или читателя. Складывалась под влиянием сократического диалога и представляла собой как бы редуцированный диалог, поскольку ведущий рассуждение постоянно имитирует живое присутствие слушателей или оппонентов, вставляет реплики от их лица, возражает им и т. д. Для Д. характерны крайние, парадоксально и с вызовом сформулированные тезисы, критическая установка по отношению к жизни, сжатые и энергичные выражения, патетичные антитезы, соединение риторики с имитацией обыденной речи, а серьезности - с юмором (т. и. cmauSayfe-kaiov, букв, «серьезно-смешное»), картинные олицетворения. В литературу Д. была введена Бионом Борисфенитом; ее виднейшие представители - Телес, Сенека, Мусоний, Эпнктет, Дион Хрисостом; ее влияние сказывается в самых различных областях морализирующей и проповеднической литературы времен Римской империи — от поэтов-сатириков Горация, Персия и Ювенала до Нового Завета (особенно характерны приемы Д. для посланий апостола Павла).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
(др.- греч. διατρίβή расписание, уничтожение, распря)
1) Один из жанров публицистической или дискутивно-полемической речи;
2) инвектива; гневная, желчная обвинительная речь, включающая нападки, оскорбления личного характера; памфлет;
3) рассуждение на этическую тему, включающее элементы научно-популярного стиля: живость изложения, элементы остроумия, образность.
(греч.)
лит. жанр, созданный философами-кмныколш. Имела форму живой, не лишенной театральности беседы на морально-филос. темы, пересыпаемой анекдотами, поговорками, цитатами из древ, и совр. поэтов, диалогами с воображаемым оппонентом. Д. отличалась простотой и нередко грубоватостью. Особенно прославился в этом жанре Бион Борисфенит, умело использовавший в своих Д. приемы риторики.
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
среди жанров — расшатанная, как дольник среди метров.
резкая речь с нападками личного свойства:
* "- Ну, хватит! Довольно тут рассуждать! - нетерпеливо прервал его король. - Тоже мне диатриба!" - Повторение *
* "Здесь мы наталкиваемся на диатрибу, адресованную таким почтенным философам, как, например, Хайдеггер". - Провокация *
* Это несколько удивительно для философа, мировоззрение которого менялось зигзагообразно, но я не намерен писать какую-нибудь диатрибу, нацеленную в него, ибо - повторю verba magistri из Информации и утопии критика моя - скромна. - Тридцать лет спустя. *
* Впрочем, кто ближе хочет познакомиться с первичной формой всей этой диатрибы, направленной против эволюционного прогресса жизни, кто хотел бы увидеть реверс прогресса (не просто иеремиады), пусть поищет (но это нелегко) книгу под названием Golem XIV. - Тайна китайской комнаты. Эволюция как параллельный компьютер (ВЯ) *
* "Конструкторы имеют то преимущество перед философами, что кроме своих многочисленных поражений и неудач могут показать и свои успехи. Вышеприведенный вывод вовсе не является диатрибой, направленной в сторону философии. Мне только не кажется, что она была призвана для футурологических трудов, выходящих за понятийный горизонт эпохи". - Мгновение. Глазами конструктора (ВЯ) *
(от греч. diatribe - беседа),
ж. устар.
Гневная устная или письменная речь обличительного характера; памфлет.