диктант, диктанта, муж. (пед.). То же, что диктовка во 2 знач.
(лат. dicto - повторяю)
тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме литературного языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися.
По идентичности записи диктуемому тексту Д. делятся на полный, формоизменительный, выборочный, творческий, свободный. По форме записи различают словесные и графические Д. По выполняемым функциям Д. делятся на обучающие (предупредительные, комментированные, объяснительные) и контрольные. Выбор вида Д. определяется особенностями изучаемого языкового и речевого материала.
Специфические формы Д. используются и в преподавании других учебных предметов (например, иностранных языков, математики, географии, истории, музыки на уроках сольфеджио в музыкальной школе).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)
Ч426.131(2)53-254.11
(лат. dictare). Письменная работа для упражнения в правописании орфограмм и пунктограмм, состоящая в записывании обучаемыми произносимого вслух текста.
ДИКТАНТ, а, м. Письменная проверочная работа записывание текста, диктуемого учителем. Контрольный д.
| прил. диктантный, ая, ое.
м.
Вид работы по обучению орфографии и пунктуации, состоящий в записывании текста
под диктовку.
или диктовка — бывает двоякого рода: 1) повторительный и 2) проверочный. Первый имеет целью ознакомление с правилами грамматики и упражнение в них; он необходимо должен быть систематическим и состоять в связи с проходимым курсом грамматики. Предметами такого Д. служат отдельные фразы и целые статьи; последние более пригодны при прохождении синтаксиса. С целью закрепления грамматических правил этот Д. всегда должен сопровождаться разбором. Проверочный Д., имеющий в виду контроль знаний учащихся, употребляется редко и с большой осторожностью. За последнее время стали прибегать, вместо Д., к новому способу: предлагаются сборники с пропусками букв и даже слов (напр. " Правописание" Красногорского), и эти пропуски должны восполнять учащиеся. Как мало достигающий своей цели, этот метод не одобрен ученым комитетом министерства народного просвещения. Для Д. по русскому яз. имеется довольно много сборников. К лучшим и более употребительным следует отнести: "Систематический диктант", П. В. Смирновского; "Повторительный и проверочный диктант", М. Орлова; "Диктант для городских училищ", Архиереева; "Уроки правописания", Пуциковича; "Азбука правописания" Тихомирова.
В. Р.