(Дионис и Денис)
Посвященный Дионису (римский вариант – Вакх), греч, божеству жизненных сил, природы, виноделия.
17 (4) января – священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский.
6 февраля (24 января) – преподобный Дионисий.
23 (10) марта – два мученика Дионисий.
28 (15) марта – два мученика Дионисий.
29 (16) марта – праведный Дионисий.
4 мая (21 апреля) – мученик Дионисий Пергийский.
19 (6) мая – мученик Дионисий.
25 (12) мая – преподобный Дионисий Радонежский (Рус.).
31 (18) мая – мученик Дионисий.
14 (1) июня – преподобный Дионисий, игумен Глушицкий (Рус.)Преподобный АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ, # 1452 г. => (Дионисий и Амфилохий Глушицкие).
16 (3) июня – мученик Дионисий.
8 июля (25 июня) – преподобный Дионисий Афонский.
9 июля (26 июня) – святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (Рус.).
17 (4) августа – мученик Дионисий, отрок Ефесский.
31 (18) августа – священномученик Дионисий.
10 сентября (28 августа) – преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (Рус.).
12 сентября (30 августа) – преподобный Дионисий Островский (Рус.).
18 (5) сентября – мученик Дионисий.
16 (3) октября – священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский и преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (Рус.).
18 (5) октября – священномученик Дионисий, епископ Александрийский.
28 (15) октября – святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (Рус.).
4 ноября (22 октября) – мученик Дионисий, отрок Ефесский.
14 (1) ноября – преподобномученик Дионисий Афонский.
2 декабря (19 ноября) – мученик Дионисий.
12 декабря (29 ноября) – священномученик Дионисий, епископ Коринфа.
30 (17) декабря – святитель Дионисий, архиепископ Егинский.
в миру Хитров, Димитрий Васильевич
(1818-1896)
православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка, перевёл на якутский язык новозаветные и богослужебные книги.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)
Ч426.132якут.
(греч. Dionysios).
1. Д. Галикарнасский (ок. 60 - 5 до н.э.) - греческий историк и оратор. Переселившись из Галикарнаса в Рим, прожил там 22 года. Создал риторические произведения («Письмо к Аммею», «О соединении слов», «О древних ораторах» (Лисий, Исократ, Исей), «Об удивительной силе красноречия Демосфена», «О подражании», «Письмо к Гнею Помпею», «О Динархе», «О Фукидиде»). Его основной труд - «Римские древности» в 20 кн. (кн. I-IX сохранились полностью, X-XI - большей частью, все остальные - фрагментарно). Произведение охватывало события от мифических времен до 264 г. до н.э, т.е. до начала первой римско-карфаген. (Пунической) войны - момента, которым начинается история Полибия. По мнению Д., история должна доставлять пользу и удовольствие читателям, а большое количество добрых примеров полезно для законодателей, ораторов и всех, кто желает заниматься общественными делами (V, 75). Что касается его политических взглядов, то Д. предпочитал мудрую аристократию, умеренную демократию, свободу, себя ограничивающую, и власть, себя сдерживающую.
2. Д. Старший (ок. 430 - 367 до н.э.) - сиракузский тиран. Вел войны с Карфагеном за господство на Сицилии, в результате чего захватил значительную часть острова и превратил Сиракузы в торговый и культурный центр.
3. Д. Младший (367 - 344 до н.э.) - сын и преемник Д. Старшего, тиран Сиракуз в 367 - 357 и 346 - 344 гг.
Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Отрывки / Пер. Д.П. Кончаловского // Древний мир в памятниках его письменности: В 3 т. Т.3. М., 1922. С. 6-7, 15-19, 20-22, 50-51; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 156-167; Фролов Э.Д. Греческие тираны (IV в. до н.э.). Л., 1972; Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия (IV в. до н.э.). Л., 1979.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
(ок. 1440 – после 1503)
иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно много. Знатное происхождение, талант и высокие покровители – великий князь и высшие духовные особы – обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца. В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.
Как главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Кремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина; с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе.
Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.). Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие Ангелы создали общий величественный строй образа.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495- 1496 гг.). Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом. Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.
Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Эти иконы раскрывают новую эстетическую концепцию московской иконописи: удлиненные и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия – вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов. Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. Работы «круга», или «школы», Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.
Дион’исий (принадлежащий Дионису) (Деян.17:34) — Ареопагит, один из уверовавших во Христа после проповеди ·ап. Павла в ареопаге, ·возм., один из членов ареопага. По свидетельству Евсевия именно он стал впоследствии епископом в Афинах и в 96 ·г. мученически погиб.
(15 век)
художник-иконописец. Писал фрески в Московском Кремле, в Рождественском Пафнутьево-Боровском монастыре под Москвой, в Ферапонтовом монастыре неподалеку от Вологды.
(ок. 1440 - ок. 1550)
Русский иконописец был по характеру своей живописи близок тому духовному настрою, который господствовал в работах Андрея Рублева. Дионисий расписывал церкви и соборы Иосифо-Волоколамского, Ферапонтова и др. монастырей, Московского кремля, подмосковных обителей. Богословская направленность живописной эстетики Дионисия отвечает самым строгим критериям христианской духовности, что сообщает ей эталонный характер. Множество русских иконописцев и мастеров фресковой живописи следующих поколений учились на его работах, подражали их изысканным золотисто-зеленоватым цветовым решениям, возвышенной утонченности художественного языка. Так, выполненные Дионисием в Успенском соборе Кремля иконы де- исусного чина считаются образцовыми для московской школы древнерусской иконописи. А созданная им для располагавшегося там же в Кремле Вознесенского монастыря икона «Богоматерь Одигитрия» выступает живописным символом могущества будущего «Третьего Рима» - набиравшегося государственной и духовной мощи Московского царства. От образа Богоматери исходит эманация необоримой духовной силы, царственного величия и праздничной торжественности.
(около 1440 — после 1503), иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). По историческим свидетельствам, происходил из знатного рода; обучался, видимо, у мастера Митрофана. Как главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Кремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина (1481, не сохранились); с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе. Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482, ГТГ). В 1480-х гг. выполнил житийные иконы митрополита Петра (Успенский собор) и митрополита Алексия (ГТГ), раскрывающие новую эстетическую концепцию московской иконописи; удлинённые и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром и другими мастерами создал иконы и роспись соборной церкви Успения Иосифо-Волоколамского монастыря под Москвой (после 1485, не сохранились), росписи Спасской церкви Чигасова монастыря в Москве (конец 1480-х гг., не сохранились). С Дионисием связывают фрески Лужецкого монастыря, близ Можайска (не сохранились). В собрании Государственной Третьяковской галереи находятся две иконы Дионисия из Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря, близ Вологды — «Спас в силах» и «Распятие» (около 1500). Мастерская Дионисия во главе с его сыном Феодосием выполняла роспись Благовещенского собора Московского Кремля (1508).
Литература: Лазарев В.Н., Дионисий и его школа, в книге: История русского искусства, т. 3, М., 1955; Дионисий и искусство Москвы XV—XVI столетий. Каталог, Л., 1981.