ПАДЕЖ | ед.ч. | мн.ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
м | ж | ср | |||
И. | диони́сийский | диони́сийская | диони́сийское | диони́сийские | |
Р. | диони́сийского | диони́сийской | диони́сийского | диони́сийских | |
Д. | диони́сийскому | диони́сийской | диони́сийскому | диони́сийским | |
В. | неод. | диони́сийский | диони́сийскую | диони́сийское | диони́сийские |
одуш. | диони́сийского | диони́сийскую | диони́сийское | диони́сийских | |
Т. | диони́сийским | диони́сийской, диони́сийскою | диони́сийским | диони́сийскими | |
П. | диони́сийском | диони́сийской | диони́сийском | диони́сийских | |
! | Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием «очень», не имеют антонимов. |
Дионисийский
♦ Dionysiaque
Относящийся к Дионису – богу вина и музыки, т. е. богу пьянства. Ницше превратил Диониса (наравне с Аполлоном) в один из двух полюсов своей эстетики, являющейся и его этикой. Дионисийское искусство – это искусство чрезмерности, экстаза, нестабильности, смеси созидания и разрушения, трагизма и, добавил бы я, всего того, что пока не стало вечностью, – «удовольствие от того, что только должно произойти, от будущего, от того, что торжествует над настоящим, каким бы хорошим оно ни было» («Воля к власти», IV, 563). Дионис противостоит Аполлону – богу света и красоты, а дионисийское искусство противостоит аполлонийскому, основанному на чувстве меры и гармонии (удовольствии от того, что уже стало вечностью). Ницше также противопоставляет Диониса Христу («Дионис против Распятого»), как жизнь противостоит морали. Отсюда следует, что Христос и Аполлон находятся на одной стороне баррикады: стороне вечной жизни, вечного здесь и сейчас (жизнь sub specie aeternitatis, т. е. с точки зрения вечности или истины). Вопреки тому, что утверждает Делез (***), выбор между Ницше и Спинозой неизбежен, и это выбор между опьянением и мудростью.
***
Жиль Делез (1925–1995) – французский философ, известный виртуозной интерпретацией и деконструкцией текстов, составляющих «золотой фонд» мировой философии, яркий представитель постмодернистской мысли. Автор книг «Критика и клиника», «Капитализм и шизофрения» (в соавторстве с Ф. Гватари), «Платон и симулякр».