1. Панорамное изображение, объединяющее незамкнутый вогнутый в плане живописный задник и передний план, который заполнен объемными фигурами, предметами, сооружениями, повозками и т. д.
2. Панорама с живописным задником на прозрачной основе, через которую (в изображении окон, луны и т. п.) происходит незаметная подсветка трехмерного переднего плана.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(от греч. dia - через, сквозь и horama - вид, зрелище), лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Диорамы (главным образом батальные сцены) создаются с 19 в. (Л. Ж. Дагер в Париже, 1822). Среди мастеров диорамы - художники Студии военных художников им. Грекова (П. Т. Мальцев и др. - "Штурм Сапун-горы", 1959, М. И. Самсонов и др. - "Штурм Перекопа", 1961).
ДИОРАМА, ы, ж. (спец.).
1. Картина, написанная с обеих сторон на просвечивающем материале.
2. Лентообразная, изогнутая полукругом картина с расположенными на переднем плане объёмными предметами. Д. сражения.
| прил. диорамный, ая, ое.
— картина-декорация больших размеров, изображающая здания или пейзаж, с переменным освещением. Для усиления иллюзии рама этой картины составляется предметами, среди которых находится зритель, например для этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона, так расположенные, что зритель, даже переходя с места на место, не может видеть краев картины. Д. занимает одну только сторону или все пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае внутреннюю поверхность цилиндра, верх и низ которого скрыты от зрителя. Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но существенная особенность Д. есть переменное освещение. Д. изобретена французским живописцем Дагерром, имя которого связано с другим действительно великим изобретением — светописью (в частности, дагерротипией). Перемена освещения в Д. производится при помощи цветных стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но, кроме того, картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на тонкой материи и даже на двух ее сторонах, с помощью чего можно, при сквозном освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же только усиливать одни из них и ослаблять другие. Д. была в первый раз устроена в Париже в 1822 г. и производила сильное впечатление. В Берлине была позднее устроена Д. известным декоратором Грониусом, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург; у нас она была известна под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все — живопись), с которой, при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией .
Ф. П.