дискуссия, дискуссии, жен. (лат. discussio) (книж.). Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики.
(от лат. discussio рассмотрение, исследование)
обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.
(лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.
Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.
Существует несколько типов Д., различающихся по их целям:
1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию;
2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения;
3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.
По конечному результату Д. их можно разделить на:
1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.);
2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях);
3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).
Успех Д. во многом определяется:
1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать);
2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу;
3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.
В речи ведущего Д. можно выделить:
а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения;
б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания.
Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь).
Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. — 1978. — № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.— М., 1997.
Н. И. Махновская
(от лат. discussio - рассмотрение, исследование)
1. спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п.
2. Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы.
3. Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.
Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Наиболее распространённые области применения Д.: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приёмы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа (от различных собраний и совещания до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)
(лат. discussio исследование) Обсуждение вопроса, проблемы на собрании, в печати, частной беседе, спор.
всестороннее обсуждение какого-либо вопроса.
Дискуссия
♦ Discussion
Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того, оба эти понятия часто употребляются как синонимичные. Если все же попытаться провести между ними различие, я думаю, разумно опереться на этимологию, которая в слове «дискуссия» подчеркивает идею столкновения (discutere в переводе с латыни означает «разбивать»). Итак, диалог есть обмен идеями или аргументами; дискуссия – столкновение идей или аргументов. Диалог стремится к достижению общей истины, которой предварительно не обладает ни один из участников. Дискуссия – это своего рода противоречивый диалог, каждый из участников которого считает себя правым, во всяком случае по тому или иному конкретному пункту, и старается убедить в своей правоте остальных. И диалог, и дискуссия подразумевают универсальность. Поэтому можно рассуждать об этике дискуссии (например, Хабермас (***) или Аппель (***)), но также и об этике диалога (например, Марсель Конш). Дискуссия или диалог имеют смысл только в том случае, если ее (его) участники в равной мере способны признать, что истина существует или хотя бы вероятна, иными словами, если все участники находятся по отношению к истине в равном, хотя бы теоретически, положении. Однако одно дело – вести поиск универсального сообща (при помощи диалога), и совсем другое – в противоборстве с остальными (в дискуссии). В этом узком смысле слова дискуссия – это не столько совместный с другими поиск универсального, сколько попытка убедить остальных ее участников в том, что лично ты этой истиной уже обладаешь. Таков частный парадокс дискуссии.
***
Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) – немецкий социолог, последователь франкфуртской школы. Возглавлял Институт М. Планка по исследованию жизненных условий представителей научно-технического мира.
Поль Эмиль Аппель (1855–1930) – французский математик, автор трудов по механике, геометрии, теории функций.
, -и, ж.
Спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, беседе.
* Дискуссия по вопросам современной политики. *
|| прил. дискуссионный, -ая, -ое.
* Дискуссионны и клуб *
Syn: обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут
(от лат. discussio - рассмотрение, исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.
ДИСКУССИЯ, и, ж. Спор, обсуждение какогон. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию.
| прил. дискуссионный, ая, ое.
ж.
Обсуждение какого-л. спорного вопроса, какой-л. проблемы на собрании, в печати,
в беседе.