♦ (ENG Dispensation)
(лат. dispendere - отвешивать, распределять)
средства, с помощью к-рых Бог связывается с людьми, т. е. с помощью заветов, "ветхой" и "новой" диспенсаций. Также - совершение таинств, освобождение от обязательств или церковного регулирования.
• Dispensation
На протяжении истории Бог обращался со своим народом по-разному. Дарование Закона через Моисея во дни Ветхого Завета, отметило изменение в Божьем управлении жизнью Своего народа. Эпоха Нового Завета, или век Церкви, который наступил после смерти, воскресения и вознесения Христа, явно отличается от предыдущей эпохи. Тысячелетнее Царство с присутствием прославленного Христа на земле, опять таки, будет иным. Такие отдельные эпохи называются "диспенсации".
(Dispensatio) — акт, отменяющий применение закона к данному лицу в данном случае, действия ничтожные (брак, например) признающий действительными, недозволенные — дозволенными. Первоначально учение о Д. зародилось и развилось в католическом каноническом праве. Уже в XII столетии канонисты выработали то положение, что диспенсивная власть принадлежит законодателю, каким в римско-католической церкви является папа. Вопрос о пределах диспенсивной власти папы они разрешали в том смысле, что папа связан лишь божественным правом, так как от постановлений св. писания (напр. от запрещения брака между родителями и детьми) не властен освободить человек, хотя бы и законодатель. Взгляд этот сделался господствующим воззрением богословов и канонистов, за исключением галликанских теологов, которые учили, что папа связан также древними церковными канонами. С течением времени частое дарование Д. сделалось одной из доходных статей папского престола и вызывало сильные жалобы. Тем не менее, так называемые реформационные соборы XV и X VI в. (констанцский, тридентский) сохранили за папой диспенсивную власть в указанном объеме, причем папе открыт был путь к диспенсированию и от постановлений тридентского собора. В XVIII в., под влиянием фебронианизма (см.), свесткая власть пыталась ограничить диспенсивную власть папы (указ императора Иосифа II от 4 сент. 1781); но вскоре ограничения эти отпали, и в настоящее время за папой признается диспенсивная власть в том же объеме, как и в средние века. Согласно практике римско-католической церкви, возможны Д. не только от постановлений, имеющих характер юридических норм (устранение препятствий к браку, к занятию духовных должностей), но и от таких обязательств, которые входят в область морали (освобождение от данного обета). Свою диспенсивную власть папа осуществляет через различные куриальные учреждения, главным образом — через апостолическую датарию (см.), священную пенитенциарию (sacra poenitentiaria) и секретариат папских бреве (secret-aria brevium). Дарованная Д. облекается в форму письменного документа — диспенса. Предписание тридентского собора относительно безмездной выдачи диспенсов в современной куриальной практике истолковывается таким образом, что собор не запретил ни взимания пошлин за изготовление письменного документа (pro scriptura), ни взимания штрафов, с целью затруднить испрашивание Д., причем взысканные штрафы обращаются в пользу некоторых римских богоугодных заведений. Штрафы эти взимаются по определенной таксе, сообразно с состоятельностью просителей, которой определяется и форма диспенсационного документа: forma pro nobilibus — для знатных и богатых, forma communis — для людей среднего состояния, forma pauperum — для людей бедных. Испрашивание таких Д., которые вызываются не юридическими отношениями просителей, а необходимостью успокоения совести, рассматривается как религиозно-нравственный долг каждого верующего и потому не облагается никакими пошлинами, какова бы ни была состоятельность просителей. Диспенсивной властью пользуются и епископы, отчасти на основании закона, отчасти на основании и в пределах папского полномочия. В настоящее время епископы Австрии и Германии получают от папы так называемые пятилетние полномочия (quinquennales facultates) на выдачу диспенсов, возобновляемые через каждые 5 лет. Им предоставляется, напр., допускать, в некоторых случаях, запрещенные церковью браки, освобождать от запрета держать и читать книги, внесенные в папский индекс, от простых неторжественных обетов, т. е. таких, которые не носят, как монашество, характера бесповоротности, и т. п. В евангелической церкви диспенсивная власть принадлежит главе церкви, т. е. монарху, и осуществляется им частью лично, как jus reservatum, обычно при содействии министерства исповеданий, частью же через посредство церковно-административных органов (консисторий и суперинтендентов); при этом также взимаются пошлины по особой таксе. Каноническое право православной црк. почти не знает Д. Законодательство русск. церкви допускает Д. лишь от препятствий к браку (см.), представляемых возрастом или известными степенями родства. Д. эти даются епархиальным архиереем.
Ср. Н. Суворов, "Западно-каноническое учение о Д." ("Юридич. Вестник", 1891 г. № 9), где и литература предмета.
О диспенсивной власти в смысле права освобождать от действия общих светских Законов см. Закон.