дисциплина, дисциплины, жен. (лат. disciplina).
1. только ед. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина.
| Выдержанность, привычка к строгому порядку (книж.). Дисциплина ума.
2. Самостоятельная отрасль какой-нибудь науки (книж.). Гуманитарные дисциплины.
(лат. disciplina)
определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Дисциплинарный проступок является противоправным нарушением трудовой или служебной дисциплины работником (военнослужащим), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке. Дисциплиной также называют отрасль научного знания или учебный предмет.
(от лат. disciplina- выдержанность, строгость)
своевременное и надлежащее выполнение правил и обязательств, соблюдение принятых законов и норм экономической деятельности. Различают: договорную дисциплину - выполнение обязательств по договорам; платежную (финансовую) дисциплину - своевременное и полное осуществление платежей и расчетов; трудовую дисциплину - соблюдение правил и норм трудовой деятельности; технологическую дисциплину - строгое соблюдение технологического регламента, установленного согласно технологической документации.
Латинское – disciplina (строгий порядок).
Слово «дисциплина» было заимствовано из латинского языка во время Петра I, т.е. в начале XVIII в. Значение термина – «обязательное подчинение правилам, установленным руководством».
Производные: дисциплинировать, дисциплинарный.
(лат. disciplina - обучение, воспитание)
1. определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Известны различные подходы к Д. Например, в авторитарном воспитании для поддержания Д. используют методы тотального контроля, подчинения, насилия и т.п. Гуманистические системы воспитания строят Д. на правовых основах и на участии воспитанников в установлении Д.
Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения. Принципиальное значение для понимания роли Д. в развитии личности имеет выявление соотношения категорий Д. и свободы. Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Д. - есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы свободного развития других. Д. личности должна рассматриваться в контексте её свободы, т.е. как самодисциплина - субъективная способность личности к самоорганизации для достижения собственных целей исторически выработанными культурными способами. Д. есть, несомненно, и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора. Д. оказывает непосредственное влияние на здоровье человека (например, соблюдение режима дня), на отношения с друзьями и т.п.
В сферу педагогики входят формирование самодисциплины личности и Д. учебных заведений (соблюдение режима образовательного учреждения, правил взаимоотношений с педагогами и сверстниками). Осн. методы формирования Д.: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся. Наибольшие трудности вызывает правильное использование мер воздействия на нарушителей Д. Осн. ошибка - перенесение законов взрослого сообщества в детскую среду, поскольку большинство детских проступков не носит злонамеренного характера и связано с детской активностью и непосредственностью.
2. Отрасль научного знания; учебный предмет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 73-74)
Ч426
(от лат. disciplina - выдержанность, строгость)
своевременное и надлежащее выполнение правил и обязательств, соблюдение принятых законов и норм экономической деятельности. Различают: договорную дисциплину - выполнение обязательств по договорам; платежную (финансовую) дисциплину - своевременное и полное осуществление платежей и расчетов; трудовую дисциплину - соблюдение правил и норм трудовой деятельности; технологическую дисциплину - строгое соблюдение технологического регламента, установленного согласно технологической документации.
1) Обязательное для всех членов коллектива подчинение установленному порядку, правилам; выдержанность, привычка к строгому порядку.
► лат. disciplina «1) учение, обучение; образование; 2) наставление, воспитание; 3) теория, система; 4) строгий порядок, организация». Заимств. из нем. Disziplin, польск. dyscyplina, фр. discipline «1) учение, наука; 2) порядок» в первом десятилетии XVIII в. (Бирж., 114).
2) Впервые фиксируется в Л.в.н. (368) в значении «учение, наука». В основу семантики слова легли два понятия: о военном обучении, науке, и о правилах воинского поведения (Бирж., 114). Ср.: дисциплина «воен. порядок, управление, смотрение над людьми» (Сл.Яновск., I, 717-718). Как военный термин слово функционировало до начала ХХ в. (см.: Брокг.-Ефр., ХХ, 673), после чего перешло в общее употребление в смысле «совокупность правил, регулирующих поведение и взаимные отношения какого-л. коллектива» (См. Гранат., XVIII, 418). В переносном смысле – «обуздание своих страстей и прихотей» – слово дисциплина впервые отмечается в СА 1895 (I, 1037).
║ Дисциплинарный. Заимств. из фр. disciplinaire «соблюдающий порядок» (Шан., V, 137). Словообразовательно переоформлено при помощи суф. -н- (Энц. Лекс. 1839, XVI, 351-355).
║ Дисциплинировать. Заимств. из нем. disziplinieren «приучасть к дисциплине» (Шан., V, 137). Фиксируется в СА 1895 (I, 1037).
║ Дисциплинированный. Полукалька фр. disciplinable «послушный», где -ированный является переводом суф. -able (Шан., V, 137). Фиксируется в СА 1895 (I, 10237).
║ Дисциплинированность. Мотивировано прил., образовано при помощи суф. -ость (Сл. Ушак., I, 717).
Применение слова дисциплина2 в сфере науки и образования отмечается с первой трети ХIХ в. (КБАС). Значение «учебный предмет» впервые выделяется в семантической структуре слова в Энц. Лекс. (ХVI, 351). В процессе семантического распада военного термина дисциплина сложились две омонимичные лексемы БАС (III, 812-813).
I.
, -ы, ж.
Отрасль какой-н. науки.
* Исторические дисциплины. *
II .
, -ы, ж.
Обязательное подчинение всех членов коллектива установленным правилам.
* Дисциплина труда. *
♦ меры, принимаемые для поддержания соответствующих стандартов поведения
А. Темы в Библии
ДИСЦИПЛИНА как тема первого послания к Коринфянам:
1Кор 5:5
Б. Методы установления дисциплины
1. Дисциплина среди людей
♦ наставлением и предупреждением:
Притч 1:2–4,8-10; 2Тим 4:2; Тит 2:15
♦ розгой:
Притч 13:24; Притч 22:15
2. Дисциплина от Господа
♦ наставлением и предупреждением:
Иер 7:27,28; Иер 17:23
♦ горем и страданием:
Лев 26:23–26; Иов 33:19; Пс 38:11,12; Иер 2:30
В. Мотивы дисциплины
♦ любовь:
2Цар 7:14–16; Пс 2:12; Евр 12:6; Откр 3:19
♦ желание духовно вырасти и усовершенствоваться:
Иов 5:17; Притч 25:12; Притч 29:15; Евр 12:10
Г. Виды дисциплины
1. Самодисциплина:
Рим 6:12–14; Рим 8:13; 1Кор 9:26,27
2. Домашняя дисциплина:
Притч 13:24; Притч 15:5; Притч 19:18
3. Взаимодисциплина
♦ среди друзей:
Притч 17:10; Притч 27:5,6; Притч 28:23
♦ среди верующих:
Лк 17:3; 1Фес 5:11,14,15; 2Фес 3:15
4. Дисциплина в церкви
а. Через проповедь Словом:
2Тим 3:16,17; 2Тим 4:2; Тит 2:15
б. Через непосредственные меры
♦ обличать грешников публично:
1Тим 5:20; Тит 1:13
♦ уклоняться от грешников:
Рим 16:17; 1Кор 5:9-11; 2Фес 3:6,14; Тит 3:10
♦ отлучать грешников от церкви:
1Кор 5:1–5,13; 1Тим 1:20
♦ (ENG discipline)
(лат. disciplina от discipulos - ученик)
правила и практики религиозного ордена или традиции.
Syn: предмет
(лат. disciplina),
ДИСЦИПЛИНА 1, ы, ж. Обязательное для всех членов какогон. коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Воинская д. Трудовая д. Финансовая д. Школьная д. Соблюдать, нарушать дисциплину.
| прил. дисциплинарный, ая, ое. Д. устав (свод правил воинской дисциплины).
ДИСЦИПЛИНА 2, ы, ж. (книжн.). Самостоятельная отрасль, раздел какойн. науки. Исторические дисциплины.
— вообще совокупность мер и правил, обязательных для всех, входящих в состав известного организованного целого. Д. называется также отдельная отрасль науки или преподавания.
Дисциплина (воинская). — Под воинской Д. подразумевается совокупность условий, определяющих взаимные отношения между военачальниками и их подчиненными. Из этого определения видно, что начало Д. вытекает из принципа военной иерархии и что содержание понятия воинской Д. дает не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным — иными словами, что понятие воинской Д. не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации). Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением. Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Д. Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом. Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных. Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемый главной задачей начальника в мирное время — подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание, — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием: 1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата; 2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами, и 3) былых условий общ. жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Д. как на совокупность только тех условий, кот. определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Д. с понятием подчиненности.
Действующий русский закон (ст. 1 Дисц. устава 1888) дает широкое определение понятию воинской Д.: воинская Д. состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому, говорится далее, она обязывает точно и беспрекословно исполнять приказания начальства, строго соблюдать чинопочитание, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять проступков и упущений подчиненных без взыскания. Требуя от подчиненных беспрекословного исполнения приказаний начальников, закон наш, однако, не распространяет принципа обязательности начальнического приказа на приказ противозаконный. Хотя на это прямого указания в Д. уставе не имеется, но ст. 2 Уст. ссылается на 69 ст. Воинского устава о наказ., которая категорично провозглашает, что деяние, учиненное во исполнение заведомо для подчиненного противозаконного приказания начальника, преступно. На вопрос, обязателен ли приказ, выходящий из сферы служебных отношений — действующий закон прямого ответа не дает. Чинопочитание, состоящее, по определению ст. 3 Дисциплинарного уст., в оказании должного уважения начальнику и старшему в чине, обязательно как на службе, так и вне службы. Обязанности начальника по отношению к подчиненным перечислены в ст. 4 Д. уст.: он должен в сношениях с подчиненными быть справедливым, отечески печься о благосостоянии вверенной ему команды, входить в нужды своих подчиненных, быть в нужных случаях их советником и руководителем, избегать всякой неуместной строгости, не оправдываемой требованиями службы, а также развивать и поддерживать в каждом офицере и солдате сознание о высоком значении воина, призванного к защите престола и отечества от врагов внешних и внутренних.
Ср. М. Драгомиров, "Учебник тактики" (СПб., 1891); П. Гудим-Левкович, "Курс элементарной тактики" (СПб., 1887), а также др. учебники тактики и военной администрации и В. Кузьмина-Караваева, "Характеристика общей части уложения и Воин. устава о наказ." (СПб., 1890).
К.-К.