29 мая 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова дифирамб

все
Словарь Ушакова
Фразеологический словарь русского языка
Античный мир. Словарь-справочник
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

дифирамб

дифирамб, дифирамба, муж. (греч. dithyrambos).

1. У древних греков - торжественная песнь в честь Диониса (лит.).

2. Неумеренная, восторженная похвала (книж.). Петь дифирамбы кому-чему-нибудь.

Фразеологический словарь русского языка

дифирамб

Петь дифирамбы - неумеренно восторженно восхвалять

Античный мир. Словарь-справочник

дифирамб

   в др.-гр. хоровой мелике песнь, входившая в состав культа бога Диониса. Лит. форму придал Д. на рубеже VII-VI вв. Арион, после чего Д. стал строиться на чередовании хоровых партий, составленных из симметричных строф, с сольными песнями корифея (ср. более поздн. дифирамб «Тесей» у Вакхилида). Эта форма Д. послужила исходным пунктом для возникновения трагедии, при том что и содержание Д. достаточно рано вышло за пределы круга мифов, связанных с Дионисом. На протяжении V - IV вв. Д. сохран. в Афинах как самост. разновидность мелики в составе Вел. Дионисий; здесь его исполняли в порядке творческого соревнования хоры из 50 чел. Писали Д. такие знаменитые поэты, как Симонид, Пиндар, Вакхилид. .Во 2-й пол. V в. появл. тенденции, направленные на разрушение изнач. формы Д.: поэты начинают отказываться от симметрии строф, увеличивают сольную партию, усложняют муз. сопровождение, к-рому часто придается самодовлеющее значение, пока в твор-ве Тимофея хоровой Д. не уступает место сольной песне в свободных метрах. В Афинах интерес к Д. падает на рубеже IV-III вв., хотя в др. городах Греции (напр., на о-ве Делос) Д. исполнялся еще в 172 до н.э.

   В.Я.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

дифирамб

(греч. dithyrambos) — жанр, близкий к гимну и оде. Произведения этого жанра отличает содержащая преувеличенная похвала.

Рб: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Асс: гимн, ода

* "Дифирамб — хоровая песнь, гимн в честь Диониса, а позднее и других богов или героев..." (И. Шталь). *

Античность от А до Я. Словарь-справочник

дифирамб

   греческое понятие, обозначавшее хоровую песнь, которая была связана с культом Диониса. До нас дошли дифирамбы «Персы» Тилгофея. Их можно сравнить с кантатами или короткими операми.

Энциклопедический словарь

дифирамб

(греч. dithyrambos),

  1. первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер).
  2. Преувеличенная похвала.

Словарь Ожегова

дифирамб

ДИФИРАМБ, а, м.

1. В Древней Греции: торжественная песнь в честь бога Диониса.

2. Преувеличенная, восторженная похвала (книжн.). Петь дифирамбы кому-чемун. (восхвалять сверх меры).

| прил. дифирамбический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

дифирамб
  1. м.
    1. Торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса (в Древней Греции).
    2. :
      1. Хвалебные стихи, близкие к оде.
      2. Преувеличенная, восторженная похвала.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

дифирамб

(διθύραμβος) — особый вид древнегреческой лирики, развивавшийся в связи с вакхическим культом Диониса, или Вакха, названный одним из эпитетов этого божества и отражавший на себе черты бога вина, необузданного веселья и душевных страданий. Местами первоначального происхождения Д. предание называло Фивы, Наксос, Коринф, издревле прославленные чествованием Диониса. По словам Платона, рождение Диониса было древнейшим предметом дифирамбических песнопений, посвященных различным событиям из жизни этого божества-героя. Как народная песня или восторженная импровизация, зарождавшаяся среди праздничного шума и общего возбуждения, Д. составлял исконную принадлежность культа Диониса; напротив, литературная обработка его началась сравнительно поздно: наиболее раннее упоминание о Д. встречается в отрывке (77) Архилоха, поэта начала VII в. до Р. X., а Ариан, Лас и Пиндар, к именам которых предание приурочивало само изобретение Д., создали совершеннейшие образцы его, установили прочно его форму и содержание, равно как и способы его исполнения. Они распространили дифирамбическую манеру обработки сюжетов на другие божества, на многих героев и героинь, жизнь которых, многострадальная и полная приключений, способна была настроить поэта на такой же лад, как и приключения Диониса. Названные поэты жили в VI и V вв. до Р. X. Согласно с характером культа, которому он принадлежал по преимуществу, Д., в цветущую пору своего развития, представлял собой гармоническое сочетание поэзии, музыки, танцевальных движений, мимики; в самом тексте Д. соединялись элементы лирики, эпоса и драмы, ибо здесь была и повесть о приключениях героя, и лирические излияния по поводу рассказанных событий, и драматический диалог между исполнителями Д. Торжественность тона, состоявшая в подборе изысканных слов и смелых оборотов, отвечала первоначальному назначению Д. — служить выражением праздничного настроения почитателей Диониса, легко переходившего в состояние исступления, неудержимого веселья или горя. Что было плодом собственного религиозного возбуждения у поэтов более ранних, каковы Лас, Симонид, Пиндар, Вакхилид, то обращалось нередко у их преемников в ходульную напыщенность и смешную высокопарность. От Аристофана, противника всяких новшеств, дошли до нас образчики насмешек над позднейшими дифирамбиками. Довольно обстоятельное определение Д. дает Прокл ("Chrestom.", 14, "Phot. Bibl.", p. 320). Огромная литература Д., за весьма скудными исключениями, потеряна; тем ценнее сохранившийся изящный отрывок Д. Пиндара ("Dion. de compos. verb." 22).

Литературная история Д. начинается с опытов Ариона, уроженца обильного виноградниками Лесбоса, прибывшего в Коринф ко двору Периандра (628—585) из южной Италии, где память греч. героев праздновалась с большой торжественностью. С этого времени Д. составлялись поэтами с соблюдением характерных особенностей в стихотворной композиции, в подборе выражений и в музыкальном аккомпанементе и предназначались для мимического исполнения так наз. киклическими хорами в определенные праздники Диониса, вокруг жертвенника; дифирамбическим инструментом была флейта. Д. хор состоял впоследствии из 50 человек. Ариону принадлежало составление хоров из сатиров, ближайших спутников божества, называвшихся козлами (tragoi), откуда и термин trag-odia — песня козлов, сатиров, а также распространение Д. на других героев и богов, хотя это последнее приписывалось и более позднему поэту, Ласу; наконец, к Ариону следует приурочивать зачатки трагедии и в том смысле, что в Д. лирические части стали правильно чередоваться с рассказом корифея хора (έξάρχων) о приключениях героя. Во всяком случае, Д. принадлежит важная роль в истории трагедии и театра: он не только разработал стихотворные формы, пригодные для античной драмы, но приготовил в большой мере и сценическую обстановку ее. Высшего развития Д. достиг в Афинах, где ежегодные чествования Диониса со времени Пизистрата и сыновей его получили грандиозные размеры: здесь только примыкавшая к Д. трагедия имела гениальных мастеров и произвела на свет бессмертные образцы; здесь же Д. продолжал развиваться, независимо от драмы, в том направлении, какое дано было ему другом Гиппарха, Ласом из Гермионы. Поэт, композитор и учитель музыки, Лас усилил музыкальный аккомпанемент Д. и освободил этот вид лирики от дробления на строфы и антистрофы, благодаря чему открывался простор самым сложным рифмическим образованиям и обеспечивалось дальнейшее самостоятельное развитие музыки и мимического искусства; в этой форме Д. благотворно воздействовал на успехи греч. музыки вообще. Первенствующее значение в трагедии принадлежало тексту, в дифирамбе — музыке. Лас устроил публичные состязания дифирамбических хоров на Дионисовых празднествах. Впоследствии драматические представления на так наз. больших Дионисиях в Афинах предварялись состязаниями дифирамбических хоров детей и взрослых мужчин; блестящая постановка этих хоров составляла одну из тяжелых повинностей для богатых граждан. В Афинах исполнялся и Д. Пиндара, ученика Ласа; здесь выступали многочисленные дифирамбические поэты, по происхождению принадлежавшие различным частям Эллады. В позднейшей древности некто Дамагет из Гераклеи посвятил особое сочинение дифирамбическим поэтам. Уцелевшие названия Д. указывают на разнообразие их по содержанию: "Данаиды", "Одиссей", "Ниоба", "Персефона", "Гименей" и т. п. Благодаря многосторонности содержания и той легкости, с какой музыка Д., господствовавшая над текстом, приспособлялась к новым вкусам и понятиям, этот вид лирики, хорошо известный Цицерону и Горацию, замер только со смертью того культа, часть которого он составлял.

См., кроме общих курсов истории греч. литературы и поэзии: Lütke, "De Graec. dithyrambis et poetis dithyrambicis" (Б., 1829) и Schmidt, "Diatribe in dith. poetarumque dith. reliquias" (Б., 1845).

Ф. Мищенко.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом дифирамб

  • ) дифирамба», – говорит коротко, хотя и не совсем ясно, Аристотель, многоначитанный автор «Поэтики», располагавший массой материала для решения нашего вопроса, от которой нам не осталось ничего.
  • Какой-нибудь академик вроде Легуве, сторонник классиков, скорее одобрил бы дифирамб Виктору Гюго, произнесенный Максимом Дюканом или Мезьером, нежели дифирамб Буало, произнесенный Клоделем.
  • Таковы «Разбойники» Шиллера – этот пламенный, дикий дифирамб, подобно лаве исторгнувшийся из глубины юной, энергической души, – где событие, характеры и положения как будто придуманы для выражения идей и чувств, так сильно волновавших автора, что для них были бы слишком тесны формы лиризма.
  • Третья песня – вывод из двух крайностей, общий дифирамб, нечто вроде хора, составленного из русских песенников.