длительность, длительности, мн. нет, жен. (книж.). Протяженность во времени. Длительность спектакля.
продолжительность звучания. Абсолютная длительность измеряется в единицах времени (секунды, минуты и т. д.), относительная длительность выражается через соотношение, проявляющееся в метре и ритме. Акустически длительность зависит от продолжительности колебания вибратора. Основным знаком длительности является целая нота, а ее производные — половинная, четвертная, восьмая и т. д. обозначают длительность звучания по отношению к основной длительности. Особые ритмические фигуры образуют дуоль, триоль, квартоль, квинтоль и т д. Длительность является одним из важнейших средств музыкальной варазительности.
обозначается в буквенном письме удвоением гласных (в финском, эстонском, сомалийском), надстрочными знаками (акутом – в ирландском, чешском, словацком, исландском; надчеркиванием – в латышском; циркумфлексом – во французском или специальным подстрочным знаком – в литовском): aa=á=ā=â=ą.
В буквенно-слоговых письменностях длительность маркируется особыми знаками (зачастую знаки для кратких и долгих гласных являются обоюдными модификациями: पि pi, पी pī), в консонантном арабском и еврейском длинные гласные выражаются с помощью matres lectionis.
В некоторых письменностях долгие гласные представлялись сочетанием разных кратких гласных: в японском – tou>tō; сомалийском (османия) – ah>ā, ey>ē, ow>ō, uw>ū.
Длительность присуща и согласным (в финском, бугийском), которая, как правило, передается удвоением букв (геминацией). В тамили необходимость частой передачи геминат компенсируется широким использованием вирамы. В гурмукхи геминация передается диакритическим знаком, похожим на «птичку». В арабском письме (и иногда в эфиопском) применяется надстрочный знак в виде маленькой ω называемый "шадда". Двойные согласные иногда выражают специфические звуки: dd [ð], ff [f] (f [v]) в валийском, ll [ль] в испанском и [хль] в валийском. Бывшей геминатой является латинская буква w.
В японском письме геминация передается добавлением к силлабограмме слева маленького знака [tsu]: tsuTO=TTO.
Длительность
♦ Durée
Длиться значит продолжать быть. Такое определение дает Спиноза. «Длительность, – пишет он, – есть неопределенная непрерывность существования» («Этика», часть II, определение 5). С ним согласен Бергсон, заявляющий, что «вселенная длится», иначе не было бы времени. «Длительность, имманентно присущая всему сущему во вселенной», должна предсуществовать, равно как и мы в ней, благодаря чему мы получаем возможность, расчленяя ее методом абстракции, говорить о времени («Творческая эволюция», глава I).
Нетрудно заметить, что всякая действительная длительность существует в настоящем времени (поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет), следовательно, она неделима (разве можно расчленить настоящее?). Тем самым длительность отличается от:
– абстрактного времени, которое могло бы быть бесконечно делимой суммой прошлого и будущего;
– пережитого времени или временности, подразумевающего память и предвосхищение;
– наконец, мгновения, которое следовало бы представить себе как прерывистое и не имеющее длительности настоящее.
Длительность – это и есть само настоящее, пока оно продолжается. Длительность – это вечное предъявление природы. Следовательно, это и есть реальное время как время бытия, время быть в бытии или, как я это называю, время-бытие.
Syn: длина, продолжительность, долгота
Ant: краткость
в музыке - время, занимаемое звуком или паузой. Относительная длительность: бревис (равная 2 целым), целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвертая. См. также Ритмическое деление.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, и, ж.
1. см. длительный.
2. Продолжительность, протяжённость во времени. Д. рабочего дня.
ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: длительный.