долг, долга, мн. долги, муж.
1. только ед. Обязанность (книж.). Исполнить гражданский долг. Считаю своим долгом предупредить вас. Из чувства долга.
2. Взятое взаймы, преим. деньги. За мной долг. Наделать долгов. Вернуть долг. Имущество продано за долги. Расплатился с долгами. Государственный долг. Перевыполнением плана вернем хлебный долг стране.
• в долг - 1) взаймы. Давать деньги в долг, 2) с последующей оплатой или с условием возврата. Жить в долг. Забирать из лавки товар в долг. по долгу чего (книж.) - в силу вытекающих из чего-нибудь обязательств. по долгу службы. Остаться в долгу перед кем-чем - 1) быть в чем-нибудь обязанным кому-нибудь; 2) перен., чаще с отриц. - оставить без возражений, без ответа (разг.). Ему нельзя делать замечаний, он в долгу не останется. Отдать последний долг кому (книж.) - почтить память кого-нибудь умершего, присутствовать на чьих-нибудь похоронах. Отдать долг природе - см. природа. Влезть или залезть в долги (прост.) - наделать много долгов.
денежная сумма, взятая взаймы на срок на определенных условиях, подлежащая возврату. Лицо, имеющее долг, называют должником. Долговые обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, именуют первоочередными долгами.
Древнерусское – дългъ.
Общеславянское – dъlgъ.
Существительное «долг» – славянского происхождения. Оно означает «обязанность», а также «взятые взаймы и подлежащие возращению деньги». Слова с аналогичной индоевропейской основой встречаются в ирландском (diligim – «заслуживаю»), а также готском (dulgs – «долг») языках.
Производные: должный, долговой, задолжать, одолжить, должник.
Сумма денег, которую одно лицо должно другому. В коммерческой практике обычным является погашение долга в течение одного месяца со дня получения счета-фактуры; по истечении этого срока на сумму долга могут начисляться проценты. Долгосрочная задолженность может быть оформлена переводным векселем, который является отчуждаемым (передаваемым) финансовым инструментом.
Заимствованные денежные средства. Так, ни одно государство не обходится без внутреннего долга, который оформляется как долгосрочными, так и краткосрочными бумагами.
Быть в долгу - быть обязанным кому-либо в чем-либо
В долг -
1) взаймы
2) на занятые деньги (жить и т. п.)
3) с последующей оплатой
В долгу-
1) должен кому-либо деньги
2) должен отпла-тить кому-либо чем-либо хорошим
В долгу как в шелку шутл. - о том, кто очень многим должен
В долгах по уши (или по горло) быть (или сидеть и т. п.) прост. - иметь большие долги
Влезать в долги - занимать деньги
Долг платежом красен - на добро или зло отвечают тем же
Не остаться в долгу -
1) отвечать, отплатить кому-либо тем же самым, тем же поступком, отношением
2) отблагодарить, вознаградить кого-либо за что-либо
Отдать последний долг кому - проститься с умершим, присутствовать при его погребении
По долгу - в силу вытекающих из чего-либо обязательств
Первым долгом прост. - делать прежде всего, в первую очередь
Человек долга - человек, неуклонно и честно выполняющий свои обязанности
этическое понятие, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Д. выражает императивность морали. Действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями. Русское слово "Д." имеет ещё второй смысл (то, что взято взаймы).
Начало теоретического осмысления Д. восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего.
В книге "Об обязанностях" Цицерон трансформировал стоическое учение о Д. таким образом, что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Он подразделял обязанности на "совершенные", которые может достичь только мудрец, и "обыкновенные", или "средние", которые касаются всех людей. Фома Аквинский обосновывал Д., исходя из необходимо заданной цели - Бога, божественного устройства мира. Все действия, направленные на её достижение, также становятся необходимыми, т.е. обязанностями, Д. Согласно противоположной точке зрения (Августин, Дунс Скот, Оккам), источником норм и обязанностей является ничем не скованная воля Бога. Новой попыткой синтеза этих аспектов в рамках новоевропейской теории естественного права стала версия Д., согласно которой сама процедура честного соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам, зафиксированным в соглашении.
В своей этике (принято называть её этикой Д.) Кант связывал с понятием Д. специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой, благодаря которой он приобретает действенность, является Д. Нравственный закон является абсолютно необходимым, всеобщим и общезначимым. Он был бы единственным основанием разумной воли, если бы речь шла о совершенном разумном существе. Однако человек несовершенен, ибо на его волю помимо разума воздействуют склонности, и для него нравственный закон выступает в форме безусловного принуждения к поступку. Соответственно единственным субъективным основанием, благодаря которому нравственный закон обретает действенность, является Д. Он есть принуждение к поступку нравственным законом; Д. и категорический императив - по сути дела одно и то же. Д. принимает в расчёт только способность максимы быть требованием всеобщего законодательства, о чём говорит первая формулировка категорического императива. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д. Вторая формулировка категорического императива вменяет в Д. относиться к человечеству (человечности) в лице каждого индивида как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Третья - рассматривает нравственный закон как автономию воли. Д. есть моральный закон, явленный как человеческий мотив. Механизм Д. - уважение к нравственному закону и достоинству человека, поскольку он обладает автономией воли и творит этот закон из себя. Понятие "уважение", присоединённое к двум другим понятиям: "необходимость поступка" и "закон" даёт определение Д. - это "необходимость поступка из уважения к закону".
В современной философии ценностный статус Д. снижен, Д. смещается на периферию моральной жизни.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 75)
В долг
1) взаймы. авать деньги в долг.
2) с последующей оплатой или с условием возврата.
► Жить в долг.
По долгу чего (книжн.) - в силу вытекающих из чего-н. обязательств.
► По долгу службы.
Остаться в долгу перед кем-чем
1) быть в чем- н. обязанным кому-н.
2) перен., чаще с отриц. - оставить без возражений, без ответа (разг.).
► Ему нельзя делать замечаний, он в долгу не останется.
Отдать последний долг кому (книжн.) - почтить память кого-н. умершего, присутствовать на чьих-н. похоронах.
► Ему хотелось отдать последний долг покойнику и предать как молено скорее тело его земле. Григорович.
Отдать долг природе
1) умереть (в этом знач. также с прибавкой: последний долг; книжн. устар. ритор.);
2) испражниться (разг. шутл. фам.).
► Два раза надень ест и пьет и долг природе отдает. Полежаев.
Влезть или залезть в долги (простореч.) - наделать много долгов.
► Что купить дом, пришлось влезть в долги.
♦ "Ты что ж, говорю, волк, неужели съесть меня захотел? А волк молчит, разинув пасть. Не ешь, серый, я тебе пригожусь. А сам думаю: на что я пригожусь? И пока я так раздумывал, волк меня съел. С приятным сознанием исполненного долга я проснулся" (Ремизов, "Мартын Задека").
♦ "Платеж долгом красен" (черен?). "По чувству рабства, принимая его за чувство долга" (Ф. Степун, Из писем прап., 163).
♦ Орден Марии-Терезии, который дается тем, "кто исполнил больше, чем свой долг" (упом. у Алданова).
денежная сумма, взятая взаймы на срок на определенных условиях, подлежащая возврату. Лицо, имеющее долг, называют должником. Долговые обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, именуют первоочередными долгами.
обязанность человека перед Богом и людьми.
Долг
♦ Devoir
Первое значение слова – долговое обязательство. Второе – обязанность. Связь между ними зиждется на логике обмена или дарения: если я получил что-нибудь от кого-то, в ответ должен что-нибудь ему дать. За понятием долга, во всяком случае в его нравственном значении, проглядывают следы архаичной структуры. Как показал Марсель Мосс, в большинстве примитивных обществ всякий дар предполагал взаимный дар: «Обмен и сделка осуществляются в форме подарков, теоретически – добровольных, на практике – обязательных». Такой обратный дар и рассматривался как долг. В современном обществе долг – это своего рода обязательный дар.
И что же мы получили, чтобы чувствовать себя в долгу? Все – жизнь, человечность, цивилизацию. От кого? Может быть, от Бога. Наверняка – от своих родителей, общества и человечества. Разве этого мало? Мораль, сказал бы я, перефразируя Алена, заключается в том, чтобы чувствовать себя должником и сознавать свои обязательства, ибо каждый дар обязывает. Вспомним притчу о талантах. Мало вернуть то, что получил, надо еще приумножить полученное. Таким образом, первейший долг человека – не забывать, что он должник.
В философии Канта долг – это необходимость совершения того или иного действия из чистого уважения к нравственному закону, т. е. независимо от чувств и душевных склонностей (если мы действуем из любви или сострадания, это не значит, что наши действия продиктованы долгом) либо абстрагируясь от какого бы то ни было объекта желания и удовольствия, от какой бы то ни было цели, в частности от ожидания возможной награды или наказания. Долг принципиально бескорыстен. Допустим, человек совершает добрые дела в надежде попасть в рай или из страха оказаться в аду. Он, безусловно, действует в согласии с долгом, но отнюдь не из чувства долга (его верность долгу корыстна), а значит, его поступки не имеют нравственной ценности. Но даже если человек совершает добрые дела потому, что это приносит ему удовольствие, его поступки, какими бы привлекательными они ни выглядели, все равно не имеют «подлинной моральной ценности»: по Канту, лучше быть добродетельным мизантропом, действующим сообразно с долгом, чем симпатичным филантропом, который в своих действиях руководствуется исключительно своими наклонностями («Основы метафизики нравственности», раздел I). Долг и нравственность в понимании Канта самым недвусмысленным образом противостоят добродетели и этике в понимании античных мыслителей и Спинозы. Например, для Канта щедрость тем более нравственна, чем меньше удовольствия доставляет проявляющему ее человеку; для Аристотеля и Спинозы, напротив, щедрость тем более добродетельна, чем это удовольствие выше (человек, не получающий удовольствия от своей щедрости, на самом деле не имеет права именоваться щедрым: это притворяющийся щедрым скупец). Отсюда, если можно так выразиться, следует приоритет этики, не отменяющий, впрочем, нравственности (людям, как правило, не хватает добродетели) и не способный служить ей заменой. Нравственность, или мораль, нужна только злым и эгоистичным людям, что на практике означает всем нам. Она противостоит эгоизму и радикальному злу. Действовать нравственно значит подчиняться в своих поступках только тому закону, который заключенный в нас разум диктует себе, а следовательно, и нам, иными словами – универсальному закону. Вот почему, поясняет Ален, долг равнозначен обязанности, «но не принуждению»: никто не может заставить нас действовать как должно и никто не действует как должно, если он не свободен в своих действиях. Долг предполагает наше внутреннее освобождение от всего, что не является универсальным, в первую очередь от своего, как выражается Кант, «дражайшего я» – от своих инстинктов, своих наклонностей, своих страхов и даже своих надежд. «Величие долга, – спокойно пишет философ, – не имеет ничего общего с радостью жизни». Это не значит, что наслаждение безнравственно – жизнь все-таки не настолько жестока, это значит, что безнравственно подчинять нравственность удовольствию, тогда как следует поступать строго наоборот, т. е. стремиться к удовольствию лишь в той мере, в какой это не противоречит долгу. Люди наивные упрекают Канта в аскетизме, однако признают его правоту, когда воздерживаются от убийства или насилия, каким бы сладостным оно им ни представлялось, или когда, повинуясь чувству долга, берут на себя неприятное или опасное дело. Следовательно, далеко не все можно объяснить удовольствием, счастьем и даже мудростью – и именно в этом состоит значение долга. В чувстве долга есть какая-то безнадежность, позволяющая ему освободиться от диктата «эго». Действовать нравственно значит делать то, что ты должен делать, и потому, что ты должен это делать, даже если твои действия принесут тебе страдания, и при этом «ничего не ждать для себя» (рассуждение Канта о благотворительности; «Метафизика нравов». Часть вторая. Об обязанностях добродетели, § 30).
Существует ли долг? Как вещь или факт, скорее всего, нет. Но это нисколько не мешает нам находить в своем опыте соответствия долгу. Если я вижу, как тонет ребенок, или слышу призыв о помощи со стороны слабого, вся ситуация приобретает для меня форму обязательства. Я знаю, что должен помочь этим людям в меру своих сил, даже если для меня в этой помощи нет никакой корысти и даже если мне для этого приходится рисковать своей жизнью. В этом смысле Кант совершенно прав, во всяком случае феноменологически: он описывает нравственность в том виде, в каком мы ее воспринимаем, – как свободную обязанность.
Всегда ли мы сознаем свой долг? Скажем так: чтобы исполнять долг, надо хотя бы примерно представлять себе, в чем он состоит. Думаю, что так рассуждает большинство людей. Что касается меня лично, то я не могу припомнить ситуаций, в которых я специально задавался бы вопросом о своем долге. Почти всегда это было ясно мне и без раздумий, что, конечно, не значит, что я всегда неукоснительно следовал долгу. «С долгом всего одна трудность, – говорил Ален, – исполнять его». Но это трудность не теоретического, а практического характера, хотя она очень часто бывает действительно трудно преодолимой, ведь нам приходится бросать вызов страху, эгоизму и усталости.
, -а, м.
1. Обязанность перед кем-, чем-л.
* Отдать долг Родине. По долгу службы. Долг перед семьёй. *
2. То, что взяго или отдано взаймы (преимущественно деныи).
* Наделать долгов. *
♦ Влезть в долги. Сделать , много долгов.
♦ Быть в долгу. Быть обязанным ко му-и. в чем-н.
♦ Не остаться в долгу у кого-л. Отлатить тем же самым.
♦ Отдать последний долг. Проститься с умершим.
|| прил. (ко 2 знач.) долговой, -ая, -ое.
* Долговое обязательство. *
♦ то, что мы должны другому человеку
А.Финансовые долги
1. По закону Ветхого Завета
♦ не должны браться проценты:
Исх 22:25; Лев 25:36,37; Втор 15:8; Втор 23:19,20
♦ залог должен быть возвращен:
Исх 22:26,27; Втор 24:10-13
♦ седьмой год для отмены долгов:
Втор 15:1–3,7-14
♦ юбилейный год для отмены долгов:
Лев 25:8-54
2. Примеры притесняемых должников
♦ многие во времена Давида:
1Цар 22:2
♦ вдова во времена Елисея:
4Цар 4:1-7
♦ бедные во дни Амоса:
Ам 2:6-8
♦ многие Израильтяне во времена Неемии:
Неем 5:1-13
3. Предупреждение о поручительстве за другого:
Притч 6:1–5; Притч 11:15; Притч 17:18; Притч 22:26,27
4. Долги во времена Нового Завета
♦ давать и брать взаймы было повсеместно распространено:
Лк 6:34
♦ Иисус использовал понятие долга в притчах:
Мф 18:23–35; Лк 7:41–43; Лк 11:5–8; Лк 16:1-9
♦ Иисус использовал понятие процентов в притчах:
Мф 25:14–30; Лк 19:12-27
♦ мы должны давать взаймы, не ожидая ничего взамен:
Лк 6:30,35
♦ мы должны платить должное:
Рим 13:7
Б. Долг в символическом значении
1. Долг — символ греха:
Мф 6:12–15; Мф 18:23–35; Лк 7:41-48
2. Долг — символ наших христианских обязанностей
♦ долг Павла проповедовать Благую Весть:
Рим 1:14; 1Кор 9:16
♦ наш долг — любить ближнего:
Рим 13:8
♦ долг язычников евреям:
Рим 15:25-27
1) ♦ (ENG obligation)
(лат. obligatio - обязательство)
в этике - требования к поведению человека, выходящие за пределы собственных чувств человека по поводу этих требований. Это требование - безусловно;
2) ♦ (ENG duty)
(лат. debere - задолжать, быть должным)
то, что человек должен Богу в смысле подчинения и преданности, к-рые включают в себя такие же обязательства перед церковью и заботу о других людях.
1. ‘то, что подлежит безусловному выполнению в силу общественных требований или внутренних убеждений’
Syn: обязательство, обязанность
2. Syn: задолженность, кредит
категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.
ДОЛГ 1, а, предл. о долге, в долге, мн. нет, м. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. комун. (перен.: почтить память умершего, прощаясь с ним при погребении).
• Первым долгом (разг.) в первую очередь, сначала, прежде всего.
ДОЛГ 2, а (у), предл. о долге, в долгу, мн. и, ов, м. Взятое взаймы (преимущ. деньги). Взять в д. (взаймы, с последующей отдачей). Наделать долгов. Войти, влезть в долги (сделать много долгов). Жить в д. (на занятые в долг деньги). По уши в долгах (очень много должен). Не выходит (не вылезает) из долгов (постоянно комун. должен). Д. платежом красен (посл.).
• В долгу перед кем или у кого обязан комун. чемн.
В долгу как в шелку кто шутл. погов. о том, кто кругом должен.
В неоплатном долгу кто у кого о том, кто кому-н. чем-н. обязан, бесконечно благодарен.
Не остаться в долгу у кого отплатить тем же самым.
| уменьш. должок, жка, м.
| прил. долговой, ая, ое. Долговое обязательство.
— в широком смысле всякая обязанность, вытекающая из какого-либо юридического или нравственного обязательства, налагаемого договором, законом, общественным мнением или собственной совестью человека. В последнем случае говорят о нравственном Д. В более узком смысле Д. (денежный) вытекает из договора займа (преимущественно) или другого договора, налагающего обязанность произвести денежную уплату в виде точно определенной суммы. Как скоро сумма не определена, нет еще и Д. в собственном смысле; существуют лишь обязательственные отношения, могущие обратиться в Д. после окончательного расчета (см. Долговой документ), процесса или судебного приговора. Римляне определяли предмет Д. в этом узком смысле как aes alienum, т. е. как Д. из займа. Долговое обязательство является наиболее типичным и простым обязательственным отношением, где ясно определяются обязанности сторон. Его форму принимают поэтому почти все обязательственные отношения, как только они превращаются в обязанность для стороны, виновной в неисполнении их, уплатить определенную денежную сумму в виде убытков. В Риме долговое обязательство (стипуляция, см.) было, в действительности, и общей формой для всех обязательств. Подробности см. Заем.