(греч. копьеносец)
знаменитая статуя Поликлета. «Ее художники зовут Каноном и получают из нее, словно из какого-нибудь закона, основания своего искусства, и Поликлета считают единственным человеком, который из произведения искусства сделал его теорию» (Плиний Старший). В Д. принято видеть воплощение системы, разраб. Поликлетом в спец. трактате о пропорции - утраченном для нас «Каноне». Несохран. оригинал статуи идентифицирован теперь с типом, дошедшим в неск. репликах, лучшая из которых (мраморная) была найдена в Помпеях и хранится сейчас в Неаполе. Бронзовый оригинал датируется ок. 450 - 440.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
копьеносец в Византии.
копьеносец (как правило, употреблялось в отношении телохранителей высокопоставленных особ).
(копьеносец) — знаменитая в древности статуя греческого скульптора Поликлета, представлявшая совершенно нагого, стройно сложенного, вполне зрелого юношу, держащего на своем плече копье. Статую эту считали "каноном", т. е. образцом идеальной соразмерности частей и форм мужской фигуры, достигшей окончательного развития. Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью; что он применил к ней с геометрическою точностью те пропорции, на которые было указано им в особом сочинении как на самые правильные и необходимые для придания изображениям человеческого тела безукоризненной красоты. Подлинное произведение Поликлета не дошло до нас, но за более или менее близкие к ней копии историки искусства и археологи принимают статуи копьеносцев, хранящиеся в неаполитанском национальном музее, в Браччио-Нуово ватиканского музея, в Риме, и некоторых др.
А. С—в.