22 ноября 2024
450 тысяч слов
+33 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова дороги

все
Архитектурный словарь
Уральская Историческая Энциклопедия

Архитектурный словарь

дороги

(дараги)

   1. Полосатая (реже клетчатая) ткань восточного происхождения, иногда с золотым и серебряным шитьем, - струйчатыми узорами, изображениями деревьев и трав.

   2. Параллельные полосы на ткани.

   3. Параллельные желобки.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Уральская Историческая Энциклопедия

дороги

   1) ("даруги") единица территориального деления XIV-XVI вв., особые округа, возникшие в период владычества татарских ханств (административно-территориальное деление);

   2) пути сообщения (водные, грунтовые, железные). С древнейших времен через У. проходили водные торговые пути из ю.-вост. Азии через Хазарию, Волжскую Булгарию в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую на устье р.Сев. Двины, где совершалась меновая торговля между Сев. Европой и Азией. Гл. водным путем по тер. У. была р.Кама с притоками. Издавна через степи Юж. У. проходили караванные пути из Ср. Азии в Россию, к-рые позже были использованы рус. нас. для освоения Юж. У. В конце XI в. новгородцы разведали путь по рекам басс. Сев. Двины и Печоры через Сев. У. и использовали его для сбора дани с коренного нас. В процессе колонизации У. значение Сев. Д. возросло в связи с необходимостью установления регулярной связи ц. с присоединенными вост. окраинами гос-ва и обеспечения гарнизонов сибирских городов продовольствием и боеприпасами. В конце XVI - нач. XVII в. были проложены более удобные Д. через Ср. У., что способствовало массовому заселению края. В XVII - первой пол. XVIII в. с целью контроля за миграционными потоками через У. и пополнения казны таможенными доходами пр-во вело борьбу с использованием "неуказных" путей, миновавших официальные дороги.

   Первоначально осн. средствами сообщения были водные пути. Большая ч. грунтовых Д. пролегала лишь по волокам между реками разных басс. В XVIII-XIX в. грунтовые Д. стали осн. путями сообщения на У. В 1905 по протяженности они составляли ок. 69%, жел. - ок. 16,3%, пароходное сообщение - ок. 14,6% всех путей.

   Манькова И.Л.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc