горный перевал в Бзыбском хребте (республика Абхазия), разделяет долины рек Бзыбь и Западная Гумиста. Высота – 1390м. у перевальной седловины археологами найдены следы древних стоянок. Через перевал Доу с Зеленчука в Сухуми доставлялись рабы, мёд и шкуры. С собой купцы увозили ткань, соль, оружие, посуду. В 1942 году на подступах к перевалу были остановлены гитлеровцы. Через Доу прошла со своей техникой Санчарская группа войск, которая освободила селение Псху и отбила перевал Санчарский. Непосредственно на седловине археологии обнажено несколько обработанных кремней неолитического периода (V тысячелетие до н.э.). В 1979 году автором здесь же были обнаружены окаменевшие раковины головоногих моллюсков – аммонитов. Этимологию названия перевала сближают с одноглазыми великанами абхазского фольклора а – дауы.
(Герард Dov) — голландский живописец и гравер (1613—1675). Учился у отца, потом у Коувенговена — живописцев по стеклу, у гравера Долендо, в 1628 г. поступил в мастерскую Рембрандта, где и развил свой талант, проработав там три года. В начале Д. находился под сильным влиянием своего учителя, но потом чрезвычайно удалился от него и выбором сюжетов для своих картин, и способом их исполнения. Он изображал весьма простые бытовые сцены с небольшим числом действующих лиц, но еще того чаще одиночные мужские или женские фигуры, каковы, например, скрипач, живописец, чтец, старушка за работой, торговка и т. п. Рисунок у него правильный, но не особенно смелый; живопись чрезвычайно законченная, даже кропотливая, как в главном предмете картины, так и во всех околичностях; вследствие этого Д. писал картины очень малых размеров и очень медленно. Несмотря на то, что детали картин Д. по мелкости их можно рассматривать в лупу, художник достигал и общего впечатления. Притом в колоритности его произведений виден последователь Рембрандта. Д. писал иногда портреты, чему надо особенно удивляться, принимая во внимание необходимость продолжительного позирования перед ним. Тона картин Д. замечательно сохранились до нашего времени, что должно приписать не только тщательному выбору материалов для живописи, техническому уменью ими пользоваться, но и чрезвычайным мерам предосторожности, которые принимал художник от пыли, дыма и всего прочего, что могло загрязнить картины во время работы. Луврский музей владеет 11 картинами Д., из которых "Больная" (группа из 4 фигур) есть одно из лучших произведений Д. не по одному исполнению, но и по художественному замыслу; "Чтение Библии (две фигуры) — в том же музее. В амстердамском музее есть портрет лейденского бургомистра Питера ван дер Верфа и его жены, изображенных в рост, при высоте картины в 75 см, а ширине ее в 61 см. Фигуры писал Д., пейзаж — Бергем; это одна из самых больших по размерам картин Д. В том же музее находится "Вечерняя школа", произведение большого мастерства и терпения. В Эрмитаже есть 13 картин Д., из которых упомянем следующие: "Мотальщица", "Читательница", "Врач" (две фигуры), "Скрипач" (прежде считавшийся портретом Д.); "Ученый еврей" принадлежит к начальной эпохе деятельности Д., когда он еще подражал Рембрандту. В Лондоне находится не менее 6 картин Д.; много его картин в Дрездене и между ними достоверный портрет Д. В Мюнхене "Шарлатан", одна из самых сложных композиций Д. Роттердам. Флоренция, Копенгаген, Гаага и некоторые др. города также владеют картинами Д. Вообще Д. должен быть назван весьма плодовитым, принимая во внимание медленность исполнения. По законченности письма (и только в этом отношении) его можно сравнить с Вандергейде.
Ф. П.