(хорв. Dubrovnik, историческое название лат. Ragusa — Рагуза) — город в Далмации, в южной части Хорватии, на адриатическом побережье. Дубровник - административный центр жупании Дубровник-Неретва, знаменитый международный курорт, крупный морской порт.
Дубровник — древний город с богатой историей. Начиная со Средних веков процветание города основывалось на морской торговле, что позволило Дубровницкой республике стать единственным городом-государством в восточной Адриатике, способным соперничать с Венецией. Благодаря своему богатству и умелой дипломатии, город впечатляюще развивался на протяжении XV и XVI столетий. В Дубровнике процветали искусство и наука, город стал одним из центров развития хорватского языка и культуры, долгое время в Дубровнике активно использовался ныне вымерший далматинский язык. Поколения прошлого оставили в Дубровнике потрясающее архитектурное наследие, что в сочетании с красотами местной природы привело к тому, что город называют «Жемчужиной Адриатики».
О названии
Латинское название города, закрепившееся до сих пор в итальянском языке, — Рагуза (лат. Ragusa, а также Ragusium) — происходит от названия острова, на котором было основано первое поселение беженцев из Эпидавра (современный Цавтат), которые оставили свой город под давлением аваро-славянского нашествия. Напротив Рагузы на материковой части, у подножия горы Срдж, возникло славянское поселение, под названием Дубрава, впоследствии трансформировавшимся в Дубровник. Такое название связано с тем, что поселение было окружено дубовыми рощами. Постепенно оба населенных пункта срослись в один, а разделявшая их протока была осушена, и на её месте возникла центральная улица города — Страдун.
На протяжении веков оба названия употреблелясь в повседневной речи: Рагузой город, как правило, называли потомки романского населения, Дубровником — хорваты. Однако в официальном употреблении город очень долго назывался исключительно Рагузой, несмотря на то, что романский по происхождению далматинский язык, на котором говорили здесь, практически исчез из употребления в ещё XVI столетии. Причины этого заключены в том, что исторически официальным языком здешних мест вплоть середины XV века оставалась латынь, а позднее стал итальянский язык. Славянское «Дубровник» стало употребляться официально лишь с 1918 года, в связи с освобождением южнославянских земель от австрийского владычества.
История
VII век — 1358. Ранняя история
Дубровник был основан в VII веке на небольшом островке возле побережья. В XII веке протока, отделявшая остров от берега была засыпана, остров стал полуостровом, а на месте засыпанной протоки расположилась центральная улица города — Страдун. Улица была замощена в 1468 г. Окружавшая город длинная каменная стена неоднократно перестраивалась в течение XI — XVII веков.
В ранний период истории население Дубровника было смешанного, романо-славянского происхождения, говорившее, видимо, на далматинском языке. Сильное античное влияние проявилось в формировании особого полисного городского строя, а также в быстрой христианизации по римскому образцу. Уже в 1022 г. в городе было основано католическое архиепископство.
С VII по XII век Дубровник находился под властью Византии, сохраняя определенную самостоятельность в общественной и политической жизни, но уже начиная с XII в. Дубровником управлял местный князь (выборная должность). В этот же период происходило складывание городской коммуны и органов коммунального управления: Большого и Малого совета, князя-приора. С ослаблением Византии и усилением в регионе Венеции и норманнов Южной Италии самостоятельность Дубровника быстро укреплялась.
В IX веке город сумел противостоять длительной осаде сарацинов. В течение следующих веков город развивал морскую и сухопутную торговлю по всему Балканскому полуострову и в других регионах Европы, вплоть до черноморских берегов и Константинополя. Особое значение имели торговые связи Дубровника с соседними славянскими княжествами — Сербией, Боснией и Болгарией, в которых дубровницкие купцы имели право свободной торговли и некоторые монополии на добычу полезных ископаемых (прежде всего, соли и драгоценных металлов).
В 1205 г. Дубровник был оккупирован Венецией, которая контролировала город в течение 150 лет. Князь Дубровника, а также члены Большого совета теперь назначались и подчинялись Венецианской республике. Дубровницкий епископ также проходил утверждение в Венеции. Однако к этому времени Дубровник уже сформировался как аристократическая республика, в которой ни венецианский князь, ни венецианский глава церкви не были способны ограничить растущую мощь национальной аристократии и учреждений самоуправления.
В период венецианского господства Дубровник стал важным поставщиком кож, воска, серебра и прочих металлов для Венеции, где товары из Дубровника были освобождены от таможенных пошлин. Более того, город получил защиту от Венеции, однако в обмен Венеция использовала Дубровник, как свою морскую базу в южной Адриатике. Одновременно усиливались экономические позиции дубровницких купцов на Балканах. Поселения дубровчан возникли во всех крупных городах Балканского полуострова, причём эти колонии пользовались правами внутреннего самоуправления. Венецианское влияние особенно сильно проявилось в закреплении олигархической системы управления Дубровником по образцу Венеции: в 1235 г. был закрыт доступ в Большой совет коммуны, что резко отделило сословие нобилей, получившее монополию на власть в городе, от общей массы горожан-пополанов.
Территория Дубровника постепенно увеличивалась: в середине XIII века к городу был присоединен остров Ластово, в 1333 году у Сербии был приобретен Пельещацкий полуостров, а в 1345 г. был присоединен остров Млет. В январе 1348 года в Дубровнике произошла вспышка чумы.
1358—1808. Дубровницкая республика
К середине XIV века в Дубровнике была сформирована аристократическая республика. Именно в эти годы произошла смена наименования города: Дубровницкая коммуна (лат. Communitas Ragusina) стала Дубровницкой республикой (лат. Respublica Ragusina). Во времена республики город достиг пика своей славы, в эти годы сформировался архитектурый облик города, происходило бурное развитие славянской науки и искусства, за что Дубровник зачастую называли «Славянскими Афинами». Несмотря на формальное подчинение различным государствам, вплоть до своего упразднения в 1808 году, Дубровник был фактически независимым государством, игравшим важную роль в торговле на Адриатике и Балканском полуострове.
В 1358 году, после поражения Венеции от венгерского короля Лайоша I Великого, Дубровник признал сюзеренитет Венгрии. Итоговое соглашение между Лайошем I и архиепископом Джованни Саракой (итал. Giovanni Saraca) было достигнуто 27 июня в Вышеграде. Влияние венгерских королей, практически не имеющих флота, на республику было крайне незначительным, фактически вся полнота власти сконцентрировалась у местного нобилитета. Венеция не оставляла попыток вернуть Дубровник под свой контроль, но даже после венецианского завоевания Далмации в 1411 г. Дубровницкая республика оставалась независимой. Освобождение из-под власти Венеции способствовало бурному росту морской торговли, а также повышению значения города как ремесленного центра. По уровню развития ремесла Дубровник — единственный из далматинских городов — не уступал итальянским коммунам.
В 1399 к территориям республики было присоединено Дубровницкое приморье — местность между Дубровником и Пельешацем. Более того, между 1419 и 1426 годами к владениям города были добавлены территории возле Конавли, включающие город Цавтат.
С конца XIV века усилилась турецкая угроза для существования Дубровницкой республики. В 1397 г., когда турки были еще далеко от её границ, было подписано первое коммерческое соглашение с султаном Баязидом I и таким образом обеспечена свободная торговля с Османской империей. Республика Дубровник в 1458 г. признала себя вассалом Порты и обязалась платить ежегодную дань в размере 12 500 дукатов (с 1481 г.). Дубровник был единственной христианской страной в Европе того времени, получившей такие выгодные торговые привилегии (они не были аннулированы даже в период сражений между христианами и Османской империей). В этот период происходила массовая миграция в город славянского населения, бежавшего от турецкой власти. Это привело к вытеснению далматинского языка и романского элемента в национальном составе населения республики, хотя официальным языком остался итальянский — язык узкой правящей олигархии нобилей.
Наивысшей расцвет Республики пришёлся на XV—XVI века, когда она умело балансировала между соперничающими Венецией и Османской империей, сохраняя фактическую независимость и ведя выгодную торговлю на Средиземноморье. Дубровник стал основным торговым каналом Османской империи на Адриатике, а поселения дубровчан в турецких городах на Балканах фактически монополизировали торговлю в этом регионе. Поддерживая политику нейтралитета в войнах европейских государств с турками, Дубровник с успехом расширял свои торговые связи. Во всех крупных портах Средиземноморья были созданы постоянные представительства республики. Торговый флот Дубровника в период между 1580 и 1600 гг. насчитывал более 200 парусников. Город стал, наряду с Генуей, главным соперником Венеции в Средиземном море и Адриатике. В это время Дубровник был и видным культурным центром, здесь жило множество поэтов, писателей, художников и ученых, в числе прочих стоит назвать известного драматурга М. Држича (1508—1567) и поэта И. Гундулича (1589—1638).
6 апреля 1667 года в Дубровнике произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни более чем пяти тысяч жителей, включая главу республики — ректора (князя). Большинство городских построек, таких как построенные в ренессансном и готическом стилях дворцы, монастыри и церкви, было разрушено, нетронутыми стихией остались лишь мощные стены города, а также палаццо Спонца и фасад дворца Ректора. Постепенно город был восстановлен: использовались многие оригинальные чертежи, однако создавались и абсолютно новые здания, как правило, в более сдержанном барокко. В годы восстановления был по большей части сформирован современный облик Дубровника.
С конца XVI века начался неуклонный упадок республики, вызванный перемещением торговых путей в Атлантический океан и ростом конкуренции со стороны французских, голландских, английских и греческих купцов. Одновременно резко обострились отношения с Венецией, возобновившей попытки захвата республики. В результате ориентация Дубровника на Османскую империю ещё более усилилась и страна стала самым верным союзником турок в Европе. В XVIII веке экономика Дубровницкой республики оказалась в тяжелейшем кризисе: почти полностью прекратилась предпринимательская и торговая деятельность на Балканах, некоторое значение сохранила лишь перевозка иностранных грузов по Адриатике. В 1775 г. в Дубровнике открылось российское консульство. Политический строй оставался неизменным до самого падения республики.
В 1806 г. в город вошли французские войска Наполеона, а через два года республика была упразднена.
1808—1918. Французское и австрийское господство
В 1808 году Дубровницкая республика в результате аннексии Францией прекратила своё более чем четырехвековое существование и в 1809 году, согласно Шёнбруннскому договору, была включена в состав Иллирийских провинций, французской территории, созданной в восточной Адриатике на завоёванных Наполеоном землях. Отныне город стал административным центром Дубровницко-Которской провинции, возгавляемой наполеоновским маршалом Огюстом Мармоном, получившим титул князя Рагузского. В период французского господства была ликвидирована олигархическая политическая структура Дубровника, введено равенство граждан перед законом и прогрессивный кодекс Наполеона, разрешено использование хорватского языка в официальной переписке. Однако экономика города продолжала находится в упадке, более того французские контрибуции и резко возросшие налоги сильно подорвали благосостояние горожан. В результате, когда в город в 1813 г. вошли австрийские войска, они были тепло встречены дубровчанами.
Дальнейшая история Дубровника мало отличалась от истории остальной Далмации. После падения Первой империи в 1814 году, город согласно заключительному акту Венского конгресса вошёл в состав Австрийской империи. Дубровник был включён в австрийскую коронную землю королевство Далмация. Реформы Наполеона были отменены, официальным языком стал вновь итальянский. Установление австрийской власти не способствовало оживлению экономики города, сохранялась его обособленность от остальных частей империи и Балканских рынков. В отличие от других далматинских городов, в Дубровнике итальянская буржуазия была слаба, а славянская интеллигенция, наоборот, имела большое влияние и сильные культурные традиции. Это привело к тому, что именно Дубровник стал центром движения за воссоединение с Хорватией и провозглашение хорватского языка официальным. Во время революции 1848—1849 гг. славяно-итальянские отношения в Далмации обострились. Дубровницкий муниципалитет поддержал решение Хорватского сабора о присоединении Далмации к Хорватии, тогда как власти других далматинских городов высказались резко против. Большое значение для развития хорватского национального движения в Далмации имело издание в Дубровнике газеты «Аввенире» (итал. L'Avvenire — «Будущее», под редакцией Ивана Августа Казначича), в которой была опубликована программа движения иллиризма: федерализация Австрийской монархии, присоединение Далмации к Хорватии и славянское братство. В то же время начали издаватся и другие газеты и журналы на хорватском языке, пропагандирующие общность южных славян и требующие введения хорватского языка в школах и администрации. Во многом благодаря активной деятельности дубровницких либералов 2 сентября 1848 г. император утвердил декрет о введении обучения на родном языке в начальных школах в Далмации и второго языка в качестве обязательного предмета в средних. Однако в Октроированной конституции 1849 г. требования далматинских хорватов учтены не были: Далмация получила самоуправление, однако осталась отдельной провинцией империи.
Новый подъём национального движения в Дубровнике пришёлся на период осторожных реформ в Австрийской империи в 1860—1861 г. В городе прошли манифестации в поддержку объединения Далмации и Хорватии в единое автономное королевство с собственным парламентом. В этих выступлениях дубровчан поддержали жители Котора, была сформирована совместная которско-дубровницкая делегация, которая должна была встретиться с императором. Однако реформы 1860—1861 гг. провалились, а в 1867 году было заключено Австро-венгерское соглашение, в соответствии с которым империя преобразовывалась в двуединую монархию Австро-Венгрию, причём Хорватия отходила к Венгерской части, а Далмация с Дубровником оставались в составе австрийской Цислейтании. В конце XIX века национальное движение несколько ослабло. На первый план вышли экономические проблемы: Далмация оставалась одной из самой отсталых провинций Австрийской империи, здесь практически не было промышленности, а после оккупации Боснии и Герцеговины её экономика и пути сообщения были переориентированы на Австрию, что подорвало традиционные связи Дубровника с этой областью. Некоторое значение сохраняло лишь судостроение, причём флот Дубровника был крупнейшим среди далматинских городов. Однако и он постепенно терял свои позиции, не выдерживая конкуренции с «Австрийским Ллойдом», крупнейшим пароходством Австро-Венгрии, базирующимся в Триесте.
1918 — до настоящего времени. Новейшая история
В 1918 году, по окончании Первой мировой войны произошел распад Австро-Венгрии. Дубровник вместе с остальной Далмацией вошёл в состав Государства Словенцев, Хорватов и Сербов, провозгласившего независимость 29 октября. Новая страна просуществовала недолго: 1 декабря она объединившись с Королевством Сербией, сформировав таким образом Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 6 января 1929 — Королевство Югославия). В 1918 году произошло ещё одно знаменательное событие: смена названия города. Прежняя Рагуза стала официально именоваться Дубровником — славянским названием, известным на протяжении нескольких столетий и употреблявшегося в повседневной речи местным населением.
В 1929—1939 годы, в результате проведенной в королевстве территориальной реформы, Дубровник входил в состав Зетского баната, который объединил земли, населённые боснийцами, сербами и хорватами на территории современной Черногории и окружающих её местностях. В 1939 году, город был отнесён к образованному в этом же году Хорватскому банату, где оставался вплоть до 1941 года — года распада Югославского королевства.
В самом начале Второй мировой войны город стал одной из первых частей Независимого хорватского государства. С апреля 1941 по сентябрь 1943 году Дубровник был оккупирован итальянскими войсками, а затем сменившими их немецкими. В октябре 1944 город был освобожден от немцев югославскими партизанами. В 1945 году Дубровник стал частью второй Югославии, а Конституцией 1946 года он был отнесён к составу созданой Хорватской народной Республики.
В 1979 году в произошло важное для культуры Дубровника событие — территория Старого города была включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это определило современное положение Дубровника, как города-музея и важнейшей туристической достопримечательности Хорватии.
Распад Югославии стал тяжёлым испытанием для города. Провозглашение Хорватией 25 июня 1991 года своей независимости и последующая за этим война привели к одной из самых драматичных страниц в истории Дубровника. 1 октября 1991 года части Югославской народной армии окружили город и начали его бомбардировку, продолжавшуюся до мая 1992 года, несмотря на то, что исторический центр Дубровника ещё в 1970 году был демилитаризован. Самая сильная атака пришлась на 6 декабря 1991 года, когда за один день было убито 14 жителей города и ранено 60. Всего за месяцы бомбардировок в Дубровнике, согласно данным хорватского отделения организации Красного Креста, число погибших составило 114 человек. Кроме человеческих жертв итогом войны стало разрушение и повреждение многих исторических памятников.
По окончании войны хорватские власти совместно с ЮНЕСКО приступили к проекту восстановления Дубровника. Масштабные работы были завершены в 2005 году. В память о жертвах войны на вершине горы Срдж (хорв. Srđ) места с которого вёлся обстрел города, был установлен крест.
Обретение Хорватией независимости и начавшийся процесс интеграции в европейские институты способствовали увеличению числа туристов, посещающих Дубровник. В нём появились новые гостиницы, проводится реконструкция старых.
Архитектура
В архитектурном отношении Дубровник делится на две неравные части: так называемые Старый и Новый город. Историческое ядро города, Старый город, расположенный в пределах массивной оборонительной стены, сформировал свой облик в XVII в. Старый город представляет собой хорошо сохранившийся образец средневекового средиземноморского города. Новый город, несмотря на наличие некоторых древних построек, по большей части застраивался в конце XIX — начале XX вв, а потому в нём преобладает современная, как правило, малоэтажная архитектура.
Старый город
* Страдун — центральная улица Старого города. Любимое место прогулок туристов и жителей города.
* Городские стены. По городским стенам можно обойти старый город по периметру (приблизительно 2 км). Со стен открываются великолепные виды на город, море и городскую гавань.
* Ворота Пиле (XVI век). Центральный вход в Старый город.
* Францисканский монастырь (XIV век). Расположен при входе в город возле ворот Пиле. Великолепный внутренний двор. Монастырская аптека, открытая для туристов. На площади рядом с монастырём — Большой фонтан Онофрио (XV век), архитектор Онофрио делла Кава.
* Площадь Ложа. Главная городская площадь, расположенная на противоположной от ворот Пиле оконечности Страдуна. На площади находятся звонница с часами, Малый фонтан Онофрио, городская ратуша.
* Церковь св. Влаха (XVIII век). Церковь во имя святого Влаха (Блазиуса) — покровителя Дубровника расположена на той же площади Ложа. В алтаре церкви — позолоченная статуя святого из серебра — шедевр дубровникских ювелиров XV века.
* Дворец Спонца (1516 г.). Находится с левой стороны площади Ложа. Одно из красивейших зданий города. Сейчас в нём — городский архив.
* Городская гавань — старинная гавань, где и сейчас швартуются прогулочные катера и бесчисленные рыбацкие лодочки, прикрыта от моря фортом св. Ивана (XVI век). В форте внимание туристов привлекают два интереснейших музея — Музей мореплавания и Аквариум, где можно полюбоваться на обитателей Адриатического моря.
* Доминиканский монастырь (XIV—XVI век) — выполнял одновременно и защитную функцию, прикрывая гавань со стороны берега. Сейчас в нем музей.
* Кафедральный собор Вознесения Девы Марии (1667 г.) был построен после землетрясения на фундаменте древней базилики. В ризнице собора экспонируется уникальная коллекция драгоценностей и реликвий.
* Этнографический музей или музей Рупе расположен в здании бывшего городского зернохранилища (1543 г.)
Новый город
Окрестности
* В 12 км от Дубровника в г. Трстено расположен великолепный дендрарий — Арборетум Трстено, основанный в 1492 г.
* В бухте Дубровника находится небольшой лесистый остров Локрум с отличными пляжами. В туристический сезон туда каждый час ходят катера из дубровникской гавани.
Культура
Среди многочисленных культурных и научных институтов следует назвать театр Марина Држича, Симфонический оркестр Дубровника, Художественную галерею, Университетский Центр. Ежегодно летом в Дубровнике проводятся международные фестивали.
Возникновение дубровницкой литературы на латинском и итальянском языках относится к периоду Возрождения, связанного с деятельностью на Далматинском побережье итальянских гуманистов XIV века. Далматинско-дубровницкая поэзия и общественно-историческая мысль стала в этом регионе высшим проявлением ренессансной культуры. Широкое распространение получает классическое образование в городских школах, в которых преподают многие представители итальянского гуманизма. К примеру, Илия Цриевич не был славянским по духу поэтом, в «Оде Рагузе» он подчеркивает древнеримские корни Дубровника. Латынь он рассматривает как исконный далматинский язык, отрицательно относясь к «народной речи» как к «скифской». «Славянская идея» находит свое наивысшее выражение на исходе эпохи Возрождения в сочинении дубровницкого монаха Мавро Орбини - «Царство славян» издано в 1601 г. Это обобщение всего материала о славянстве, имевшегося в средневеково-ренессансном гуманитарном знании, апология славянства, в которой говорится о его единстве, общем этногенезе и былом величии. Отсчет «великих славян» Орбини начинает с Александра Македонского. Тем самым он стремится объединить «северные» истоки славянства с теорией иллиризма.
Транспорт
Дубровник расположен на юго-восточной оконечности Хорватии. Автомобильное сообщение с остальной территорией страны осуществляется по Ядранскому пути (хорв. Jadranski put, иначе — Адриатическая магистраль) — шоссе, пересекающем все побережье страны. Налажено автомобильное сообщение с прилегающими странами: с Черногорией сообщение осуществляется также по Ядранскому пути, с Боснией и Герцеговиной — по ?.
Автобусное сообщение связывает Дубровник со всеми крупными городами Хорватии и Боснии и Герцеговины, а также некоторыми городами Черногории и Сербии. Автовокзал расположен около порта.
Морской порт Дубровника способен принимать крупные суда. Существует регулярное паромное сообщение с Риекой, Сплитом, Элафитскими островами и островом Млет.
В 20 километрах к юго-востоку от Дубровника, возле городка Чилипи, расположен международный аэропорт. В 2005 году, впервые после 1990-го, численность пассажиропотока превысила 1 миллион человек.
(Рагуза) (Dubrovnik, Ragusa), город в Хорватии, порт и климатический курорт на Адриатическом м. 44 тыс. жителей (1981). Основан в 7 в., был заселен славянами. В средние века центр Дубровницкой республики. В 15-17 вв. культурный и научный центр на Балканах ("Славянские Афины"). В 1809-13 в составе Иллирийских пров., затем - Австрийской империи. С 1918 в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). Городской комплекс 14-18 вв., окруженный каменными укреплениями: площади с фонтанами и статуями, дворцы (Княжий двор, 2-я пол. 15 в.), монастыри и церкви в стиле ренессанса и барокко. Вне городских стен - виллы 15-16 вв., застройка 19-20 вв.
— В судьбах славянства история Дубровницкой республики представляет явление как нельзя более оригинальное. Положение Д. на берегу Адриатического моря, на перекрестном пути двух больших цивилизаций — греческой и римской, а впоследствии двух враждебных миров — христианского и мусульманского, доставило ему высокую степень материального и духовного развития.
История Д. Близ того места, где возник Д., существовала греческая колония Эпидавр, в 167 г. до Р. X. завоеванная римлянами и населенная римскими колонистами. Христианство проповедовал здесь уже апостол Павел; окончательно оно утвердилось в половине IV века. Славяне в 656 г. разрушили Эпидавр, а его жители основали новый город, Рагузу, или Д., как называли его соседние славяне. На месте древнего Эпидавра сохранилась только деревушка (Raguza vecchia). Занявшись рыболовством и земледелием, дубровничане очень скоро достигли значительного процветания. В IX в. Д. был уже настолько силен, что мог выдержать в течение 15 дней осаду сарацин, пока не пришла помощь из Византии. С этого времени были упрочены связи Д. с Византией. Уже в Х в. славянский элемент в Д. был очень силен, но окончательно господствующим и в литературе, и в общественной жизни он делается только с XIV в. С соседними государями Д. умел жить в мире, искусно обеспечивая весьма выгодные условия для своей торговли. Венеция не могла не взирать с опасением на рост Д. Во время междоусобий, возникших в Д. вследствие автократических попыток ректора республики, Дамиана Иуды, Венеция оказала поддержку республиканской партии, но вместе с тем добилась назначения в Д. наместника из венецианцев, с титулом Comte di Raguza (1204). Протекторат Венеции продолжался до 1358 г.; в этот период времени было кодифицировано местное право. Сербский царь Милутин опустошил в конце ХIII в. весь Дубровницкий округ, осадил Д. и взял с жителей города огромный выкуп. Эта война и в особенности страшный пожар 1295 г. грозили городу полным разорением; но уже в начале XIV в. Д. опять процветал благодаря дружеским отношениям, установившимся с сербскими царями Милутином, Ст. Урошем III и в особенности Ст. Душаном. Война Венеции с Венгрией привела Д. под опеку венгерских королей, награждавших его разными привилегиями и защищавших его от внешних врагов. Между прочим, Людовик I в интересах дубровничан добился у папы Урбана V уничтожения буллы, запрещавшей католикам сношения с неверными. Пользуясь этим, Д. заключил торговые договоры с султанами Египта, Сирии, Вифинии и вступил в дружеские отношения с Портой, которой согласился при султане Баязете платить ежегодно небольшую дань. Одновременно Д. приобрел право свободной торговли в Генуе и Франции. Венгерские короли помогли подавить революцию 1400 года, когда против неограниченно правившей в Д. купеческой аристократии восстали простой народ и средний класс населения. Признательность венгерским королям не мешала дубровницкой купеческой дипломатии оставаться верной своей традиционной политике — поддерживать хорошие отношения с враждебными друг другу сторонами. Так, в 1440 г. Д. принял к себе сербского царя Юрия Бранковича, разбитого турками, в 1453 г. — знаменитого Скандербега, а затем и беглецов из Цареграда. Комнены, Палеологи, Кантакузены, ученые Иоанн Ласкарис, Д. Халкокоидилас, Ф. Маурул, Ф. Спанкудин и др. нашли в Д. гостеприимный приют. Это вызывало неудовольствие Порты, а с другой стороны, надежда на помощь Венгрии постоянно уменьшалась. Дубровничане, торговля которых сильно пострадала после двукратного землетрясения (1441 и 1442), чувствовали себя не в силах платить дань двум державам и стали все более склоняться к мысли о протекторате Турции, который, наконец, и приняли, после того как султан Солиман занял своими войсками большую часть Венгрии (1526). С этого времени положение Д. сделалось особенно затруднительным. Венгерский король Фердинанд требовал по-прежнему дань. Отказ Д. вызвал со стороны Карла V запрещение свободной торговли Д. в его владениях. Папа Павел III запретил в 1538 г. продавать дубровничанам порох, оружие, материалы для судов. Нужно было иметь много изворотливости, чтобы выходить с выгодой для себя из таких затруднительных положений. Дубровницкая дипломатия посылала, например, одновременно посольства к Карлу V с поздравлениями по поводу его победы над неверными, Солиману — по поводу его победы в Персии. Огромные подарки непрерывно были выплачиваемы дубровничанами в разные стороны. Участие дубровницких судов в войне между Францией и Испанией (1552) вызвало подозрения Турции; только благодаря искусным стараниям Ф. Гундулича и при содействии папы Пия V удалось добиться от Турции признания нейтралитета Д. К внешним затруднениям Д. присоединялись по временам и внутренние несогласия. Когда протестантизм распространился по Далмации, новое учение стал проповедовать в Д. дубровничанин М. Флаций. Дубровницкие купцы оказались глухи ко всяким новшествам; протестантизм был энергически подавлен, проповедники нового учения принуждены были бежать. На смену им появились иезуиты и надолго упрочились здесь, поддерживая, в интересе богатых, невежество массы населения. С эпохи подчинения Турции Д. стал явно клониться к упадку. Страшное землетрясение, совершенно разрушившее в 1667 г. город, окончательно подорвало его. Самостоятельной роли он не играл ни в XVII в., ни XVIII в. В конце XVIII в. Д. вмешался в войну России с Турцией и был осаждаем русскими войсками. В 1808 г. маршал Мармон объявил республику уничтоженной. В 1815 г. Д. присоединен к Австрии.
Внутреннее устройство Д. Население Дубровницкой республики разделялось на 5 групп: 1) князь (ректор) и архиепископ, 2) шляхта, или патриции (vlasteljstvo), 3) горожане (gradjani, ит. cittadini), 4) простонародье (puk) — ремесленники, купцы, матросы, все православные, 5) поселяне (ит. contadini). Шляхта обладала всеми политическими правами; остальная масса населения была бесправна. В 1802 г. в Д. насчитывалось всего 20 шляхетских родов. Власть исполнительная не была отделена от судебной и законодательной. В Д. существовали и рабы; но ими были не местные жители, а закупались они преимущественно в Боснии. Республиканское устройство Д. имело аристократический характер (по образцу Венеции), но долго сохраняло и некоторые чисто славянские черты. Во главе Д. республики стоял ректор (rector, rettore), избираемый первоначально на 3 года, а впоследствии на год, на ½ года, 3 и 1 месяц из среды Малого совета. Большой совет (curia major) состоял из всех совершеннолетних дворян. Он правил республикой, имел право жизни и смерти над гражданами, выбирал ректора, членов сената и Малого совета. Собрания его были ежемесячные и чрезвычайные, созываемые Малым советом. До 1394 г. существовало еще народное вече, на котором присутствовал весь народ. Малый совет (от 6—11 человек), выбираемый из среды Большого, разделял с ректором труды по управлению государством. Среднее место занимал сенат из 6, а впоследствии 10, 45, 60 членов, в числе которых были и ректор, и все члены Малого совета. Сенат главным образом заведовал финансовыми и военными делами, дипломатическими сношениями и контролем над высшими чиновниками. Духовенство в Д. всегда служило послушным орудием аристократии, которой помогало угнетать народ.
Литература и образованность в Д. Возникновение письменности в Д. находится в связи с распространением христианства. Очень рано здесь сказались романские влияния. Впоследствии в Д. отразилось так сильно итальянское влияние, что век гуманизма наступил в Д. почти в одно время с Италией. В Д. возникает совершенно подобная итальянской и по духу, и по содержанию славянская литература, далекая от всех старославянских преданий. Многочисленные ее представители, хотя и пламенные поклонники Италии, ревностно разрабатывали родной язык и уже в XVI—XV I I вв. довели его до такой степени литературного совершенства, какого достиг русский язык только в эпоху Пушкина.
Самые древние дубровницкие памятники писаны кириллицей, которую Д. употреблял в сношениях с Сербией и вообще славянскими владыками; сохранились "лястины" — договоры с соседними славянскими владельцами. Самый древний — договор с баном Кулином и царем Неманьей (кон. ХII в.). Образованность и литература рано достигают в Д. высокого уровня развития благодаря одновременному влиянию греческой и итальянской образованности. Из итальянских ученых сюда приезжали: знаменитый ученый и приятель Петрарки Иоанн Равенский (1370), Филипп де Диверсис и многие др. Приглашение иностранных преподавателей прекратилось только в XVII в., когда сенат Дубровницкой республики, испуганный распространением с кафедры протестантских идей, постановил навсегда закрыть двери дубровницких учебных заведений и академий для иностранных ученых. Публичные празднества, карнавалы, соединялись в Д., как в древней Греции, с литературными состязаниями и театральными представлениями. Уже в XV в. в Д. пользовался известностью комик Антоний де Молино, прозванный Бурчиелло по имени знаменитого в Италии эпиграмматиста Доминика Бурчиелло († 1448). В короткий сравнительно срок (XV—XVII) Д. дал такую массу замечательных деятелей, писателей и ученых, что по справедливости получил название югославянских Афин. В Д. устремлялись со всех концов все ищущие образования. Царь Душан посылал сюда в науку наиболее способных юношей и основал в Д. библиотеку. Из соседних славянских земель привозились в Д. для воспитания дочери знатных лиц, а когда Д. пожелал прекратить доступ к образованию инославянским девицам, то царь Душан энергически воспротивился этому, наложив контрибуцию на дубровницких купцов. Многие иностранные государи приглашали дубровничан к себе на государственную службу; в особенности громкой славой пользовались дубровницкие дипломаты. Многие дубровничане довершали свое образование в итальянских унив.; некоторые из них приобрели европейскую известность. Таковы, напр., Стоич, один из известнейших теологов XV в.; Илья Чрьевич — лучший латинский поэт своего времени, 18 лет от роду признанный в Риме королем поэтов; Н. Ранина, прозванный отцом новой истории; Юрий Дубровничанин, известный философ XVII века; Гетальдич и Р. Бошкович — выдающиеся математики; археолог Бандури, медик Вальив и мн. др. Нигде в других европейских литературах не отразились так рано влияние народной поэзии и языка, как в Д. Они восходят к IX веку. Первые зачатки искусственной поэзии мы находим не в Дубровнике, а в Сплете, в среде местной аристократии. Здесь между 1450—1530 гг. выступают Марко Марулич, И. Мартинич, И. Папалич, Н. Матулич, Фр. Божичевич. Сохранились произведения только М. Марулича (1450—1524), который занимался, кроме поэзии, еще историей, археологией, богословием и этикой. Ариосто называл его "божественным". Лучшая поэма Марулича "Historia sw. Judite u versih horvatskih složena VI knjigah" (Венец., 1521) не изобличает в авторе поэтического дарования, но стих в техническом отношении уже очень хорош, что заставляет предполагать существование многочисленных предшественников Марулича. Первым дубровницким по месту рождения поэтом является Шишко-Минчетич, он же Влахович (1475—1524). Несчастная любовь к красавице Анете дала содержание его элегическим стихотворениям (piesm ljuvezne), навеянных Петраркой и Овидием. Подражателями Марулича явились Златарич, Раньина, Даржич († в 1510 г.) и Аннибал Лучич (1480—1525). Все они были более или менее талантливыми представителями любовной лирики, развившейся в Д. под влиянием отголосков провансальской поэзии и Петрарки. А. Лучичу, кроме того, принадлежит еще много эпиталам, эпиграфов, переводов из древнеклассической литературы и замечательная драма "Robinja" (рабыня), сюжет которой — похищение турецкими разбойниками знатной девушки, выкупаемой потом из неволи ее поклонником, — замечателен своей жизненностью и народностью. Очень характерен и самый способ изложения: автор весьма дипломатично обходит в пьесе все, что могло бы раздражить мусульман против христиан. Рядом с Лучичем начинателем дубровницкой драмы считается Ветранич-Чавчич (1482—1576), лучшие произведения которого поэмы "Putnik" и "Remeta". Ветранич горячо любит свою родину; но это чувство легко уживается у него, как и у других дубровницких патриотов, с чисто итальянским патриотизмом (напр., в ст. "Italia"). Вполне народное уже содержание имеют произведения Петра Гекторевича (1486—1572). В очень популярной поэме "Рыболовство и пословицы рыбацкие" он изображает, не без некоторой примеси аристократического пренебрежения, нравы и обычаи простонародья, пользуясь для этого провинциальным рыбацким наречием и вставляя в свою поэму несколько настоящих народных песен. Гекторевичу принадлежат еще "Dva liste о ilirskom stihotvorju", несколько эпиграмм и эпиталам. Одновременно с Гекторевичем писали Ник. Димитрич (1493—1553), автор любовных, религиозных и дидактических стихотворений и переводчик псалмов Давида, и Стефан Гучечич (1495—1525), автор комической поэмы "Дервишниада". Первым поэтом, вышедшим не из знати, а из низших классов населения, был Андрей Чубранович, обладавший бесспорным поэтическим талантом; его любовная лирика отличается искренним, задушевным тоном. С внешней стороны поэзия Чубрановича не уступает даже произведениям знаменитого Гундулича. У него заметно стремление придать своим произведениям национальный характер. Так, он заменил обычную в то время нимфу более близкою сербский поэзии вилой. Чубранович имел много последователей (Сава Боболи Мичетич, Парожач, Пеллегримович); к их числу можно отнести и Николу Нальешковича (1510—1587), ученого астронома и математика ("Dialogo delia sfera del'mondo", Венеция, 1579). Ему принадлежат весьма популярные в свое время пастушеские пьесы своеобразного идиллического характера (так называемые гварские), но они не дошли до нас. Как автор пасторалей и комедий гораздо более известен Maрин Даржич (1520—1580). XVI век особенно изобилует поэтами. Можно сказать, что почти каждый аристократ в Д. был в то же время и поэтом. М. Боретич, Кабога, Вл. Водопич, М. Бунич, Мажибрадичи, Бартучевичи, Газаровичи (поэтические занятия, как видно, переходили из рода в род), Алоизий Баффо, П. Дивнич, И. Зоранич — все подвизались в любовной лирике, в переводах с древних языков, с итальянского. К этому же времени относятся Раньина (1535—1 6 07), переводчик Тибулла, Пропорция, Маршала, и Златарич, переводивший Тассо, Софокла, Овидия и писавший стихи в честь Флоры Цуццери, женщины необыкновенного ума, красоты и литературного образования; современники Златарича называли Флору Цуццери рагузанской Аспазией. Около этого времени появляется и самый выдающийся дубровницкий поэт — Иван Гундулич (1588—1638; см.). Двоюродный брат Гундулича, Юний Пальмотич (1606—1657), стремился к народности, усердно изучал народный язык, желая очистить литературный язык от итальянского элемента. Его поэма "Христиада" высоко ценится хорватскими патриотами. Из рода Пальмотича вышли еще два поэта — Юрий и Яков († 1680). Последний известен своей поэмой "Dubrownik ponovljen", написанной после землетрясения 1667 г. Хотя конец X V II в. еще очень богат писателями (2 Менчетича, 4 Бунич-Вучичевича), но ни один из них не возвысился до истинно поэтических произведений. Внуку знаменитого Гундулича, Ивану Гундуличу (1677—1721), удается временно пробудить дубровницкую литературу; но после него она опять замирает. Из последующих писателей можно отметить драматического писателя Гледьжевича († 1728) и Игнатия Джорджича (1675—1737); затем в дубровницкой литературе наступает полное подчинение итальянскому псевдоклассицизму. Преемники Джорджича известны только как переводчики Мольера, Корнеля, Метастазия, Гольдони и др. Замечательным явлением, но совершенно одиноким, представляется деятельность Андр. Качича-Миошича, серьезного ученого, большого любителя родной старины. В то время как повсюду народное творчество находилось в полном пренебрежении, Качич-Миошич первый обратился к изучению народной поэзии. Под ее влиянием он издал книгу песен "Razgovor ugodni naroda slovinskoga" и в поэтической их форме изложил всю национальную историю. Эта книга Миошича оказала большое влияние на славянское возрождение; между прочим, из сборника Качича аббат Фортис заимствовал "Жалобную песню Асан-Агиницы", которая в переводе Гете попала в сборник Гердера ("Stimmen der V ö lker") и обошла весь свет, давая самое выгодное представление о поэтических достоинствах народной славянской поэзии. Из писателей-прозаиков, живших до XVIII в., можно отметить историков Гетальди († 1471), H. Раньину, В. Тибуртини, Черву († 1527), Ф. Гундулича (отца поэта), Иак. Луккари, Н. Бунича. Кроме того, Д. славился своими художниками. Один из них, Юрий Кловио, был прозван в Италии "маленьким Микельанджело". Под влиянием демократических движений 1848 г. замечается вновь оживление в Д. Возникает литературный кружок (братья Пуцичи, Казначич, Родопич, бр. Баны), который издает альманах "Д." на сербск. языке, а для того, чтобы лучше влиять на романизованных соотечественников, изд. на итальян. языке газету "L'avvenire" с лит. прилож. "La Settimana". В дальнейшем своем движении дубровницкая литература всецело сливается с сербохорватской.
Литература. Ф. Аппендини, "Notizie storico-critiche sulle antichit à. storia e letteratura de'Ragusei" (Рагуза, 1803); Гебгарди, "Geschichte von Ungarn" (Лейпц., 1871 — первый опыт ученой обработки дубровницк. истории); Энгель, "Gesch. des Freystaates Ragusa" (В., 1807); Евc. Сальверт, "De la civilisation: Venise et Raguse"; герц. Ант. Сорго, "Fragments sur l'histoire politique et litt éraire de l'ancienne Ré publique de Raguse et sur la langue slave" (П., 1839); Матв. Бан, "Z èrcadlo povêstnice Dubrova čke", в альманахе "Dubrovnik" (1849—52); А. Майков, "История сербского яз. по памятникам, писанным кириллицей, в связи с историей народа" (М., 1857); В. Макушев. "Исследов. об исторических памятниках и бытописателях Д." (СПб., 1867); его же, "Мат. для ист. дипл. снош. России с Рагузской республикой" (1865); Шафарик, "Geschichte der s ü dslavischen Litteratur" (т. II, Прага, 1865); "Slovnik Naučny" (Прага, 1863); Ягич, "Historija književnosti naroda hrvatskoga i srbskoga" (Загр., 1867); A. H. Пыпин, "Ист. слав. лит." (I, СПб., 1879), Ad. Rząż ewski, "Zloty wiek literatury D." ("Pami ę tnik Akad. Umiej ę tno ś ci w Krakowie", wydz. filol. i histor.-filoz. V, 1880); Stan. Ciszewski, "Folklorystyka chorvacka-serbska" ("Висла", 1891); Фр. Рачки, " Na ćrt hrvatske historiografie od 1835 do 1885 godine" ("Rad jugoslavenske akad. znan. i um. u Zagrebu", кн. LXXX, 1886); Хорватская библиография Кукульевича-Сакцинского; А. Раvic, "Histor. dubrovačke drame" (Загр., 1871); "Писатели Д.", издание загребской акд. наук ("Stari pisci hrvatski", кн. 1—17); Гр. Орсата-Почич, "Славянск. антолог." и др. По документальной истории: "Monumenta spectantia historiam slavorum meridionalium" (кн. X—XIII); Шафарик, "Acta archivi Veneti" (Белгрод, 1861); Миклошич, "Monument a serbica" (Вена, 1868) и др. По истории законодательства, кроме сочинений Губе, Мацеевского, А. Рейца — К. Войнович, "О drż avnom ustrojstvu republike Dubrova čke" (в "Rad. jug. akad." кн. СIII за 1891 г.). Перевод отрывков из дубровских поэтов, со статьей проф. Будиловича, в Сборнике Н. В. Гербеля: "Поэзия славян" (СПб. 1871).
К. Арабажин.