Акционерное общество Ю.А. Меллера «Дукс», первое самолётостроительное предприятие в Москве, одно из ведущих в отрасли. Учреждено в 1900. Директора — Ю.А. Меллер (в 1915 в ходе антинемецкой кампании взял новую фамилию Брежнев), В.В. Рот. Основной капитал 350 тыс. рублей. В Москве обществу «Дукс» принадлежали завод по производству автомобилей, велосипедов, малолитражных мотоциклов, дрезин, моторных саней и магазин по продаже продукции. В 1910 на заводе «Дукс» построен дирижабль «Ястреб» (проект конструктора А.И. Шабского), в 1912 налажено производство самолётов «Фарман»; в том же году общество «Дукс» победило на конкурсе военного ведомства и получило его заказы. в конце 1912 — начале 1914 построено 55 «Ньюпоров» и 95 «Фарманов». В 1913 построен самолёт «Меллер» по проекту итальянского лётчика и конструктора Ф.Э. Моска. Самолётостроительными работами на заводе «Дукс» руководил инженер В.В. Бартошевич, аппараты испытывали лётчики А.М. Габер-Влынский и Б.И. Россинский. Для консультаций привлекались Н.Е. Жуковский, Н.Р. Бриллинг, С.П. Тимошенко, В.П. Ветчинкин. К 1914 выпускалось в среднем 10—12 самолётов в месяц; рабочих около 500 человек. В первую мировую войну «Дукс» стал вторым по значению (после самолётостроительного отдела акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода) авиазаводом России. В конструкторском бюро завода работали Н.Н. Поликарпов (впоследствии видный советский авиаконструктор), военный инженер А.В. Нестеров. К концу 1916 на заводе выпускалось до 100 самолётов в месяц. Число рабочих выросло с 1,5 тыс. человек в августе 1916 до 2,1 тыс. человек в ноябре. В 1917 выпуск самолётов снизился до 50—60 в месяц. В советский период «Дукс» — одно из ведущих авиационных предприятий «Знамя труда».
Литература: Дузь П.Д., История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 года), 2 изд., М., 1979; его же, История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 года — октябрь 1917 года), М., 1989, с. 42—48.
С.В. Воронкова.
(Dux), или вождь — тема в несколько тактов, которой начинается фуга. Эта тема проходит через все сочинение и служит главным его содержанием. Д., повторенный другим голосом в тональности квинтою выше первоначальной, называется спутником или товарищем (Comes).
Н. С.