душа, души, вин. душу, мн. души, душам жен.
1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.
2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
3. Внутренний, психический мир человека. «В душе росло внимание к человеку.» М.Горький. «Душа поэта встрепенется.» Пушкин. «А душу можно ль рассказать?» Лермонтов. «Душа стесняется лирическим волненьем.» Пушкин. Излить душу кому-нибудь.
4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. Человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. «И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге.» А.Тургенев. «Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.» Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный).
5. Чувство, отзывчивость, пыл. Говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.
6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества.
7. перен. Сущность, самое главное (книж. устар.). «Сказуемое - душа предложения.» Потебня.
8. Человек (разг.). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души?
• по душе (разг.) - 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? от (всей) души (разг.) - искренно, от доброго сердца. от души желаю вам успеха. Жить душа в душу (разг.) - дружно, в согласии. в душе - 1) про себя, мысленно. он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах. 2) по своим природным наклонностям. он поэт в душе. для души (чаще ирон.) - для удовлетворения каких-нибудь внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. без души - 1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.). она без души от мужа. 2) без памяти, безотчетно (устар.). «пустился без души домой.» крылов. нет за душой у кого (разг.) - 1) совсем нет. ни гроша за душой (нет). 2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. у этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (разг.) - высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (разг.) - нет склонности, расположения к кому-чему-нибудь. Лежит на душе (разг.) - заботит, гнетет. Кривить душой - см. кривить. Брать на душу что (устар.) - принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (разг.) - сильно любить, обожать кого-нибудь. с души тянет или воротит (разг. фам.) - противно, отвратительно. Душу мутит (разг.) - то же значение. Душа не принимает (разг.) - 1) пресыщен, больше не хочется; 2) не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (разг.) - довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. в чем душа держится (разг.) - о ком-нибудь очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (разг.) - без всяких ограничений, вдоволь. Душой и телом (разг.) - вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. ни душой ни телом (разг.) - совершенно не. не виноват ни душой ни телом. до глубины души и т.п. выражения - см. глубина. Душа на распашку у кого (разг.) - о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте - см. место. Душа в пятки ушла (разг. шутл.) - очень испугался. Положить душу за кого-что (книж. устар.) - и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь пожертвовать жизнью. Мертвая душа - фиктивно числящийся где-нибудь, в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. "мертвые души"гоголя). Отдать богу душу (устар.) - умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (разг. шутл. устар.) - об икоте. Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (прост.) кому - 1) завладеть чьим-нибудь вниманием, втереться кому-нибудь в доверие; 2) суметь выведать у кого-нибудь что-нибудь, касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т.п.; разг.) - дружески, искренно, откровенно. За милую душу (разг. фам.) - не задумываясь, охотно (сделать что-нибудь дурное). Он и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь.
(в науке) душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений; в обыденном словоупотреблении — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи.
(гр. psyche, лат. anima)
понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие души восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного, покидающей его во время сна или в случае смерти.
............
англ. soul, нем. Seele, фр. ame.
☼ в большинстве религий мира бестелесный, бессмертный элемент, источник жизни физического тела. Идея души существует во всех человеческих культурах, хотя может принимать разные формы и смысловые оттенки. В самом общем смысле душа — принцип жизни; начало, "оживотворяющее" тело. Характер связи души и тела понимается в разных традициях различно, уникальность связи души и тела в христианской культуре противостоит идеям переселения душ в индуизме, буддизме, греческой религии и философии. Соответственно, с разделением души и тела во многих культурах связывается смерть, а также "пограничные" состояния сна, болезни, транса и т.д. Концепция Д. связана со стихийным гилозоизмом, представлением об одушевленности материи, аналогичным буддийскому учению об атмане (в брахманизме — Брахма) — всемирной Д. Первичное разделение предметов на "живые" и "мертвые" в первобытных верованиях привело к обозначению термина "Д." в различных языках через "дыхание" (в христианской догматике "Д." и "дух" различаются как личностное и надличностное начала). Традиционно ассоциирование Д. с разными функциями и органами тела: кровью (иудаизм), носом (индейцы Анд), сердцем (др.-егип. "Сказка о двух братьях", русский фольклор — Кащей), мозгом (концепция Галена). Платон и платоники (Филон Александрийский) различали "разумную Д.", помещавшуюся в голове, и "неразумную Д.", состоящую из двух частей — "мужества" в груди, "вожделения" в животе. Многим народам мира известно представление о множественности душ; у горноалтайских народов, имевших термин для общего понятия Д. (сюне), признавалось существование семи видов души: тын — собственно дыхание; кут — жизненная сила человека; джула и сюр — двойник, способная к передвижению отдельно от тела; аруу кёрмёс и джаман кёрмёс — душа или дух покойника (добрая и злая); и соответственно их материализации — джел-салкын ("ветерок", живет в раю) и юзют (вихрь, обитает в подземном царстве). Несколькими Д. наделяли человека эвенки. В отечественной науке явственна тенденция не применять термин Д., рассматривая ранние представления о "душах", характерные, в частности, для культур народов Сибири.
В Древнем Египте признавалось существование разных видов Д. (ка и ба). Часто Д. ассоциировалась с тенью (в отличие от людей вампиры, упыри не имеют тени), с отражением лица или тела на воде, зеркале, с портретом, что сближает понятия Д. и двойника. Для ранних этапов развития культуры характерно представление о зооморфной Д.; широко распространен в верованиях разных народов образ Д.-птицы. В поздних религиях Д. изображается в виде принадлежащего ей тела, нередко прозрачного, с крыльями и т.д. По В. Вундту, концепция "свободной Д." (псюхе) возникла позднее учения о "телесной Д.". Э. Тайлором и Г. Спенсером разработана теория анимизма как формы и даже универсальной стадии религии, не разделяемая в наше время многими специалистами. Дж. Фрэзер приводит многочисленные примеры поверий о вселении человеческой Д. в животных, что послужило выработке им концепции тотемизма.
В разных религиях резко противопоставлены Д. и тело; этот принцип находит крайнее выражение в аскетизме. В католицизме (томизм) идеально полным существование признается только при условии союза души и тела, тем самым обосновывается библейский тезис о телесном воскресении всех умерших на Страшном суде. В индуизме и буддизме бессмертие Д. видится в метемпсихозе, реинкарнации, сансаре; в иудаизме фарисеи, в частности, считали, что добрая Д. возвращается в человеческое тело для новой жизни, а злая пребывает в вечном изгнании. Согласно представлениям, принятым в православии после смерти человека Д. первые три дня обитает в близости от тела, затем предстает перед Богом, который посылает ее до девятого дня осмотреть рай; затем Д. идет в ад — увидеть муки грешников, на 40-й же день она опять является к Богу и ее судьба решается окончательно до Страшного суда. Эта концепция — частная разработка общего учения о бессмертии Д.
В культурной истории и антропологии исследование представлений о душе, бытующих в различных культурах, выполняют роль своего рода фокуса, отражающего общую картину мира и ментальный склад данной культуры, этноса, группы и т.д.
Лит.: Франк С.Л. Душа человека. М., 1917; Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976; Баскаков Н.А. Душа в древних верованиях тюрков Алтая//Советская этнография. 1973. N 5. С. 108-113; Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991; Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение народов Нижнего Амура. М., 1991; Frey J. Tod, Seelenglaube und Seelenkult in alten Israel. Leipzig, 1889; Rohde E. Psyche. Tubingen, 1925. Bd. 1-2; Jung C.G. Seelenprobleme der Gegenwart. Z., 1950.
С.Я. Серов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Без души -
1) жестокий, бессердечный
2) (делать что-либо) без желания, воодушевления и т. п.
3) в восторге, в восхищении
Бередить душу - воскрешать какие-то эмоциональные воспоминания, вызывать душевное волнение
Брать (взять или хватать) за душу - волновать, возбуждать, вызывая глубокие переживания
Бумажная душа - о бюрократе
В душе -
1) внутренне, мысленно
2) по своим склонностям
В чем душа (только) держится - о хилом, болезненном человеке, больном человеке
Вдохнуть душу - оживить, возродить что-либо
Взять, брать (или принять) что на душу (или на свою душу) - принять на себя ответственность за что-либо
Влезть (или залезть и т. п.) в душу кому -
1) втереться в чье-либо доверие, добиться расположения кого-либо
2) путем назойливых расспросов проникнуть в личную, интимную жизнь кого-либо
3) вызвать чувство привязанности, доверия, любви
Вложить душу - отдать все силы, всю энергию чему-либо
Входить в душу -
1) добиваться чьего-либо доверия
2) глубоко волновать, становиться предметом постоянных раздумий, размышлений
Вынимать душу из - подвергать душевным пыткам
Душа в пятки ушла - о сильном испуге, внезапном страхе
Душа лежит к чему - испытывать расположение, симпатию к чему-либо, кому-либо
Душа нараспашку - о простом, откровенном человеке
Душа не принимает прост. - совсем нет желания, не хочется или противно есть, пить что-либо
Душа радуется - о хорошем настроении, гордости за что-либо
Души не чаять - сильно любить кого-либо
Душой и телом - вполне, целиком
(Жить) душа в душу - дружно, в полном согласии
За душой есть (имеется) - о наличии у кого-либо чего-либо
За душой нет - об отсутствии у кого-либо чего-либо
За милую душу -
1) охотно, с удовольствием
2) отлично, прекрасно
3) не задумываясь, без долгих размышлений (часто неодобр.)
4) несомненно, с легкостью, вне всякого сомнения, наверняка
Заглянуть в душу - разобраться во внутреннем мире, чувствах кого-либо
Заячья душа - о трусливом, робком человеке
Излить душу - высказать откровенно, до конца самое заветное
Не чаять души - очень сильно, безгранично любить кого-либо
Ни душой ни телом (не виноват) - нисколько, совсем
Ни одной живой души - абсолютно никого
Кривить душой - быть неискренним, лицемерить
Мертвые души -
1) несуществующие на самом деле люди, которых используют для получения каких-либо выгод
2) бесполезные для чего-либо люди
Отвести душу -
1) удовлетворить какое-либо сильное желание
2) высказать кому-либо то, что наболело, поделиться своими переживаниями
Отдать богу душу - умереть
Открыть душу - поделиться с кем-либо своими переживаниями, мыслями, тайнами и т. п.
Отпустить душу на покаяние шутл. - отпустить, не трогать, оставить в покое кого-либо
По душам (по душе) (поговорить, разговориться и т. п.) - по-дружески, искренно, откровенно
По душу (являться и т. п.) прост. шутл. - за кем-либо
Положить душу за кого-что - отдать жизнь, пожертвовать жизнью
Положить душу - затратить много усилий, приложить много стараний, занимаясь чем-либо
По душе - нравится, по вкусу
Родственная душа - о близком для кого-то по интересам, духу человеке
С души воротит -
1) тошнит
2) противно, нет сил
Стоять (или торчать) над душой - неотступно находиться около кого-либо, надоедая, надоедливо, назойливо приставать с чем-либо, просить о чем-либо
Чего душа пожелает - все, что только можно хотеть
Чернильная душа - о бюрократе
понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "Д." стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81)
плоть
тело
По душе (разг.)
1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу.
► -Этот человек мне по душе.
2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно.
► Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу?
От (всей) души (разг.) - искренно, от доброго сердца.
► От души желаю вам успеха.
Жить душа в душу (разг.) - дружно, в согласии.
► Душа в душу прожили они сорок лет.
В душе
1) про себя, мысленно.
► Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах.
2) по своим природным наклонностям.
► Он поэт в душе.
Для души (чаще ирон.) - для удовлетворения каких-н. внутренних потребностей, интересов.
► Инженер для души занялся игрой на скрипке.
Без души
1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.).
► Она без души от мужа.
2) без памяти, безотчетно (устар.).
► Пустился без души домой. Крылов.
Нет за душой кого (разг.)
1) совсем нет.
► Ни гроша за душой (нет).
2) об отсутствии прочных, искренних убеждений.
► У этого писателя ничего за душой нет.
Отвести душу (разг.) - высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать.
► При встрече подруги отвели душу.
Душа не лежит к кому-чему (разг.) - нет склонности, расположения к кому - чему- нибудь.
► Душа не лежит к домашним заботам.
Лежит на душе (разг.) - заботит, гнетет.
► С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа. К. Паустовский.
Кривить душой - поступать против совести, говорить неправду.
► Я никогда не кривил душой.
Брать на душу что (устар.) - принимать на свою моральную ответственность.
► Не бери грех на душу.
Души не чаять в ком (разг.) - сильно любить, обожать кого-н.
► Он просто души не чаял в своей невесте.
С души тянет или воротит (разг. фам.) - противно, отвратительно.
► С души воротит читать некоторые газеты.
Душу мутит (разг.) - противно, отвратительно.
► Душу мутит читать некоторые газеты.
Душа не принимает (разг.)
1) пресыщен, больше не хочется;
2) не в состоянии вследствие отвращения.
► А по мне хоть и вовсе не есть; ничего душа не принимает.
Вымотать (всю) душу кому (разг.) - довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени.
► Своими выходками ты мне всю душу вымотал.
В чем душа держится (разг.) - о ком-н. очень болезненном, хилом.
► Бледный, худой - в чем душа держится.
Сколько душе угодно (разг.) - без всяких ограничений, вдоволь.
► Можешь гулять, сколько душе угодно.
Душой и телом (разг.) - вполне, во всех отношениях.
► Предан душой и телом.
Ни душой ни телом (разг.) - совершенно не.
► Не виноват ни душой ни телом.
В глубине души, из глубины души, до глубины души, от глубины души (книжн.) - о чем-н., происходящем в интимных, наиболее скрытых, внутренних областях сознания, исходящем из них, доходящем до них.
► В глубине души он оставался еще недоволен. Стон вырвался из глубины души. Я потрясен до глубины души.
Душа на распашку у кого (разг.) - о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать.
► Добрый малый, душа на распашку.
Душа не на месте - не чувствовать себя спокойным, тревожится.
► Сразу было видно, что у него душа не на месте.
Душа в пятки ушла (разг. шутл.) - очень испугался.
► Стрельба такая, что душа уходит в пятки.
Положить душу за кого-что (книжн. устар.) - пожертвовать жизнью.
► За правое дело они положили душу.
Отдать богу душу (устар.) - умереть.
► Долго он стонал, но все слабей и понемногу затих и душу отдал богу. Лермонтов.
Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (простореч.) кому
1) завладеть чьим- н. вниманием, втереться кому-н. в доверие;
2) суметь выведать у кого-н. что-н., касающееся его интимной жизни.
► Не надо влезать мне в душу.
По душам с кем (говорить, беседовать и т.п.; разг.) - дружески, искренно, откровенно.
► Дaвай поговорим по душам.
За милую душу (разг. фам.) - не задумываясь, охотно (сделать что-н. дурное).
► Он и украдет за милую душу.
Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-н. от кого-н.
► Отойди, не стой над душой.
♦ "Чем больше я всматриваюсь в доктора, тем больше мне кажется, что его душа — это общественный магазин, принадлежащий всем классам и сословиям. Каждый берет свой любимый товар и уходит удовлетворенный. А интеллигентная докторская совесть стоит за прилавком и следит за тем, чтобы не было отказа покупателям. В один прекрасный день все товары будут разобраны. Докторская совесть, в сознании исполненного долга, радостно улыбнется, оглянется по сторонам и тут только заметит, что самого-то доктора нет в магазине, да никогда и не было" (Фельетон в "Летописи", 1916, 2, 240).
♦ "Гиря на душе все та же, но хоть твердо стоит и не ерзает" (из письма).
♦ Стихи — это выражение того, что на душе? да нет, это мы на душе у языка, и очень тяжелым камнем.
♦ "Некоторые колдуны устраивают настоящие убежища для блуждающих душ, и если кто-нибудь потерял свою душу, то он может за установленную плату достать здесь другую" (Фрэзер).
♦ Карманы — "большие, накладные, глубокие — до дна души!" — заказывала М. Цветаева на пальто перед Россией (письма к А. Берг, 28 янв. 1938).
♦ "НН ходит ко мне в душу, как в собственный ватерклозет", — жаловался кто-то в мемуарах акад. А. Н. Крылова.
(Нефеш, руах, нешама)
Нефеш, руах, нешама - три синонима для обозначения Д. в Св. Писании. Чаще всего встречается слово "нефеш". Сначала слово "нефеш" обозначало всякое живое существо и употреблялось в связи со словом "хая" ("живая") (Быт. 1,20; 11,7 и др.); затем стало обозначать также личность, человеческий индивидуум. Слова "нефеш" и "нешама" буквально обозначают "дыхание". А при выдыхании явственно ощущается движение воздуха, похожее на ветер - "руах".
Вера в вечность Д. - один из важнейших принципов иудаизма со времен Талмуда*, о чем свидетельствует древняя молитва, которая приводится в трактате "Брахот": "Бог мой! Душа, которую Ты мне дал, - чиста; Ты создал ее во мне, Ты вдохнул ее в меня, и Ты хранишь ее внутри меня [...] Благословен Ты, Господи, возвращающий души в бренные тела". А в мидраше* Сифрей сказано о стихе: "Да назначит Господь, Бог духа всякой плоти..." (Чис. XXVII, 1.): из написанного вытекает, что всякий дух происходит от Него.
Тело и Д. пытаются обвинить друг друга в совершении грехов. Вот рассказ из Талмуда: Сказал Антонин р. Иегуде hа-Наси: тело и Д. могут избавить себя от суда. Каким образом? Тело скажет: Д. грешила, ибо с того дня, как она покинула меня, лежу я в могиле недвижимо, как камень, и не грешу. А Д. говорит: тело грешило, ибо с того дня, как я покинула его, витаю я в воздухе, словно птица. Сказал ему р. Иегуда: Приведу тебе притчу: Чему это подобно? - Царю из плоти и крови, у которого был прекрасный сад, и были в нем прекрасные плоды; и поместил он в саду двух сторожей, одного хромого, а второго слепого. Сказал хромой слепцу: прекрасные плоды вижу я в этом саду, ну-ка, усади меня на себя, сорвем их и съедим. Залез хромой на слепца, сорвали плоды и съели. Через некоторое время пришел хозяин сада и говорит им: "Где же прекрасные плоды?". Сказал ему хромой: "Разве есть у меня ноги, чтобы я мог добраться до них?". Сказал ему слепой: "Разве зряч я, чтобы увидеть их?". Что же сделал [царь] ? - Посадил хромого на слепца и судил их вместе. Так и Господь: приносит Д., помещает ее в тело и судит их купно (Санг., XCI).
Цдуким не верили в бессмертие Д., как не верили и в воскресение мертвых, и говорили, что существует только один мир. Поэтому, в противовес им. постановили произносить каждое утро молитву: "Властитель мой, душа, которую Ты дал мне..." (см. Прушим и цдуким*).
Вера эта особенно подчеркнута в трудах еврейских мудрецов Средневековья. Р. Саадья Гаон пишет в своей книге "Верования и мнения", что "Душа и тело созданы были вместе в начале Творения: "И создал Господь Бог человека из праха земли, и вдохнул в ноздри его живую душу" (Быт. 11,7); поэтому одна им награда и одна кара. Большая часть людей бессильна понять это. Некоторые думают, что кара и награда предопределены только Д., другие думают - что только телу". По мнению Саадьи Гаона, кара постигает тело и Д. вместе. Вера в бессмертие Д. - одиннадцатый догмат в "Тринадцати догматах веры"* Рамбама*.
Согласно сказанному в книге "Зогар"*, Д. человека - отражение высших сфер. Она связана с ними непрерывно, и связь эта вечна. Если Д. сходит в низший мир и соединяется с плотью тела, это не означает принижения Д. Напротив, это огромная заслуга ее: она выполняет великое назначение - участвует в акте Творения, поднимает все то, что находится с ней в контакте, на высшую ступень, освещает все светом Божьим, а затем сливается, излучая свет, с вечным источником света. Но только выполнив свое высокое назначение, возвращается Д. к своему источнику. "...Д. призываются к суду еще до того, как они приходят в мир, но не подлежат суду после того, как покидают мир. Сколько перевоплощений и таинственных деяний совершил Господь с душой! Сколько неприкаянных Д. странствует по этому миру и не могут проникнуть через завесу Его престола... И люди не знают и не чувствуют, какие метаморфозы проходят Д., словно камень, выпущенный из пращи" (Зогар II).
Д. праведников находятся в Божьих руках и стоят выше ангелов Божьих. Но если Д. столь возвышенны, почему они сходят в этот низший мир, и почему они покидают его? Чтобы выполнить возложенное на Д. обязательство и возвысить материальный мир Торой* и заповедями.
В учении Хабад говорится о двух Д. Одна облекается в плоть и кровь, чтобы дать жизнь телу, другая - частица Божества, или Божественная Д. Первая Д. состоит из четырех элементов: огня, воды, ветра и праха, от которых происходят все дурные качества человека: леность, гордыня, злоба и т. д. Но есть в этой Д. и добрые качества, например, восприимчивость к добру, милосердие, бескорыстие и т. д. Она часто называется животной, или естественной Д. Вторая Д. состоит лишь из двух элементов, огня и воды, порождающих жажду к постижению бесконечности, восторженность и духовное наслаждение (см. Хасидизм*).
душ’а — чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмертного духа, который нельзя убить (Мат.10:28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян.4:32) или просто личность, человек (Иез.27:13 ; Деян.2:41 ; Отк.18:13). (см. человек)
Душа
♦ Âme
То, что оживляет тело и дает ему возможность двигаться, ощущать и чувствовать (латинское anima, греческое psuche). Следовательно, для материалиста это и есть само тело с его способностью к движению, восприятию ощущений и переживанию чувств. Входит ли сюда же способность к мышлению? Не обязательно.
Животное может ощущать и чувствовать (то есть имеет душу), но не способно к абстрактному мышлению (лишено разума). Одним словом, зверь он и есть зверь. Вот почему, рассуждая о той части нашего тела, которая имеет дело с истиной и идеями, лучше говорить не о душе, а о духе, или разуме (латинское mens, греческое nous). Душа и дух – отнюдь не одно и то же. Утрата одного и другого приводит к совершенно разным последствиям. Лишиться разума значит утратить способность здраво мыслить, то есть утратить свою связь с универсумом и стать пленником собственной души. Сумасшедший – такая же уникальная и неповторимая личность, как и любой другой человек, он точно так же обладает собственным «я», мало того – он весь обращается в это «я», полностью замыкается в нем, становится отрезанным от мира, от истины, от всего на свете, и в этом корень его безумия. Именно дух открывает нам окно в мир, и потому мы называем его разумом.
Душа всегда индивидуальна, единична, воплощена в конкретном человеке (не существует мировой души, как и души Бога). Дух скорее анонимен и универсален, даже объективен и абсолютен (если бы вселенная могла мыслить, она была бы Богом; если бы Бог существовал, он был бы духом). Ни один другой человек не способен чувствовать то же, что чувствую я, и тем же образом, каким чувствую я. Моя душа уникальна, как и мое тело. В то же время истинная идея, если она в самом деле истинна, одна и та же для меня и для любого другого человека (она во мне и в Боге, как говорит Спиноза). Вот эту связь с универсумом или с абсолютом (относительную для каждого из нас) я и называю духом.
Дух – это способ, каким мы прикасаемся к истине, освобождаясь от самих себя. Тогда душа – это уникальный и строго детерминированный способ существования в мире; это, как говорит Аристотель, тело в действии постольку, поскольку оно обладает жизненным потенциалом (подвижностью, способностью ощущать и чувствовать).
Так что свободен в нас дух, а не душа, точнее говоря, именно дух приносит нам освобождение, и для души это единственный путь к спасению, хотя конца этому пути нет.
, -й, ж.
1. Внутренний мир человека, его чувства.
* Так и рвётся душа из груди молодой! (А. Кольцов). *
2. О характере человека и о человеке - носителе тех или иных нравственных качеств, черт.
* Чёрствая душа. *
3. перен. Самая главная фигура в какой-н. деятельности; вдохновитель.
* Душа общества. *
4. разг. Человек.
* Будь плохинький, да если наберётся душ тысячки две родовых,- тот и жених (А. Грибоедов). *
♦ Душа не на месте. Беспокоиться.
♦ Душа ушла в пятки. Испугаться.
♦ нематериальная часть человеческого существа
А. Определение души
1. Основные понятия
♦ человек был создан цельным существом:
Быт 2:7
♦ душа упоминается в контексте смерти:
Еккл 12:7; Мф 10:28; Откр 6:9
2. Душа часто синонимична понятиям
♦ дух:
Еккл 12:7; Лк 1:46,47
♦ сердце:
Пс 18:8,9; 2Пет 1:19; Еф 1:18
♦ жизнь:
Пс 25:9; Пс 87:4
♦ все существо человека:
Пс 34:9,10
♦ я (т. е. человек):
Пс 129:5
3. Иногда душа выступает отличной от
♦ сердца:
Втор 4:29; Втор 6:5
♦ духа:
1Фес 5:23; Евр 4:12
Б. Что делает душа
1. Выражает человеческие эмоции
♦ успокоение:
Пс 22:4
♦ укрепление:
Пс 18:8
♦ радость:
Пс 34:9
♦ мужество:
Суд 5:21
♦ поддержку:
1Цар 14:7
♦ скорбь:
1Цар 1:10,15; Иов 30:25
♦ печаль:
Мф 26:38
♦ горесть, горе:
Иов 7:11
♦ потрясение:
Пс 6:4
♦ уныние:
Пс 41:6,12
♦ упадок, депрессия:
Плач 3:20
2. Имеет духовные потребности
♦ жаждет Бога:
Пс 41:2,3
♦ стремится к Богу:
Пс 83:2,3
♦ ищет Бога:
Втор 4:29
♦ успокаивается, находит отдохновение в Боге:
2Пар 15:12; Пс 61:2,6
♦ ждет Бога:
Пс 129:5,6
♦ обращается к Богу:
Втор 30:10; 3Цар 8:48
♦ укрывается в Боге:
Пс 56:2
♦ любит Бога:
Втор 6:5; Втор 13:3
♦ служит Богу:
Втор 10:12; Нав 22:5
♦ повинуется Богу:
Втор 30:2; 4Цар 23:3
♦ хвалится Богом:
Пс 33:3
♦ славит Бога:
Пс 102:1,2,22
♦ вопиет к Богу:
Откр 6:9,10
В. Что Бог делает для души
♦ искупает:
Пс 48:16
♦ освобождает:
Пс 55:14
♦ спасает:
1Пет 1:9
♦ дает надежду и служит якорем для нее:
Евр 4:12
♦ (ENG soul)
(др.-евр. nephesh, греч. psyche, лат. anima)
изначально "душа" является принципом жизни (Быт. 2:7). Для евреев она обозначала союз людей как живых существ. В Новом Завете "душа" относится также к человеческой жизни (Мф. 2:20) или существованию после смерти (Лк. 21:19).
Syn: см. характер
понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
ДУША, и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж.
1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом комун. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чемун. (нет расположения, интереса к кому-чемун.). Д. не принимает чегон. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у когон. (неотступно находиться около когон., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу комун. (бестактно вмешиваться в чьюн. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать чтон. (на свою совесть; разг.). За душу берёт чтон. (очень волнует, трогает). За душу тянуть когон. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из когон. (измучить чемн. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у когон. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстаётся (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).
2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д.
3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.
4. перен., чего. Вдохновитель чегон., главное лицо. Д. всего дела. Д. общества.
5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека).
6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская д. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях, фиктивно числящихся гден.).
• Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) мучить чемн. надоедливым, томительным.
Души не чаять в ком (разг.) очень любить. Души не чаять в детях.
Душа моя! (разг.) в обращении: милый (ая).
Душа-человек (разг.) очень хороший, отзывчивый человек.
Без души без воодушевления, без подъёма.
С душой отдаваясь целиком, с вдохновением.
В душе 1) мысленно, про себя. В душе согласен; 2) по природным склонностям. Поэт в душе.
Для души (разг.) для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов.
По душе (разг.) нравится. Работа ему по душе.
За душой нет ничего у кого ничего нет у когон.
По душам (говорить, беседовать) откровенно.
С дорогой душой (разг.) очень охотно.
За милую душу (разг.) легко, без усилий.
Как бог на душу положит (разг.) как придётся, кое-как.
С души воротит от чего (прост.) о чувстве отвращения.
| уменьш.-ласк. душенька, и, ж. (к 1 и 2 знач.)
| пренебр. душонка, и, ж. (к 1 и 2 знач.).
| прил. душевный, ая, ое (к 1 знач.) и душевой, ая, ое (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу населения). Душевой надел.
Душа (в философском смысле) — см. Психология.
Душа (в этнологическом отношении). — Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливается чем-то отличным от нашего тела, хотя и связанным с ним или имеющим в нем свое местопребывание, свойственно, по-видимому, всему человечеству и может быть констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых первобытных племен. Происхождение этого верования может быть сведено в конце концов к самочувствию, к признанию своего "я", своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом. Это "я", это нечто духовное или, в более примитивном представлении, это движущее начало, эта "сила", находящаяся в нас, — и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о "душе". Но подобное же движущее начало представляют, кроме человека, животные, растения, даже многие предметы неорганической природы. Волнующееся море, сверкающая молния, завывающий ветер, бегущее по небу облако, горящий огонь, низвергающийся с горы камень — точно так же, как и тикающие часы, играющая табакерка, движущийся пароход — все это способно вызывать представление о двигающей или проявляющейся силе, а так как сила, по аналогии с человеческой, предполагает ее производителя, некоторую действующую личность, то во всех этих формах или проявлениях силы и движения можно тоже предполагать некоторое "я", некоторое движущее начало или "душу". И действительно, многие дикари пользуются одним и тем же словом, обозначающим у них "Д.", для названия всего выказывающего известную силу или движение, но невидимого или непонятного, как напр. механизма часов и т. п. В приложении к человеческой Д. убеждение в ее отдельности от тела и способности покидать последнее могло возникнуть и укрепиться на основании наблюдений над явлениями сна, обморока, смерти. Человк во сне недвижим; не видит, не слышит, но может чувствовать себя в различных положениях, посещать различные местности, говорить с различными лицами, даже давно умершими. После обморока человек "приходит в себя", т. e. Д. его возвращается в тело. Наконец, в случае смерти Д. покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman — дух, дыхание, Д.: spiritus, ψυχή, πνεΰμα и т. д.). По вопросу, где именно имеет Д свое местопребывание в теле, мнения народов разнятся между собою. Полинезийцы считали местопребыванием ее полость живота. Караибы, сиамцы помещали Д. в сердце и жилах, папуасы и евреи — в крови (подобно тому, как и Цицерон полагал, что spiritus diffunditur per arterias, а Цельзий, что venae spiritui accommodatae sunt); другие — в груди, голове, печени. При смерти Д. выходит из тела (через рот), но дальнейшая судьба ее различными народами также понимается различно. Д. может оставаться поблизости тела, бродить около него, находиться в окрестностях, или она может уходить далеко, на горы, в пустыню, плыть вниз по реке, удаляться за море, спускаться в недра земли или подниматься вверх, за облака, на небо; наконец, она может переселяться в другие существа, воплощаться, например, в различных животных. В конце концов, она может соединиться с телом, если последнее сохранилось или тело составляло для нее только бренную оболочку, покинув которую, Д. достигает высшего, блаженного состояния, соединяется с общей мировой Д. и т. д. Все подобные верования, усложняясь и развиваясь с ходом культуры, оказывают влияние на отношение к умершим, на погребальные обряды. Вообще не только дикари, но и народы, достигшие уже довольно значительной культуры, склонны воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим, чем и объясняется погребение умерших в одежде, с украшениями, орудиями, оружием, пищей, посудой, домашними животными, рабами и т. д.; помещение их в могиле и гробнице, похожей на пещеру, землянку, шатер; снабжение их лодкой, лошадью, оленями, собакой — для дальнего пути и пр. Животные и рабы при этом убиваются, да и неодушевленные предметы (напр., посуда, оружие) часто ломаются, так как в данном случае важны не они, а, так сказать, "души" их, которые, предполагается, будут служить душе их владельца. При веровании в вознесение Д. на небо приличным способом похорон является трупосожжение, когда пламя уносит вверх возгорающиеся элементы тела и положенных с ним предметов; при веровании в переселение Д. подходящим является предоставление трупа на съедение животным и птицам; при развитии убеждения в конечном оживлении тела — сохранение последнего путем мумифицирования (см. Мумии). Во всех этих заботах об умерших можно видеть доказательство верования в загробную жизнь, в душу, а вместе с тем и проявление чувства почтения к умершему; но последнее не всегда основано на альтруизме, а во многих случаях скорее на эгоизме, на стремлении обезопасить себя от мести и злых действий покинувшего тело духа. На это указывает целый ряд погребальных обрядов и поверий, следы которых сохранились отчасти и в народных массах культурных племен, напр., вынесение покойника не через дверь (чтобы не вернулся), а через окно или нарочно проделанное отверстие; шествие на кладбище окольным путем; связывание и пеленание умершего; очищение себя после похорон огнем и т. д. Некоторые кочевые дикари в случае смерти родича оставляют труп и перекочевывают на другое место; другие, как только наступает агония, задушают умирающего, набрасывают на него кожи и крепко обвязывают ремнями и веревками. Покинувшая тело Д. становится, по воззрению многих народов, духом, сохраняющим известную волю и силу и способным проявлять их по отношению к живым. Отсюда страх перед душами умерших (особенно бывших сильными воинами или мощными шаманами), почитание и умилостивление Д. предков, даже отождествление их с злыми духами. Впрочем, понятие о Д. часто осложняется смешением первобытных верований с позднейшими философскими воззрениями или комбинацией различных представлений. Д. подразделяется на несколько, напр. на две, одну — выхождение которой констатируется сном, и другую — оставляющую тело при смерти; у китайцев одна Д. остается хранительницей дома, другая — могилы, третья невидимо принимает жертвенные дары; из тройной Д. римлян manes уходили в преисподнюю, anima или spiritus возносилась на небо, a umbra оставалась в гробнице и т. д. Различные виды или части Д. считались иногда пребывающими в различных частях тела: вест-индские индейцы помещали Д. в сердце, голове и руке, как познавание, чувство и волю; Платон полагал, что познавание имеет пребывание в голове, чувство — в груди, желания — в животе.