29 апреля 2024
450 тысяч слов
+52 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова евгений

все
Православный именослов. Справочник по именам и именинам
Топонимический словарь Амурской области
Русская Философия. Энциклопедия
Энциклопедический словарь

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

евгений

Благородный (греч.).

21 (8) января и 3 февраля (21 января) – мученик Евгений.

25 (12) февраля – преподобный Евгений.

4 марта (19 февраля) – преподобный Евгений исповедник, пресвитер Антиохийский.

10 марта (25 февраля) – праведный Евгений.

20 (7) марта – священномученик Евгений, епископ Херсонесский.

3 августа (21 июля) – мученик Евгений.

8 октября (25 сентября) – мученик Евгений Дамасский.

20 (7) ноября – мученик Евгений Мелитинский.

7 декабря (24 ноября) – мученик Евгений.

23 (10) декабря – мученик Евгений Кесарийский.

26 (13) декабря – мученик Евгений.

Топонимический словарь Амурской области

евгений

руч., пп руч. Ялынычевский (бассейн р. Сардангро) в Зейском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. по имени геолога-съемщика Ялынычева Евгения Владимировича, проводившего в данной местности геологическую съемку.

Русская Философия. Энциклопедия

евгений

(в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов)

(18(29). 12.1767, Воронеж - 23.02(7.03). 1837. Киев)

   православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778–1884) и Московской Славяно-греко-латинской академии (1784–1788). С 1789 г. - преподаватель, затем ректор Воронежской духовной семинарии. В1800 г. принял монашество, став учителем философии, красноречия и префектом Александро-Невской духовной семинарии в Петербурге. Последовательно занимал пост викария Новгородского (с 1804), епископа Вологодского (с 1808), Калужского (с 1813), Псковского (с 1816), митрополита Киевского (с 1822), был членом Российской Академии и "Общества истории и древностей российских". До посвящения в монахи Е. увлекался западноевропейскими просветителями, в частности перевел кн. Ф. Фе-нелона "Краткое описание жизни древних философов". В его взглядах содержались упования на всемогущество человеческого разума. Однако под влиянием своих учителей Платона (Левшина) и Тихона Задонского Е. уже водной из первых своих работ - в предисловии к кн. Л. Кокле "Похвальное слово чему-нибудь" (1787) прямо признает Божественное "ничто", исходя из апофатической традиции православной философии. В 90-е гг. он применяет выдвинутый Платоном метод анагогии к гуманитарным наукам, особенно к истории. Его герменевтический курс отмечен пристальным вниманием к "способности проникаться духом предмета" и "отыскиванию таинственного смысла в отдельных словах и сочетаниях слов". После принятия монашества (в результате смерти жены и троих детей) гл. темой писаний Е. становится синергический (см. Синергизм) "гений" или "дух" как "способность природная", не приобретаемая ни "опытом", ни "прилежанием". Наиболее ярко этот подход выражен в его оценках творчества лиц, включенных им в главный свой труд - "Словарь духовных писателей России" (1805–1827). Напр., в статье о своем учителе он подчеркивает "возвышение и плодовитость собственных мыслей", к-рые были присущи молодому Платону, а затем - зависимость его произв. от "Слова Божиего". Его исторические изыскания характеризуются большой эмпирической насыщенностью без попытки создать общую системообразующую идею. Тем самым соблюдалась анагогическая осторожность по отношению к "читательскому духу"

   без навязывания ему к.-л. концепций, лишающих его возможности иных толкований. Эта позиция определила и консервативные убеждения Е. с его последовательным неприятием всяких "новизнолюбовных" общественных теорий, к-рые, с его т. зр., стремились подавить творческий потенциал человека и подчинить его "букве" нового учения.

   С о ч.: Словарь исторический о бывших в России писателях духовною чина греко-российской церкви // Друг просвещения. 1805 (отд. изд. 1818. 1827, 1995); Словарь русских светских писателей. М., 1845. Т. 1–2; Собрание поучительных слов в разные времена… Ч. 1–4. Киев, 1834.

   Л и т.: Грот Я. К. Переписка Евгения с Державиным. Спб., 1868; Бычков А. Ф. О словарях российских писателей митрополита Евгения. Спб., 1868; Сперанский Д. Ученая деятельность Евгения // Русский вестник. 1885. № 4–6; Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804; Спб., 1888; Полетаев Н. И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви. Казань, 1889; Чис-тович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине текущего столетия. Спб., 1894.

   П. В. Калитин

Энциклопедический словарь

евгений

(Елевферий) Булгарис (1716 - 1806), греческий православный богослов. Преподавал на Афоне и в Константинополе, затем в Германии и России, где в 1775 Екатерина II назначила его архиепископом новооткрытой епархии Словенской и Херсонской.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc