евнух (евнух устар.), евнуха, муж. (греч. eunuchos, букв. охраняющий ложе). Кастрированный служитель в гареме. «Пред ним отворялися двери, встречал его мрачный евнух.» Лермонтов.
| Кастрат (устар.).
Латинское – eunuchus (охраняющий ложе).
Греческое – eunouchos (евнух, охраняющий постель).
В русский язык слово вошло в середине XVIII в. из западноевропейских языков (а именно – из немецкого языка), куда, в свою очередь, оно попало из греческого.
Значение слова «евнух», т.е. «кастрированный служитель, наблюдающий за женщинами в гареме», типично для всех языков, в лексику которых оно входит.
(от слов — брачное ложе и — иметь в своем ведении, хранении, отсюда — постельничий, хранитель ложа; Ис 56:3, 4 Цар 9:32, Мф 19:12, Деян 8:34-39). Хотя кастрация положительно запрещалась законом Моисеевым, и кастрированным лицам не позволялось даже являться в Скинию (Вт 23:1), но цари иудейские считали для себя позволительным пользоваться услугами евнухов, доставляемых из других стран. По свидетельству Геродота на Востоке был обычай кастрировать пленных, — обычай очень древний, введение которого приписывается Семирамиде. Восточный деспотизм требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные всех человеческих привязанностей. Этим объясняется высокое положение евнухов при восточных дворах. Восточные цари держали их в качестве стражей в своих гаремах (Есф 2:3), а также в качестве царедворцев, начальников войска и т. п. При Персидском и Турецком дворе главные должности как в древности, так иногда и доселе поручаются евнухам (Деян 8:27). На древних памятниках евнухов можно распознать по отсутствию бороды и опухлым лицам. Что касается слов Господа: «…есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для Царства Небесного» (Мф 19:12), здесь разумеется не телесное оскопление, которое само по себе не только не может приводить к царствию, но еще более удаляет от него, но оскопление духовное, т. е. добровольное, нравственное умерщвление плоти и страстей силою воли.
и ЭВНУХ, а, м.
Кастрированный служитель, наблюдавший за женщинами в гареме.
* ► Меж ними [девами гарема] ходит злой эвнух, И убегать его напрасно: Его ревнивый взор и слух За всеми следует всечасно. // Пушкин. Бахчисарайский фонтан // *
’евнух — кастрат, мужчина, лишенный посредством операции яичников, вследствие чего потерявший не только способность к воспроизведению потомства, но и соответствующие физические функции. У кастрированных изменяются и некоторые внешние характерные черты мужчин — исчезает борода, округляются черты, слабеет голос, но разум не притупляется и физическая сила иногда даже увеличивается, поэтому евнухи с древнейших времен ставились на служение (и часто высокое) при дворах и гаремах восточных царей. Закон относится отрицательно к этому (Втор.23:1), но евнухи были при дворах как израильских (3Цар.22:9), так и иудейских царей (4Цар.24:12 ; 1Пар.28:1). (см. скопцы)
хранитель ложа, постельничий, кастрат. Хотя кастрация была строго запрещена Законом Моисеевым, а евнухам запрещалось являться в скинию собрания, иудейские цари очень охотно пользовались услугами кастратов, привозимых из других стран. Как свидетельствует Геродот, на Востоке существовал обычай кастрировать пленных. Восточные деспоты требовали, чтобы при царском дворе служили люди, лишенные любых других человеческих привязанностей. Возможно, этим объясняется высокое положение, которого евнухи достигали при царских дворах. Восточные цари держали их для охраны своих гаремов, а также в качестве начальников войск, царедворцев и пр. На древних изображениях евнухов можно узнать по отсутствию бороды и пухлым лицам. Иисус говорил о том, что «есть скопцы, которые оскопили сами себя для царства небесного» (Евангелие от Матфея, 19, 12), здесь подразумевается не физическое увечье, а оскопление духовное, то есть нравственное и добровольное умерщвление плоти и страстей.
(от греч. eunuchos - блюститель ложа), кастрат, наблюдающий за гаремом.
ЕВНУХ, а, м. Скопец слуга в гареме. Не е. кто-н. (о том, кто свободно общается с женщинами, не чужд любовных связей).
| прил. евнушеский, ая, ое.
(греч.) — кастрат, в частности — оскопленный слуга, предназначенный к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е. упоминаются и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. По преданию, Периандр, тиран коринфский, отправил к Алиату, царю лидийскому, 300 керкирских мальчиков для оскопления. Поставленные в возможность действовать на восточн. властителей и непосредственно, и через любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали сильное влияние на ход государственных дел. История всего Востока полна рассказами об интригах Е., о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой сложился под влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и Е. (см. Евтропий). Магометанство, дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное распространение гаремов, увеличило потребность в Е. В султанском гареме главный Е. — кизляр-агаси (начальник девушек) — имеет под своим начальством других Е. В интригах сераля они играют видную роль; в Персии Е. иногда поручаются важные государственные должности. Жадность, скупость, жестокость — отличительные их черты. Е. бывают черные и белые; лишь первые совершенно лишены половых органов. Турция получает обыкновенно Е. из Египта; половина Е. умирает при варварской операции, совершаемой самыми грубыми орудиями. Из Е. известны в истории философ Фафорин, Аристоник, полководец Птолемеев, знаменитый Нарзес при Юстиниане, визирь Али при Сулеймане II. Моисеев закон положительно запрещал кастрацию и закрывал для оскопленных вход в Скинию; даже оскопленные животные не могли быть приносимы в жертву. Церковь не допускает оскопленных к епископскому сану. Об оскоплении под влиянием религиозного фанатизма см. Кибела и Скопцы; об оскоплении с целью образования певцов см. Кастрат.