05 мая 2024
450 тысяч слов
+52 за сегодня

Значения слова евреи

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Гаспаров. Записи и выписки
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Словарь Ушакова

евреи

евреи, евреев, ед. еврей, еврея, муж. Одна из народностей семитического племени.

Энциклопедический словарь

евреи

(самоназвание - йегудим, идн), народ. Численность 13,62 млн. человек (1992), в т. ч. в США ок. 6 млн., Израиле 4 млн., в Российской Федерации 551 тыс. человек (1992). Большая часть говорит на языке страны, в которой они живут. Часть евреев говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов (испанском, арабском, персидском и др.). Верующие в основном иудаисты. В диаспоре сложилось деление на ашкеназов и сефардов.

Словарь Ожегова

евреи

ЕВРЕИ, ев, ед. ей, я, м. Народ, исторически восходящий к древним семитским племенам (древним евреям), сейчас живущий в Израиле и во многих других странах.

| ж. еврейка, и.

| прил. еврейский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

евреи
  1. мн.
    1. Народность, состоящая из ряда этнических групп, исторически восходящих к одному из народов семитской языковой группы.
    2. Представители этой народности.
    3. Основное население государства Израиль.

Гаспаров. Записи и выписки

евреи

   ♦ (Рассказывала М. Климова в Худлите.) В электричку сел пьяный парень и стал поносить евреев. Соседняя старушка спросила: "И Горбачев еврей?" — И Горбачев, и Раиса. — "И Лигачев?" — И Лигачев. — "А ты сам?" — Не еврей, но хочу в Израиль.

   ♦ "М. К Тихонова сказала о Тынянове: он сделал Грибоедова евреем" (записи Л. Я. Гинзбург). "Так он и Пушкина сделал евреем!" — воскликнул О. Ронен. Лишь потом (МН, 1996, июнь) со слов Харджиева было напечатано, что любимым раздумьем Тынянова было: кто из русских писателей насколько был евреем?

Библейская энциклопедия арх. Никифора

евреи

(Еврей, Евреи, Еврейский)

   (пришлец; Быт 14:13) — слова употребляемые для означения народа еврейского, происшедшего от Авраама. Слово Еврей происходит или от патр. Евера, сына Салы, одного из предков Авраама, или от евр глагола Eber (переходить через), что значит пришлец чужой земли. Народ известный под именем Евреев пришел в Ханаанскую землю через Евфрат, и потому естественно, что Хананеи назвали их Евреями, т. е. пришельцами из другой страны, как мы вообще говорим о каком либо иностранце, что он прибыл из за моря. Несмотря на то, в пользу первого мнения говорит то обстоятельство, что Евер, будучи отцом Фалека (Быт 10:25, 11:16), при жизни которого произошло разделение народов, легко мог сообщить свое имя потомкам. Такое мнение принимается Евсевием и другими преимущественно пред прочими. Евреи стали называться Иудеями только в позднейший период своей истории, — название происшедшее от Иуды. Впрочем, за несколько времени до Р. Х. снова появилось прозвание Еврей, и мы встречаем оное в Деян 6:1 и в некоторых посланиях (2 Кор 11:22, Фил 2:5).

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

евреи

один из маргинальных слоев средневекового общества, наряду с клириками без бенефиция и проститутками. Жили главным образом в городах обособленно от христиан в специально отведенных кварталах — гетто (в полном значении своего понятия гетто появились лишь в XVI в.) — и представляли собой автономную общину. Изолированное проживание (вначале добровольное, а затем обязательное по закону) обеспечивало е. определенную безопасность и признание их отдельной общественно-религ. единицей.

Роль Е. в средневековом обществе была весьма ограниченной. Они занимались преимущественно торговлей (поскольку, в отличие от христианства, иудаизм не считал предосудительной эту деятельность), ростовщичеством (последнее считалось недостойным для христиан занятием; по христиан, морали, извлекать пользу из времени считалось грехом), обменом денег, реже ремеслом, что было связано с запрещением нехристианам владеть землей. В отношении е. издавались особые законы, ограничивавшие их в праве владения землей, они не были включены в систему вассальных связей, не приносили вассальную клятву. Е. не были членами гор. коммун, не входили в ремесленные цехи в городах, были отлучены от многих ремесел.

На отношение зап. христиан к е. оказали влияние богослов, споры между священниками и раввинами, особенно по поводу Библии. Со временем христиан, теологи разработали особый подход к е. и создали концепцию относительной терпимости, которую можно обнаружить уже у отцов церкви, затем у Бернара Клервоского; у Фомы Аквинского она превратилась в стройную теорию.

Е. было разрешено жить в соответствии с законами иудаизма, но запрещалось обращать в свою религию христиан. Вплоть до XIII в. они имели право носить оружие, что было показателем их достаточно высокого социального статуса. Е. оказывали покровительство папы, короли, епископы, аббаты, но особенно — нем. императоры; правители (городов и округов) выдавали им особые грамоты — «грамоты о привилегиях» — основу для их проживания в той или иной стране. В XIII в. е. получили статус «слуг королев, казны», т.е. покровительство государства в юр. форме, что, однако, дало возможность облагать их налогами в пользу государства, но за это королев, власть была обязана защищать еврейское население.

Вместе с тем в средневековой Европе е. часто подвергались преследованиям, изгнанию, погромам. Согласно Раулю Глаберу, первые погромы произошли ок. 1000 г.; антисемитизм усилился во время крестовых походов (напр., во время 1-го крестового похода число погромов удвоилось). В XIII в. было принято решение о ношении е. специального знака (IV Латеранский собор 1215 г.) как свидетельства их низкого социального статуса. В годы бедствий и эпидемий е. зачастую становились «козлами отпущения»: их обвиняли, напр., в отравлении колодцев во время «Черной смерти» — эпидемии чумы в XIV в. В ряде случаев е. поголовно изгонялись из некоторых стран: из Англии в XIII в., из Франции в XIV в. (напр., несколько раз в правление Филиппа IV Красивого, окончательно в 1394 г.), из Испании и Португалии в XV в. Многие е. пали жертвами инквизиции, они были вынуждены покинуть страны Пиренейского п-ова либо принять христианство (см. Мараны). Вероятно, поэтому отличительной чертой конца Высокого, Позднего Средневековья и начала Нового времени стала миграция е. на восток — в Баварию, Австрию, Богемию, Польшу, Литву, Беларусь, Украину. На территории Беларуси первые общины е. появились в Бресте и Гродно.

Лит.: Евреи и их соседи. Европейское население Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы в средние века и начале нового времени. М., 1993; Кац Я. Евреи в средневековой Европе: замкнутость и терпимость. Иерусалим, 1992; Сухи Барбара. От «золотого жертвенного пфенига» к «поимущественному налогу на евреев». Тысяча лет налогов на евреев. // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир / Пер. с нем. М., 1992; Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc