европа (Европа), (Е прописное), Европы, мн. Европы (только разг. шутл. ирон.), жен.
1. Название одной из пяти частей света.
| Страны, государства, расположенные в этой части света, народы, живущие в ней.
| перен. То же, что Западная Европа, зап.-европейские страны, романо-германский мир. Вся Европа смотрит на нас. «Соваться в Европы, в чужие места.» Д.Бедный. «Галопом по Европам.» М.Горький (см. галопом).
2. перен. О высокой культуре, о культурной обстановке (разг.). Чисто, уютно, культурно - ну, настоящая Европа.
(греч. Europe)
в греческой мифологии дочь финик. царя Агенора и Телефассы, сестра Кадма. Славилась необыкновенной красотой. Влюбленный в нее Зевс, превратившись в быка, перевез Е. на Крит, где она родила сыновей - Миноса, Радаманта и Сарпедона.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
дочь финикийского царя Агенора (вариант: дочь Феникса), сестра Кадма. Зевс явился к ней в образе белого быка и увез ее на о-в Крит, где она родила Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Впоследствии Е. стала женой бездетного критского царя Астериона, царскую власть которого унаследовал ее сын Минос.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Дочь финикийского царя Агенора и сестра Кадма. Была похищена Зевсом, обратившимся в быка, и перенесена на Крит, где родила ему сыновей Миноса, Радаманта и Сарпедона. Отождествлялась с богиней Крита, где ей поклонялись, а история ее, по всей видимости, является греческой интерпретацией ритуалов скачек на быках, существовавших на Крите. Европа, сидящая на быке, появляется на метопе из Сифнианской сокровищницы в Дельфах середины 6 в., а веком позднее - в одном из храмов Сицилии.
Европа - популярный персонаж художников нового времени: придерживаясь описания Овидием сцены похищения, по которому белый бык позволяет девушке увить рога гирляндами и вскарабкаться на спину, Тициан изображает завораживающе смирного быка; той же теме посвящены картины Рубенса, два полотна Веронезе, Рембрандта (одна из редких для него классических картин), ландшафт с Европой Лоррена.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
В греческой мифологии Европа - прекрасная дочь Агенора, царя Ханаана, и Телефассы. Влюбившийся в Европу Зевс приказал Гермесу перегнать скот Агенора поближе к берегу моря, где Европа любила гулять в сопровождении своих подруг, а сам присоединился к стаду, превратившись в белоснежного быка с огромным подгрудком и крохотными жемчужными рожками, между которыми пролегла единственная черная полоска. Европа была поражена красотой быка и, убедившись, что он нежен, как ягненок, подавила страх и стала играть с ним. Она совала ему в пасть цветы, украшала рога венками и, наконец, решилась забраться к нему на спину и не испугалась, когда он пошел с ней в сторону моря. Неожиданно бык быстро поплыл, и ей осталось только с испугом смотреть на тающий вдали берег. Одной рукой она продолжала держаться за правый рог быка, а в другой все еще держала корзину с цветами. Переплыв море и выйдя на критский берег, Зевс превратился в орла и овладел Европой, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. По другой версии мифа, Зевс сам не превращался в быка, а послал за Европой белого быка. Когда Зевс оставил Европу, она вышла замуж за критского царя Астерия. Поскольку у Астерия собственных сыновей не было, он усыновил детей Европы от Зевса, воспитал их и сделал своими наследниками.
(Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
1) Спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610). Расстояние от Юпитера 671 тыс. км, диаметр 3140 км. Имеет атмосферу. Сидерический период обращения 3 сут 13 ч 18 мин.
2) В греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора, похищенная Зевсом, обратившимся в быка. На спине этого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где родила от Зевса Миноса.
3) Часть света (около 10 млн. кв. км), образующая вместе с Азией материк Евразия. Омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км2. Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота около 300 м, максимальная - 4807 м (гора Монблан). Преобладают равнины (крупные - Восточно-Европейская, Среднеевропейская, Средне- и Нижнедунайская, Парижский басс.), горы занимают ок. 17% территории (основные - Альпы, Карпаты, Пиренеи, Апеннины, Урал, горы Скандинавского и Балканского полуостровов). Действующие вулканы в Исландии и Средиземноморье. На большей части территории климат умеренный (на западе - океанический, на востоке - континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах - субарктический и арктический, в Южной Европе - средиземноморский. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах - оледенение (площадь св. 118 тыс. км2). Основные реки: Волга (3530 км), Дунай, Днепр, Дон, Печора, Северная Двина, Рейн, Висла, Эльба, Одра, Рона, Луара, Тахо. Крупные озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Венерн, Балатон, Женевское. На островах Арктики и вдоль побережья Северного Ледовитого океана - арктические пустыни и тундры, южнее - лесотундры, таежные, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, субтропические средиземноморские леса и кустарники; на юго-востоке - полупустыни. Население Европы 728 млн. человек (1993). В Европе расположены Австрия, Албания, Андорра, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, часть Казахстана, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация (около 2/3 территории Европы), Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, часть Турции, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия (включая Сербию и Черногорию).
4) Малая планета номер 52, астероид. Среднее расстояние до Солнца 3,10 а. е. (463,8 млн км), эксцентриситет орбиты 0,1017, наклон к плоскости эклиптики 7,5 градусов. Период обращения вокруг Солнца 5,46 земных лет. Имеет неправильную форму, размеры 320 x 280 км. Была открыта Германом Гольдшмидтом 4 февраля 1858. Название было дано первооткрывателем в честь Европы.
Евро́па - в древнегреческой мифологии дочь финикийского царя, похищенная влюбленным в нее Зевсом.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е.Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в смирного быка, то ли послав за ней быка. На спине этого прекрасного белого быка Е.переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звездного»), усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса. С мифом о Е.связана история ее брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах.
Европа
♦ Europe
Европа – на самом деле не континент, а мыс Азии. Это и не государство, а общность, состоящая к тому же из независимых государств. Сколько войн вели они между собой в прошлом! Какие столкновения интересов и амбиций бушуют здесь сегодня! Ни исторически, ни географически Европа не может быть ничем, кроме абстракции или идеала. Поэтому ей следует быть либо идеальной, либо перестать быть вообще, во всяком случае, перестать быть чем-то стоящим, что имеет смысл защищать. Европы не существует, ее еще нужно создать. Иными словами, она существует лишь благодаря проблемам, которые ей приходится решать, и первой из которых является ее собственное существование. Европа имеет смысл лишь в той мере, в какой мы этого хотим, и такой, какой мы хотим ее видеть. Не континент, не государство, но труд, битва и требовательность. Та Европа, что лежит перед нами, ничуть не меньше, чем та, что осталась позади. Но она сохраняет свое значение – и будет сохранять его в будущем только при условии, если останется верной себе, какой была всегда. Эта верность, разумеется, не отменяет критического отношения к себе; впрочем, критика, в том числе рефлексивная, есть часть ее прошлого. Это верность Сократу, Монтеню, Юму, Канту… и самим себе. Европа – наши корни и наша цель, место, где мы живем, и наша судьба. Европа – задача, которую нам предстоит решить.
Главным вопросом, конечно, остается тот, которым задавался еще Руссо. Что делает народ народом? Для строящейся Европы этот вопрос звучит так: что заставляет разные народы, сохраняя свои различия, стремиться слиться в один народ и до каких пределов может доходить это слияние? От ответа на него зависит, какие институты установятся в Европе, которую из двух моделей – федеративную или конфедеративную – мы предпочтем. Объединение республик, т. е. конфедерация, или Объединенная республика, т. е. федерация? Национальный суверенитет для каждой страны или наднациональный суверенитет для всех сразу? Каждый из этих путей имеет свои достоинства, и оба трудны. Но отказ от выбора между этими двумя возможностями будет самым верным способом перечеркнуть их обе.
Вместе с тем любые институты останутся пустым звуком, если Европа не сумеет решить главную проблему, стоящую перед ней, а именно сохранить свой дух или, что означает то же самое, свою цивилизацию. Европа – не раса, это экономическое, политическое и культурное пространство. В первую очередь культурное. Экономика – не более чем средство. Политика – не более чем средство. Но чему они служат? Определенным ценностям, определенным традициям, определенным идеалам – иными словами, определенной цивилизации. И эта цивилизация – исторический факт. Европа в первую очередь была римской империей, вынужденным «брачным союзом» Афин и Иерусалима, заключенным пред алтарем их завоевателя, которого они понемножку начали приобщать к цивилизации. Именно из этого союза мы и вышли, и продолжать свое движение вперед мы сможем только в том случае, если ему не изменим. Реми Брагназывает это «римским путем». Быть европейцем значит существовать с постоянным ощущением внутреннего напряжения «между приобщением к классицизму и преодолением духовного варварства». Европа, подлинная Европа, это Возрождение, вернее, «непрерывная череда "Возрождений", составляющая историю европейской культуры», по словам того же Реми Брага («Европа: римский путь», с. 165). Это бесконечное колебание, беспрестанное качание между Возрождением и декадансом, между Просвещением и обскурантизмом, между верностью и варварством. Верность и в данном случае подразумевает самокритику, ибо быть европейцем в этом смысле означает хранить верность лучшей части Европы, какой она предстает на высочайших вершинах своей истории. «Наша священная родина Европа», – сказал Стефан Цвейг. И мы должны выбрать, что именно на нашей родине достойно того, чтобы его отстаивать.
Часто можно слышать, что европейская цивилизация превратилась в мировую, во всяком случае в западную, цивилизацию и что она уже ничем не отличается (или отличается все меньше) от дочерней американской цивилизации. В этом утверждении есть доля истины, но в том-то и опасность. Подобное растворение, которое Европа порой принимает за свою крупнейшую победу, способно обернуться ее последним поражением. Беспрецедентное развитие средств связи и обмена не может не привести в масштабах планеты к стиранию различий. Значит ли это, что мы обречены на одинаковость? На неудержимую экспансию субкультуры с лейблом «made in USA», с ее эстетикой фастфудов и телевизионных сериалов со смехом зрителей за кадром? Неужели будущее человека – это шоу-бизнес? А будущее Европы – неизбежная американизация? Это не наверняка так, но это вполне возможно. И это – лишний повод европейцам испытать тревогу и приготовиться к борьбе. Против чего они должны бороться? Против варварства, которое все еще сидит в них, даже если это варварство импортного пошиба, ибо оно способно погрести их под собой. Ради чего бороться? Ради Возрождения Европы, а это значит, ради самой Европы.
в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Ее имя означает «широкоглазая». Зевс, превратившись в быка, увез игравшую на берегу Европу на Крит, где разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Затем Европа стала супругой бездетного критского царя Астерия, усыновившего и воспитавшего со сыновей от Зевса. В античности похищение Европы было излюбленной темой вазовой и настенной живописи (Тициан, Рембрандт и др.).