(помощь): 1 Езд 7:1 — сын Сераии и потомок первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии. Все что известно об Ездре заключается в 4-х последних главах 1 книги Ездры и в 8 и 12 главах книги Неемии. Из этих мест мы видим, что Ездра, происходивший из рода Ааронова, был благочестивый и ученый священник, живший в Вавилоне при царе Артаксерксе Лонгимане; далее в них говорится, что он в седьмой год царствования означенного государя получил дозволение отправиться в Иерусалим, и взял с собою всех евреев, которые пожелали возвратиться в свое отечество, а также священников, левитов, певцов и др. Число лиц, пожелавших сопровождать Ездру в Иудею, простиралось до 1734 человек (1 Езд 8, Неем 8). Путешествие их из Вавилона в Иерусалим продолжалось четыре месяца. «Прибывши в Иерусалим, — говорит свящ. писатель, — мы пробыли там три дня. В четвертый день мы сдали весом серебро и золото и сосуды в дом Бога нашего, все счетом и весом. И все взвешенное записано в то же время» (Езд 8:33-34). Эти приношения были назначены для будущего Иерусалимского храма и для приобретения жертвенных животных. Затем Ездра вступил в отправление своего служения и весьма много содействовал водворению благоустройства и порядка в народе и сохранению закона Божия во всей его чистоте. Узнав, что не только простые евреи, но даже левиты и священники, в противность закону Моисееву, вступали в брак с язычницами, он явил в этом случае особенную ревность по Боге, и законе Его и обязал народ и священников клятвою оставить незаконные супружества, вследствие чего тогда же было расторгнуто более ста незаконных супружеств (1 Езд 9, 10). Его молитва, произнесенная при сем случае, была так трогательна, что весь народ горько плакал. Повествованием об означенном благочестивом благоустройстве биография Ездры прерывается несколько внезапно. О нем ничего не говорится более в продолжение 13 лет до самого прибытия Неемии в Иерусалим (Неем 2:11, 5:14, 8). Вероятно, все означенное время Ездра пробыл в Персии, и при Неемии, в 20-й день царствования Артаксеркса, снова возвратился в Иерусалим. Об участии Ездры в восстановлении стены Иерусалимской особенным попечением Неемии (Неем 2, 3, 4, 6) не говорится, но при освящении оной о нем говорится ясно (Неем 12:26-36). Ездра взошел с начальствующими в Иудее на стену, и в этот радостный для иудеев день, в присутствии всего народа, собравшегося на улице, вслух его при крайнем всеобщем благоговении и внимании громко читал слова книги Закона, а так как он читал на подлинном еврейском языке, то другие присутствовавшие при сем священники переводили его слова на Халдейский язык, бывший в Вавилоне туземным и общим для пленных иудеев. Это значительно облегчало труд Ездры, который читал с утра до полдня, что, впрочем, продолжалось и на следующий день. Чтение книги Закона сопровождалось торжественным отправлением праздника Кущей, продолжавшимся восемь дней, причем Ездра каждодневно читал и объяснял народу Закон (Неем 8, 9, 10). Спустя несколько времени после сего, по свидетельству Флавия, Ездра умер в старости и с великолепием был погребен в Иерусалиме. По преданиям иудейским, он умер при последнем возвращении из Иерусалима в Персию, и погребен на границе Персии в Нехар-Самора, на нижнем Тигре, где и доныне указывают его гробницу. Между другими великими подвигами, совершенными Ездрою для блага своего отечества, по словам Придо (Prideau), особенно обращают на себя внимание два важных его деяния, именно: восстановление обрядности закона иудейского по древним обычаям, бывшим в употреблении у иудеев до плена Вавилонского и согласным с указаниями пророческими, и затем собрание и соединение священных Ветхозаветных книг в один состав — установление канона их; причем он, несомненно, исправил ошибки, вкравшиеся в бывшие в употреблении списки по небрежности или по неведению переписчиков, и заменил устарелые названия местностей наиболее современными. Кроме сего Ездра признается писателем 1 и 2 книг Пар, 1 Езд и второй части оной — книги Неемии. Ему также приписывают учреждение Великой Синагоги и других синагог и введение в употребление в Свящ. Писании Халдейского способа письма. Неем 12:1-13 — один из начальных священников, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем и Иисусом, но умерший еще до времени Неемии.
’Ездра (помощь, см. Азария) —
а) (Езд.7:1,6,10-12,21,25; Езд.10:1,5,6,10,16; Неем.8:1,2,4-6,9,13; Неем.12:26,36) — священник из рода Елеазара, сын (потомок) Сераии, книжник, сведущий в законе Моисеевом (Езд.7:6), живший в Вавилоне при царе Артаксерксе I Лонгимане и получивший разрешение вернуться в Иерусалим. Великий реформатор и ревнитель закона, он стремился всемерно очистить богослужение и саму жизнь иудеев. Считается автором книг ·1Пар., ·2Пар., ·Езд. и ·Неем. (см. Арнан, Елиашив,в). Он же, по-видимому, собрал воедино и проверил все книги Ветхого Завета; (см. книжник)
б) (Неем.12:1,13,33) — ·аналог. Аммон (в ·ст. 33, ·возм., имеется в виду род самого Ездры — см. начало ·след. ·ст.).
ветхозаветный ученый и пророк, оставивший после себя три книги, включенные в канон Ветхого Завета. Содержание первой книги целиком историческое: это повествование о возвращении иудеев из вавилонского плена, сооружении жертвенника Богу и описание событий, происходивших при жизни пророка Аггея.
В последних главах Ездра описывает свою деятельность в Иерусалиме. Его вторая книга повторяет первую, но с некоторыми дополнениями и изменениями. В частности, в ней изложен спор трех юношей о том, что сильнее всего на свете: царь, вино или женщины. Спор заканчивается единогласным признанием того, что сильнее всего истина. В третьей книге Ездры, которую называют Откровением, или Пророчеством, Ездры, содержится пророчество о пришествии Мессии и последнем суде, что соответствует христианскому мировоззрению.
♦ священник:
Езд 7:1-5
♦ учитель закона:
Езд 7:6-10
♦ привел изгнанных обратно в Иерусалим:
Езд 8:15-36
♦ озабочен браками с чужеземками:
Езд 9:1-4
♦ вознес молитву покаяния:
Езд 9:5-15
♦ исправил положение с иноплеменными женами:
Езд 10:1-17
♦ читал слово Закона на празднике кущей:
Неем 8:1-8
♦ участвовал в освящении стены Иерусалима:
Неем 12:31-36
(евр. Эзра, лат. Esra) — библейское имя двух лиц священнического сана, из которых особенно известен Е. сын Сераии, правнук первосвященника Хелькии (см. Евреи). Он получил от персидского царя Артаксеркса Лонгимана (458 г. до Р. Х.) полномочие вывести из Вавилона в Палестину тех иудеев, которым не удалось возвратиться на родину с первой партией переселенцев (к числу которых принадлежал его соименник Е.). По прибытии в Иерусалим Е. нашел там положение дел весьма неудовлетворительное. Многие из иудеев поженились на язычницах, и дети их воспитывались в полуязычестве. Пользуясь большими полномочиями, предоставленными ему персидским правительством, Е. начал целый ряд реформ, имевших целью нравственное возрождение народа. Особенное внимание было обращено на обучение народа закону Божию, на чтение священных книг. При этом оказалось, что во время своего пребывания в плену народ забыл древний еврейский язык. Понадобился перевод Моисеевых книг на народный сиро-халдейский или арамейский язык, что и делали книжные левиты, сопровождавшие чтение закона переводами и толкованиями. Здесь именно и зародилось зерно так называемых таргумимов и мидрашей (переложений и толкований), а также класса соферимов (книжников), см. статьи Евреи и Еврейская литература. Ездре приписывается учреждение и так называемой "великой синагоги", ведавшей религиозно-нравственные нужды народа, хотя есть основание думать, что происхождение ее относится к более позднему времени. О последних днях жизни Е. ничего не известно. История его жизни и деятельности излагается в особых книгах, носящих его имя (три книги Е.). Из них канонической считается только первая; вторая существует только на греческом, третья — только на латинском языке, с которых они переведены и в русской Библии. Третья книга носит явные черты позднейшего происхождения и явилась не ранее I в. нашей эры. Е. считается также автором двух книг Паралипоменон, некоторые главы которых близко воспроизводятся во 2-й книге Е. С его же именем связан известный спор о происхождения канона св. книг, так как некоторые критики рационалистической школы приписывают Е. не только собрание св. книг в один канон, но и самое составление или по крайней мере переработку многих из них. См. Библия и Канон.
А. Л.