(Алена)
ж Светлая, сверкающая: имя греческой мифической героини, славившейся своей красотой.
28 (15) января – мученица Елена.
З июня (21 мая) – равноапостольная царица Елена.
8 июня (26 мая) – мученица Елена.
24 (11) июля – равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом крещении Елена.
12 ноября (30 октября) – праведная Елена (Серб.).
(греч.), в преданиях гностических сект («симо-ниан», «елениан») спутница Симона Мага. По сообщениям ортодоксальных христианских полемистов-ересеологов и назидательного иудео-христианского сочинения, известного под названием Псевдо-Кли-ментин, Е. была блудницей в финикийском городе Тир (что связывает ее образ с образом Астарты, в честь которой в этом городе практиковалась ритуальная проституция и которая сама, по некоторым версиям, предлагала себя мужчинам в городском храме); затем она появилась в окружении некоего Досифея, самаритянского претендента на сан Мессии, выступившего вскоре после Иисуса Христа и широко применявшего лунарную символику (30 избранных учеников представляли дни лунного месяца, а Е. по созвучию своего имени с именем Селены — луну). Позднее Симон отнял у Досифея и сан, и Е.; он утверждал, что сам он — предвечный верховный Бог, а Е. — его первая творческая мысль («эннойя»), его премудрость = София, космическая праматерь, породившая Ангелов, Архангелов и Власти. Однако эти недобрые духи-мироиравители из зависти пленили свою надмириую родительницу и обрекли ее на заточение в теле, на бесчестие и унижение «дольнего мира». Некогда она была Еленой Спартанской, причем Парис похитил лишь ее призрак (эта версия отражена еще у Стеснхора и Евршшда); затем она прошла через ряд перевоплощений, пока для нее не наступил час искупительной встречи со своим божественным отцом в лице Симона; предполагалось, что через ее освобождение освобождается страждущее духовное начало во всем мире. Этот миф представляет собой вариант гностического мифа о падшей Софии, оживавшего в романтической и неоромантической философии и поэзии вплоть до русских символистов.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
руч., пп р. Купури в Зейском р-не
(греч. Helene)
в греческой мифологии дочь Зевса и Леды, известная своей красотой; избрала в мужья спартанского царя Менелая. Похищение Е. Парисом послужило, согласно мифу, причиной Троянской войны.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
дочь Зевса и Леды, супруги Тиндарея, сестра Диоскуров и Клитемнестры, считавшаяся прекраснейшей из женщин. В юности Е. была похищена Тесеем и Перифоем и досталась по жребию Тесею. Пока Тесей спускался в Аид за Персефоной, братья освободили Е. и вернули в Спарту. Руки Е. добивались несколько десятков героев (Менелай, Диомед, Аяксы, Патрокл, Протесилай, Сфенел и др.). Тиндарей по совету Одиссея предоставил выбор мужа самой Е. и взял у ее женихов клятву, что они признают избранного ею супруга и будут защищать его честь. Е. вышла замуж за спартанского царя Менелая и родила ему дочь Гермиону. Когда Парис с помощью Афродиты похитил Е. и увез ее в Трою, Менелай позвал на помощь всех связанных клятвой героев, и они начали Троянскую воину. (По другой версии мифа, Парис увез в Трою призрак Е., созданный Герой (или Зевсом), а сама Е. была перенесена Гермесом в Египет и во время войны скрывалась у Протея. На обратном пути из Трои Менелай нашел Е. и увез ее в Спарту.) После взятия Трои Менелай с мечом разыскивал Е., чтобы казнить за измену, но увидев ее, простил и увез домой. После смерти Менелая Е. была изгнана его сыновьями из Спарты и бежала на о-в Родос (вариант: в Тавриду). (По одному из преданий, после смерти Е. боги воскресили ее, и она стала женой Ахилла на о-ве Левка.)
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Почти во всех источниках, в которых упоминается Елена, подчеркивается ее удивительная красота, в остальном же сведения о ней весьма противоречивы. Говорят, что Елена была дочерью Зевса и Леды, сестрой близнецов Кастора и Полидевка и сводной сестрой Клитемнестры; безусловно, она "вылупилась из золотого яичка", впрочем, по другой версии, земным отцом Елены был царь Тиндарей из Этолии. По словам Павсания, Елена вместе со своими братьями долгое время провела в Спарте. Представляется вероятным, что в Лаконии Елена была богиней еще в догреческий период, причем ее имя связывалось с птицами и деревьями; и Павсаний, в свою очередь, указывает на связь Елены с деревьями, а на острове Родос существовал культ Дерева-Елены. Та же самая ассоциация появляется в свадебном гимне Менелаю и Елене в "Идиллии" (XVIII) Феокрита. Ничего подобного нет в литературной традиции, начатой Гомером. Там Елена совершенно очеловечена. Она - жена Менелая из Спарты, похищенная Парисом (см. Суд Париса) и увезенная им в Трою, что послужило причиной продолжительной и кровавой Троянской войны. В "Илиаде" отсутствуют описания красоты Елены, но в книге (3) есть удивительно трогательный эпизод, когда старые троянцы соглашаются даже с войной, если в результате удастся сохранить Елену в Трое. В "Одиссее" она мирится с Менелаем и становится гостеприимной, погруженной в домашние заботы хозяйкой. В более поздних легендах рассказывается, что еще до замужества Елену похитил Тесей, но братья освободили ее, что со смертного ложа Елена была унесена, чтобы жить вечно с Ахиллом на "белом острове" в Черном море; и морализаторская нота превозносит предположение, что она - дочь не Леды, а Немезиды.
Большинство не гомеровских деталей - это местные легенды и фольклор, но существует примечательный вариант поэта Стесихора, писавшего, что в Трою отправился только призрак, а настоящая Елена оставалась в Египте. К этому обращались Геродот и Платон (в "Федре"), этому следовал Еврипид в своей "Елене". Подобный мотив снова возникает в опере Гофмансталя - Р. Штрауса "Елена Египетская" и в поэме Сефериса "Елена":
...так много страданий, так много жизни,
присоединившейся к хаосу,
все из-за пустой туники, все из-за Елены.
Еврипид в "Оресте" и "Троянках" придерживается традиционного взгляда и так же враждебен к Елене, как Эсхил в "Агамемноне". Это общее для греков отношение к Елене из-за несчастий, причиной которых она послужила. Риторики, как Горгий и Исократ, могли пространно высказываться в ее пользу, но это на самом деле только примеры упражнений в панегириках. Римляне: Вергилий, Овидий, Сенека - при упоминании Елены осуждали ее слабость. И, как можно было ожидать, она оказывается среди похотливых в смерче Дантова второго круга:
А там Елена, тягостных времен
Виновница...
Елена приходит в легенду о Фаусте через гностическую мистику поздней античности, которая связывает ее с волшебником Симоном Магом. Для Гете она была символом всего идеализированного в эллинизме. В "Фаусте" (часть 2) она - Красота греческого идеала, который Гете надеялся соединить с немецким средневековым романтизмом.
Шекспиров Троил, естественно, выдвигает романтическую защиту
Греческой королевы, чья молодость и свежесть
Посрамляют Аполлоновы и заставляют утро выглядеть несвежим.
Но к концу этой жестокой пьесы скорее согласишься с Гектором, что "она не стоит того, во что обошлась".
Елена - один из самых соблазнительных образов в изобразительном искусстве, особенно во времена эпохи Возрождения. Тинторетто, Рени, Тишбейн, Давид - в живописи, Росси, Пюже, Канова - в пластике оставили нам свое видение прекраснейшей из смертных.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
В греческой мифологии Елена - прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды (по другой версии - Немесиды), сестра Диоскуров и Клитеместры. Когда Елена была двенадцатилетней девочкой (а некоторые говорят, даже еще моложе), афинский царь Тесей и его друг царь лапифов Пирифой похитили ее, после чего по жребию она досталась в невесты Тесею. Предвидя, что афиняне не одобрят возникающей ссоры с грозными Диоскурами, Тесей отправил Елену в деревню Афидны к своему другу Афидну, наказав денно и нощно сторожить девочку и держать в тайне место ее пребывания. Через несколько лет, воспользовавшись отсутствием Тесея, который с Пирифоем отправился в царство мертвых (чтобы добыть Пирифою в невесты другую дочь Зевса - Персефону, жену Аида), Диоскуры разыскали сестру и вернули ее в Спарту к царю Тиндарею, своему земному отцу и супругу Леды.
Когда Елена достигла брачного возраста, слух о ее красоте распространился настолько широко, что сватать девушку собрались несколько десятков царей и знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и другие). Опасаясь своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и к будущему зятю, Тиндарей, по совету Одиссея, потребовал, чтобы они дали клятву оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Елены стал самый богатый из ахейцев Менелай, сватом которого был его старший брат микенский царь Агамемнон, уже женатый на другой дочери Тиндарея - Клитеместре. От брака с Менелаем у Елены родилась Гермиона. Однако этот брак был обречен: задолго до замужества Елены, принося жертвы богам, Тиндарей случайно забыл об Афродите, которая поклялась в отместку сделать так, что три его дочери - Клитеместра, Тимандра и Елена - печально прославятся своими любовными изменами. Когда Афродита, выполняя данное троянскому царевичу Парису обещание, привела его в дом Менелая, Елена сразу увлеклась юным красавцем и, воспользовавшись отсутствием не отличавшегося большой наблюдательностью супруга, бежала с Парисом в Трою, оставив на попечение кормилицы свою девятилетнюю дочь Гермиону, но не забыв прихватить большую часть дворцовых сокровищ и много рабов. По другой версии мифа, Гермес по велению Зевса похитил Елену и перенес в Египет, где она жила под защитой мудрого старца Протея; а тем временем призрак Елены, созданный Герой (или, как говорят некоторые, Протеем) из облаков, был с Парисом послан в Трою с единственной целью - вызвать войну. Путешествие Елены с Парисом в Трою, по одной версии мифа, проходило без особых осложнений и заняло всего три дня, по другой - Гера наслала бурю, которая занесла корабль беглецов к берегам Финикии, по третьей - Парис, чтобы избежать погони, сознательно уплыл в противоположную от Трои сторону и долго находился с Еленой в Финикии и на Кипре. Прибыв, наконец, в Трою, Елена снискала симпатии пораженных ее божественной красотой троянцев, несмотря на бедствия, которые она навлекла на их город.
Девятнадцать лет спустя, после гибели Париса на десятом году разгоревшейся из-за Елены Троянской войны, на ее руку стали претендовать братья Париса Елен и Деифоб. Несмотря на то что богам было угодно устроить брак между Парисом и Еленой, она порой вспоминала, что все еще является спартанской царицей и женой Менелая. Однажды ночью дозорный поймал Елену в тот момент, когда она привязывала веревку к зубцу стены, чтобы сбежать. Ее поймали и привели к Деифобу, который насильно женился на ней, вызвав тем самым большое неудовольствие троянцев. Когда Одиссей под видом беглого раба проник в осажденный город, Елена не только не выдала его, но и пригласила в свой дом, где объяснила ему, что чувствует себя в Трое пленницей и мечтает вновь оказаться дома. По некоторым версиям мифа, она помогла Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины (палладий). Однако вечером накануне падения города Елена преднамеренно пыталась спровоцировать засевших внутри деревянного коня греков выдать себя: она трижды обошла вокруг коня, поглаживая его бока, и, словно желая позабавить гулявшего с ней Деифоба, стала дразнить спрятавшихся греков, подражая голосам каждой из их жен по очереди; один из ахейцев уже собирался ответить ей, но Одиссей зажал ему рот ладонью. В ту же ночь Елена вынесла из дома Деифоба все оружие, лишив его возможности оказать сопротивление Менелаю, а некоторые даже говорят, что она сама вонзила кинжал в спину нежеланному супругу. Ворвавшись в Трою, Менелай устремился на поиски Елены, чтобы казнить ее за измену ему как мужу, однако при виде сияющей прежней красотой жены он выпустил меч из рук; и простил ее. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, также отказалось от этой мысли.
После долгих скитаний Елена возвратилась с Менелаем в Грецию в тот самый день, когда в Микенах судили Ореста за убийство Эгисфа и Клитеместры. Возмущенный тем, что Менелай не заступился за него, Орест попытался убить Елену, но Аполлон по воле Зевса спрятал ее в облако и отнес на Олимп, где она стала бессмертной и вместе со своими братьями Диоскурами покровительствовала попавшим в беду морякам. По другой версии, Елена и Менелай благополучно вернулись в Спарту и жили там долго и счастливо. После смерти Менелая Елена была изгнана его сыновьями из Спарты и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду. По одной из версий данного мифа, на острове Родос царица Поликсо вначале радушно приняла Елену, однако затем приказала своим женщинам, нарядившимся эриниями, повесить ее на дереве в отместку за гибель на Троянской войне своего мужа Тлеполема. Хотя есть и такая версия, что Елена повесилась сама от тоски по Менелаю. После своей смерти Елена, как говорят некоторые, была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где ее тень соединилась вечным союзом с тенью погибшего в Троянской войне величайшего греческого героя Ахилла.
(Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
(ок. 224-327)
святая равноапостольная, Константинопольская царица, мать святого императора Константина. Много способствовала распространению христианства. В 325 г. предприняла путешествие в Палестину, где ею был найден гроб Иисуса Христа, над которым она построила церковь, и раскопан Крест, на котором был распят Христос, что положило начало празднику Воздвижения Креста Господня. Память 6 (19) марта, 21 мая (3 июня).
(ок. 224-327)
святая, равноапостольная (память 6/19 марта, 21 мая/З июня), Константинопольская царица, мать святого императора Константина. Много способствовала распространению христианства. В 325 г. предприняла путешествие в Палестину, где ею был найден гроб Иисуса Христа, над которым она построила церковь; и раскопан крест, на котором был распят Христос, что положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
1) Спутник Сатурна, открыт с борта космического аппарата «Вояджер-2» (США, 1980). Расстояние от Сатурна около 378 тыс. км, диаметр около 30 км.
2) В мифах древних греков спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены называли Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В юности Елена была похищена Тесеем. После освобождения возвратилась в Спарту. Слух о красоте Елены распространился по всей Греции, и сватать девушку собирались несколько десятков знатнейших героев Эллады (Менелай, Одиссей, оба Аякса, Патрокл и др.). Земной отец Елены Тиндарей связывает всех претендентов на руку Елены общей клятвой оберегать честь её супруга, после чего мужем Елены выбирается Менелай. Когда Елена, увлёкшись красавцем Парисом, бежит с ним в Трою, связанные общей клятвой ахейские вожди отправляются за ней. С этого началась Троянская война, во время которой Елена помогает ахейцам. Однако Менелай после взятия города с мечом разыскивает Елену, чтобы казнить, но при виде жены, сияющей прежней красотой, выпускает меч из рук и прощает её.
3) Древнегреческая художница. Ее "Битву Александра Македонского при Иссе" император Веспасиан перевез из Греции в Рим и поместил в храме Мира на форуме Мира.
Еле́на - в древнегреческой мифологии прекрасная дочь Зевса и Леды, жена Менелая, похищенная Парисом, из-за чего началась троянская война.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Е.был Зевс, матерью — Деда или Немезида. В юности Е.была похищена Тесеем и Пирифоем, досталась по жребию Тесею, который поселил ее у своей матери Эфры в Афидне (по другой версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправляются в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Е.освобождают и возвращают в Спарту к своему земному отцу и супругу Леды Тиндарею Диоскуры. Слух о красоте Е.распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собираются несколько десятков знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.). Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает всех претендентов на руку Е.совместной клятвой оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Е.выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, уже женатого на дочери Тиндарея Клитеместре. От брака с Менелаем у Е.рождается Гермиона. Когда спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису — сыну троянского царя Приама, приводит его в дом Менелая, Е., по наиболее распространенной версии, увлекается юным красавцем и, воспользовавшись отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и много рабов. По другой версии мифа, Зевс или Гера подменили подлинную Е.ее призраком, за который и шла Троянская война. Сама же Е.переносится в Египет, где живет под защитой мудрого старца Протея, дожидаясь возвращения Менелая из троянского похода. О путешествии Е.с Парисом также существует несколько вариантов мифа: по одному из них, оно проходило без особых осложнений и заняло всего три дня; по другому беглецы были застигнуты бурей, которую подняла богиня Гера, и их корабль занесло к берегам Финикии (в Сидон); по третьему — Парис сознательно уплыл в противоположную сторону от Трои и долгое время находился с Е.в Финикии и на Кипре, чтобы избежать погони. Прибыв, наконец, в Трою, Е.своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город.
О поведении Е.во время Троянской войны тоже есть разные версии. Гомер влечение Е.к Парису объясняет воздействием Афродиты, которому не может противиться никто из смертных. В остальном Е.в «Илиаде» явно тяготится своим положением, и в послегомеровских поэмах о разрушении Трои ей приписывается даже сознательное содействие грекам: она не выдает троянцам Одиссея, дважды пробиравшегося в город, и помогает ему и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины; в ночь захвата Трои симпатии и помощь Е.также на стороне греков. Однако Менелай после взятия города разыскивает Е.с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает ее. Ахейское войско, уже готовое побить Е.камнями, увидев ее, отказывается от этой мысли.
Возвращение Е.с Менелаем после долгих скитаний произошло в момент похорон Эгисфа и Клитеместры, павших от рук Ореста. О последующей судьбе Е.также существуют различные версии. По одним, она была после смерти Менелая изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду; по другим, была после смерти перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом.
Недалеко от Спарты было святилище Е., в самой Спарте находился священный платан Е.. Под прозвищем Дендритис («древесная») Е.почиталась в Кафиях и на Родосе.
в греческой мифологии дочь Зевса и Леды. Тесей и Пирифей похитили и увезли ее в Аттику. Она отвергла всех женихов и обручилась с Менелаем. В споре трех богинь за яблоко была обещана Парису и увезена им в Трою. Все греческие цари и герои участвовали в войне, чтобы вернуть Елену. После гибели Париса она вернулась в Спарту. Образ Елены вдохновлял художников (Тьеполо, Тинторетто и др.), поэтов (Гете, Уайльд), музыкантов (Глюк, Оффенбах, Штраус).