епитрахиль, епитрахили, жен. (греч. epitrachelion) (церк.). Часть облачения священника, носимая на шее.
(от греч. epitrachelion) - одно из обрядовых облачений священников, надеваемое на шею в виде передника, сшитого из двух широких лент, спускающихся ниже колен; на лентах нашиты кресты. Е. надевают поверх стихаря, под ризу (фелонь). Согласно христианскому канону Е. - символ благодати священника, без этого облачения не совершается ни одного богослужения, не произносится ни одна проповедь, в отличие от других церковных одежд священники в старину носили Е. с собой. Во время исповеди, производя отпущение грехов, священник возлагает Е. на голову исповедывающегося; при венчании, троекратно обводя молодых вокруг аналоя, обертывает Е. свою руку. Символический смысл этого культового предмета так велик, что некоторые богослужения священник может совершать в одной епитрахили, без фелони: таинство покаяния, малую вечерю, некоторые молебны в домах у прихожан.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
(греч. epitrachelion) – часть облачения священника – расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.
(греч. «нашейник»)
принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или даже веревки, благословленный как епитрахиль. Епитрахиль появилась до IV в. Архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца равномерно спускались по груди вниз до подола и при этом соединялись один с другим. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобрел двойную по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви. Впоследствии епитрахиль стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения.
, и, ж.
Часть одежды священника в виде длинной полосы ткани, надеваемой на шею и свешивающейся спереди.
* ► Он снял епитрахиль. // Тургенев. Дворянское гнездо // *
(греч. - на шее) - принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.
(греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.
часть богослужебного облачения иерея: длинный узкий «фартук», надеваемый на шею. Сам «фартук» состоит из одной длинной ленты, скрепленной по бокам с помощью шва или пуговиц. Епитрахиль надевают поверх рясы или подризника. Она символизирует благодатный дар священнослужителя. Ни архиерей, ни священник без епитрахили не имеют права священнодействовать.
(от греч. epitrachelion), часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.
ж.
Часть обрядового облачения священника православной церкви в виде длинной и
широкой полосы ткани с изображениями религиозных символов, надеваемой на шею и
свешивающейся спереди.
(έπί — на и τράχηλος — шея) — одно из богослужебных облачений священника, надеваемое на шею. Е. — не что иное, как дьяконский орарь, середина которого обернута около шеи, а два долгие конца соединены рядом. Епитрахиль есть символ благодати священника; поэтому без нее священник не совершает ни одного из богослужений и священнодействий и не произносит проповеди в церкви; при исповеди он возлагает Е. на голову исповедующегося, когда произносит отпущение ему грехов; ею обвертывает свою руку, когда при венчании троекратно обводит венчающихся вокруг аналоя. Некоторые богослужения священник совершает в одной Е. (без фелони), а именно таинство покаяния, малую вечерню, повечерие, полуночницу, часы (если на них не читается Евангелия), а также некоторые молитвословия на дому у прихожан, например молитвы при рождении младенца и наречении ему имени и т. п.
Н. Б.