(наплечие): Чис 34:23 — отец Ханниила, бывшего у Манассиян князем во время раздела Обетованной земли. Исх 28:6, 39:2, 1 Цар 2:28, Ос 3:4 и др.; верхняя одежда, которую носили еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти гиацинтового, пурпурового и червленого цвета, соединенных вверху на плечах двумя нарамниками, на которых сияли в 12-ти камнях имена колен Израилевых. Внизу концы ефода связывались, вероятно, шнурами или лентами. Вообще он очень походил на саккос настоящего архиерейского облачения, только без рукавов. Ефод носили единственно первосвященники. Но употреблялся еще другого рода ефод, чисто льняной без всяких украшений — его надевали простые священники (1 Цар 22:18), равно как и другие лица, не состоявшие в свящ. сане, но прислуживавшие при Скинии, во время отправления своей должности. «Отрок же Самуил, — говорится в 1 Цар 2:18, — служил пред Господом, надевая льняной ефод». И Давид, при перенесении Ковчега из дома Аведдара в Иерусалим, был одет в льняной ефод (2 Цар 6:14). Близкое отношение ефода к наперснику судному было причиною употребления ефода в языческом идолослужении во времена Судей (8:27, 17:5, 18:14). Гедеон сделал ефод, положенный им в г. Офре. «И был он, — говорит писатель кн. Судей, — сетью Гедеону и всему дому его. И был у Михи, говорит он в другом месте, дом Божий. И сделал он ефод и терафим». В этом же доме его стоял истукан и литой кумир (8:27, 17:3-4, 18:14).