жертвенник, жертвенника, муж.
1. Возвышенное место, на котором приносились языческие жертвы (ист. и поэт.). «Пусть жертвенник разбит - огонь еще пылает.» Надсон.
2. Стол в алтаре православной церкви, на котором совершается обряд проскомидии во время литургии (церк.).
Примыкающее с севера к основному алтарному (1) объему помещение, в котором совершается начало литургии.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Предложение)
стол, расположенный у северной стены в алтаре слева от Горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия, во время которой предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол – срачицу, индитию, покрывало. В древности жертвенник устраивался в особом, отдельном от алтаря, помещении – в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь.
В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые в неслужебное время пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада, крест с Распятием. Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, где совершается Таинство Евхаристии, присутствуют мощи святых, Евангелие и крест, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и находятся священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей.
(Мизбеах)
В древности, до построения скинии (см. Кивот*), евреи строили возвышения - "бамот" - и приносили на них жертвы. С постройкой скинии в пустыне жертвенные приношения на возвышениях были запрещены. Когда сыны Израилевы вошли в Эрец Исраэль и пришли в Гилгал, возвышения - "бамот" - вновь получили право на существование, их возводили в каждом городе на высоких холмах и приносили там жертвы. Когда возвели скинию в Шило, вновь запретили "бамот". Ж. в Шило именовался великим возвышением, и Шило был религиозным центром Израиля. После разрушения Шило возвышения вновь были разрешены - до завоевания Иерусалима. После этого можно было приносить жертвы только в Иерусалиме.
О Ж. сказано в книге Исход (XX, 21-22) : "Ж. из земли сделай Мне... Если же Ж. из камней делать будешь Мне, то не закладывай их тесаными, ибо если ты замахнулся на них теслом твоим, ты осквернил его".
Можно предположить, что Ж. были в большинстве своем нагромождением камней или земли. К вышесказанному: "...ибо если ты замахнулся на них теслом своим" - добавляет р. Шим'он бен Эльазар: "Ж. создан, дабы продлить жизнь человека, железо - дабы укоротить ее...". Человек, совершивший неумышленное убийство, находил убежище около Ж., и мстящий за убитого не имел права тронуть его. А об убившем преднамеренно сказано: "И с Ж. Моего возьми его на смерть" (Исх. XXI, 14). Предки наши видели в жертвоприношении источник благословения Господня.
Согласно описанию Ж. в трактате "Мидот", он состоял из трех плит. Площадь нижней плиты была 32 локтя х 32 локтя, высота - 1 локоть. Вторая плита меньше первой. Площадь ее 30 локтей х 30 локтей. Верхняя плита занимает площадь 28 локтей х 28 локтей. По краям плиты было определено место для священников, так что собственно Ж. занимал площадь 24 х 24 локтя.
Место Ж. постоянно, и он вовеки не подлежит перемещению. По преданию, Ж. Давида и Соломона (Шломо) построен на том же месте, на котором стоял Ж., возведенный Авраамом для принесения в жертву Ицхака. Согласно тому же преданию, Hoax построил здесь Ж., выйдя из ковчега. Здесь же приносили жертвы Каин и Авель; здесь же принес жертву Адам, и здесь же был он сотворен.
ж’ертвенник — сооружение для принесения жертв Богу. Сооружался из земли или нетесаных камней. Никаких ступеней к жертвеннику делать не полагалось (Исх.20:26). Впервые в Писании жертвенник упомянут после потопа (Быт.8:20). Жертвенник, который Моисей соорудил перед скинией по образцу, показанному ему на горе, был из дерева ситтим (акации) размерами 2,5 x 2,5 м, высотой 1,5 м. Снаружи он был обложен медью, а внутри засыпался землей (Исх.27:1 -8; Исх.38:1 -7). Жертвенник у храма был размерами 10 x 10 м, высотой 5 м и, видимо, не мог быть без ступеней (2Пар.4:1). Священники в этом случае должны были иметь нательное белье, скрывающее их наготу (Исх.28:42 -43; Лев.6:10) (в Пс.50:21 назван алтарь).
специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.
стол, находящийся в церкви слева от престола и составляющий часть церковной утвари. На нем совершается проскомидия. Так же он назывался левый придел храма, где иподиакон омывал церковные сосуды.
стол, на котором совершается проскомидия - готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре слева от горнего места.
в древности он был предназначен исключительно для принесения жертв Богу. Впервые Священное Писание упоминает о жертвеннике по выходе Ноя их своего ковчега. В основном жертвенники, упоминавшиеся в Ветхом Завете, были устроены очень просто. Например, Иаков принес жертву в Вефиле на простом камне, который ночью служил ему изголовьем (Бытие, 28, 18). Современный жертвенник в Православной церкви очень похож на обычный стол. На нем совершается проскомидия, то есть приготавливается жертва евхаристии: вино и хлеб. Жертвенник находится по левую сторону от горнего места у северной стены алтаря.
♦ см. алтарь
ЖЕРТВЕННИК, а, м. Место, на к-ром приносятся жертвы (в 1 знач.). Возложить на ж.
(латинское Ara), созвездие Южного полушария неба, две наиболее яркие звезды 2,8 и 3,0 визуальной звёздной величины . Наилучшие условия для наблюдений в июне ≈ июле. Частично видно в южных районах СССР. См. Звёздное небо .