загадка, загадки, жен. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется - разумеется крапива.
| То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Наша страна всё еще загадка для Европы. «Левин старался понимать и не понимал и всегда, как на живую загадку, смотрел на него.» Л.Толстой.
• Говорить загадками - говорить намеками, обиняками, недоговаривать.
Говорить загадками и играть в загадки - говорить обиняками, намеками
от древнерусского «гадать», что означало – думать. В загадке дается предметное описание, какого-либо явления, для узнавания – отгадывания которого требуется размышление. Загадка заставляет постигать язык метафоры, учиться играть традиционными образами.
(Суд 14:12-18) — древнейший пример загадки, в общем значении этого слова, мы видим в загадке, предложенной во время пиршества своим гостям Самсоном, именно в следующих словах: из «ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое» (ст. 14). В еврейском языке слово загадка употребляется в смысле притчи сравнения, аллегории и иносказания. Приточная мудрость и пророческие иносказания большею частью выражаются в форме загадок; (Иез 17:2-10 и др.). Загадки вообще пользовались большою популярностью между жителями Востока. Особенно забавлялись ими, как это было у евреев, греков, римлян, во время торжественных обедов и пиршеств. Из 3 Цар 10:1 мы знаем также, что царица Савская, услышав о славе Соломона, во имя Господа, пришла испытать его загадками.
отгадка
разгадка
жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходными; обычно предлагается как вопрос для отгадывания.
Рб: роды и жанры литературы
Род: жанры фольклора
Асс: метафора
Пример:
Белое поле, черное семя;
Кто его сеет, тот разумеет.
(Книга)
Что с земли не подымешь?
(Тень)
* "Загадками не только испытывается сообразительность человека — они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный, увиденный зоркими глазами народных поэтов" (В.П. Аникин). *
Загадка
♦ Enigme
Задача, которую мы не в силах решить, но не потому, что она превосходит наши средства познания (тогда это была бы тайна), и не потому, что она не поддается доводам логики (тогда это будет апория), а потому, что она неверно поставлена. Вот почему Витгенштейн (***) говорил, что «загадки не существует». Точнее будет сказать, что загадка существует только для того, кто попался на ее удочку; на самом деле это не более чем игра, иллюзия.
***
Людвиг Витгенштейн (1889–1951) – австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 г. жил в Великобритании. Выдвинул программу построения «идеального» искусственного языка, взяв за прообраз язык математической логики. Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.
Syn: головоломка
жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
ЗАГАДКА, и, ж.
1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намёками, чего-то недоговаривая).
2. перен. Нечто необъяснимое, непонятное. Где он пропадает это з. Загадки природы (её необъяснённые явления). Этот человек для меня з.
— метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древнейших З. отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей обстановки. С течением времени это значение З. утратилось; осталась лишь ее иносказательная аллегорическая форма, уцелел ее сильный, образный язык, и народ стал смотреть на З., как на простое упражнение ума. В древности З. приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так назыв. "Божьего суда": отгадывание З. ведет к исполнению желаний, освобождает от опасности (напр. при встрече с русалками). Загадывание и отгадывание З., состязание в З. составляет весьма распространенный мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература "вопросов и ответов" обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в "Эдде", и в "Калевале" встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с З. в общем примыкают к циклу сказаний о "мудрой девице" и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха (ср. А. Потебня, "Объяснение малорусских и сродных народных песен", т. II, XLVIII и L, 18 8 7). Несравненно меньше известно сказок с З.; некоторые недавно записаны Манжурой ("Сборник Харьковского историко-филологического общества", т. III, 1890). Есть и З. в чисто сказочной форме; этих еще меньше (у Афанасьева № 185). По своей форме народные З. примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: "Сидит на овчине, а бьет соболей" (промышленник). В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где З. местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат "мудрые вопросы" о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из герм. поэзии сюда относится Вартбургская война (см.) и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в З. между много странствовавшим путником и хозяином; на русской почве — стих о Голубиной книге (см.), Беседа трех святителей (см.), Пчела, Даниил Заточник.
У греков З. в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и большею частью излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к З. в дидактических целях; особенно много З. оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме З. (ср. Ohlert, "Rätsel und Gesellschafts spiele der alten Griechen", Б., 1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением З. В XVII в. вновь возникла мода на З. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и др. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических З. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются З. Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано и др. нем. поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. "Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени" (Москва). Превосходная поэтическая З. составлена В. А. Жуковским ("На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада" и т. д.), в основу ее положена одна из наиболее характерных народных З. с мифологическим содержанием — малорусская: "Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый", или великорусская: "поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский" (т. е. месяц, пасущий звездное стадо). Научное собирание народных З. началось с Сахарова (в его "Сказаниях русск. народа", 1837); затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских З.: Г. Илькевич, "Галицкие приповедки и загадки" (В., 1841); А. Сементовский, "Малороссийские и галицкие З." (Киев, 1851, и СПб., 1872); Худяков, "Великорусские З." (М., 1861); В. Даль, "Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок,... З., поверий и проч." (М., 1862, и СПб., 1879); Евлентьев, "Сборник З." ("Псковские губ. ведом.", 1864, № 35-39, 44 и 45 и 1865, № 2-5; преимущественно книжные З.); Номис (М. Т. Симонов), "Украiиньскi приказки, прислiвья и таке инше" (СПб., 1864 — до 500 З.); "Труды этнографическо-статистической экспедиции в Зап.-Русский край. Материалы, собранные Чубинским" (т. I, СПб., 1872); Д. Садовников, "З. русск. народа" (СПб., 1875, 2504 З.); Poманов, "Белорусский сборник" (т. I, Киев, 1886), М. Комаров, "Нова збирка народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлян" (Од., 1890); П. Шейн, "Материалы для изучения быта и языка русск. населения Сев.-Зап. края" (т. II, СПб., 1893). З., относящиеся до малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в "Харьковском сборнике" (вып. 3, 1889). В Зап. Европе первый нем. сборник З. вышел в Страсбурге в 1505 г. (новое издание его Brutsch'a, там же 1875). Во Франции аббат Cotin изд. "Recueil des é nigmes de ce temps" (1646), a Ménétrier с оставил "Traité des énigmes" (1 694). Старинные нем. З. издал Simrock, "Deutsches Rätselbuch" (3 изд., 1874). Из новейших сборн.: Ohnesorg, "Sphinx" (Б., 1833-35) и Hoffmann, "Grosser deutscher Rätselscbatz" (Штутг., 1874). З. встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли; см., напр., якутские З. о "Верхоянском сборнике" Худякова (Ирк., 1890). Ср. Friedreich, "Geschichte des Rätsels" (Дрезд., 1860).