07 июля 2024
450 тысяч слов
+14 за сегодня

Значения слова заикание

все
Словарь Ушакова
Педагогический терминологический словарь
Гаспаров. Записи и выписки
Дефектология. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

заикание

заикание, заикания, мн. нет, ср. (мед.). Нервное расстройство речи, выражающееся в затрудненном произношении звуков вследствие судорожного движения мышц гортани.

Педагогический терминологический словарь

заикание

   нарушение темпа ритмической организации речи. Осн. признаки З.: возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Речь становится прерывистой, появляются вынужденные паузы, повторы, изменяются сила, высота и тембр голоса.

   По типу судорог различают три формы З.: клоническую (наиболее ранняя и лёгкая форма, при которой непроизвольно повторяются буквы и слоги), тоническую (наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова, сопровождающиеся судорожными движениями мышц лица, напряжением шеи, сжиманием пальцев - т.н. сопутствующие движения) и смешанную.

   Степень проявления З. зависит от сложности речевой коммуникативной деятельности и ситуаций общения. Оно менее выражено в стихотворной речи, при пересказе знакомого текста, в общении с близкими людьми. У ребёнка постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает З. и негативно влияет на процесс общения. Фиксация на дефекте приводит к развитию невротических расстройств, к появлению речевых уловок (эмболофразия - добавление стереотипных слов или звуков для мнимого облегчения речевого акта) и др. Наибольшей выраженности З. достигает в пубертатном периоде развития (см. Пубертатный скачок роста).

   В клинической практике различают две формы З.: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Причиной появления невротической формы З. являются негативное воздействие внешней среды, психические травмы. Ещё до появления З. у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптивных возможностей организма. Речь развивается рано - в 1,5-2 года накапливается словарный запас, формируется грамматический строй речи с построением сложных синтаксических конструкций, в то же время артикуляторные механизмы остаются функционально незрелыми. В этот период возникает З., которое носит обычно волнообразный характер. С возрастом у детей формируются логофобия и трудности общения.

   Неврозоподобная форма встречается реже и отличается большей стабильностью проявлений. Наблюдаются явления раннего диффузного органического поражения мозга, некоторая задержка моторных функций, гиперкинезы, двигательная расторможенность. Голосовые реакции продуцируются несколько сиплым голосом, мало интонированы. Появление слов и фразовой речи задерживается до 3-3,5 лет. З. возникает в период становления фразовой речи. В старшем дошкольном возрасте у детей обнаруживается отставание смысловой и структурной организации речевой деятельности.

   Возникновению З. способствует ряд факторов: наличие речевой патологии у членов семьи, перегрузка ребёнка информацией и завышенные требования к речевому общению, двуязычие в семье, контакт с заикающимися, психические травмы и др.

   Устранять З. необходимо в дошкольном возрасте. Комплексный метод включает медико-педагогические, медикаментозные, психотерапевтические, логопедические и логоритмические мероприятия. Разработаны различные логопедические методики по устранению З. Помощь детям, страдающим З., оказывают логопедические кабинеты, детские сады, специализированные стационары, санатории и пр.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 91-92)

   См. также Логопедия

   Ч437.923

Гаспаров. Записи и выписки

заикание

   (pro domo mea). "Шкловский из своего умственного заикания создал жанр и стиль" (записи Л. Я. Гинзбург). — "У него мысли как булавки, натыканные в подушечку", говорила Э. Триоде (восп. В. Кат, 105).

Дефектология. Словарь-справочник

заикание

   сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, З. возникает у детей 2 - 5 лет, т. е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще - у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слогов - клоническое З., сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи - тоническое З.; часто отмечается смешанная форма З. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей. Неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создает серьезные затруднения в общении.

   Подразделение З. на клоническое и тоническое (в зависимости от характера судорог речевой мускулатуры) в настоящее время представляется недостаточным. З. - симптом разных (в клиническом отношении) заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исходя из этого, М.И. Буянов и Б.З. Драпкин выделили невротическое, неврозоподобное и смешанное З. Невротическое З. - психогенное расстройство, которое обнаруживается в психотравмирующей ситуации, усиливается при фиксации внимания на речевом дефекте и, наоборот, значительно уменьшается при отвлечении внимания. Неврозоподобное 3. внешне напоминает невротическое, но не имеет психогенного происхождения, а возникает в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, при органическом поражении ЦНС. Кроме того, неврозоподобное З. может быть наследственным. В отличие от невротического З. неврозоподобное З. не зависит от ситуации, оно уменьшается, если человек следит за своей речью. Неврозоподобное З. отличается нарушением темпа речи (тахилалия и брадилалия). Разграничить З. на невротическое и неврозоподобное не всегда легко, т. к. у некоторых людей с неврозоподобным З. возникают невротические наслоения.

   В логопедической практике существуют разнообразные методы коррекции З., которые в необходимых случаях используются в сочетании с медикаментозным, физиотерапевтическим и психотерапевтическим лечением. Дети, страдающие тяжелыми формами З., направляются в специальные образовательные учреждения.

Энциклопедический словарь

заикание

расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др.

Словарь Ожегова

заикание

ЗАИКАНИЕ, я, ср.

1. см. заикаться.

2. Патология речи запинки, остановки, повторение одних и тех же звуков из-за судорожных сокращений мышц гортани. Страдать заиканием.

Словарь Ефремовой

заикание

ср.
Речевой недостаток, проявляющийся в затрудненном произношении некоторых звуков,
слогов и их повторении вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

заикание

— чаще всего бывает нервного и притом наследственного происхождения; объяснять З. перенесенной в детстве английской болезнью, худосочием и ослабленным питанием едва ли верно, так как множество людей при перечисленных условиях говорят совершенно плавно. Напротив того, испуг и пример заикающегося товарища, слабая воля и страх того, что известные слова не могут быть свободно произнесены, играют в происхождении З. значительную роль. — В наследственности этого недостатка нельзя указать никакой законности: не все члены данного семейства одинаково страдают З., некоторые из них совсем не заикаются или очень рано освобождаются от него без всякого лечения, между тем как другие продолжают заикаться всю жизнь, хотя и стараются всеми известными способами освободиться от своего недостатка. При этом, разумеется, нельзя упускать из виду, что у некоторых членов семьи З. появляется в силу подражания, почему и освобождение от него относительно легко достигается. При надлежащем воспитании воли и духа З. встречается все реже и реже в тех семействах, в которых этот недостаток наследственен. З. чаще наблюдается у мужчин, нежели у женщин. Куссмауль объясняет это тем, что женщины вообще лучше умеют болтать, нежели мужчины, раньше развивают в себе способность речи и поэтому легче справляются с З. Такое объяснение этого авторитетного врача едва ли можно признать удовлетворительным, так как оно не согласуется с тем, что нам известно об анатомо-физиологической основе заикания (см. ниже). Вероятнее будет принять, что женщины вообще более находчивы и легче могут скрывать свои недостатки, а З. тем удобнее, что они реже, нежели мужчины, являются общественными деятелями. Руфф и Рейнман пытались объяснить более частое З. у мужчин следующим образом: существует связь между центром речи (левая третья лобная извилина мозга) и двигательным центром для руки. У мужчин, которые большей частью работают правой рукой, левый корковый центр весьма тонко развит и поэтому резко реагирует на изменение состава крови. У женщин, напротив того, в силу их занятий обе руки большей частью равномерно развиваются, поэтому у них двигательный центр для правой руки менее тонко организован и реагирует только на грубые изменения в составе крови. Такое объяснение было бы весьма научно и удобно, если признать, что З. происходит от изменения состава крови, обмывающей центр речи; но мы знаем, что оно происходит во всяком случае от расстройства дыхания и от слабости мышц аппарата речи, с устранением чего проходит и З. Звучная речь происходит от того, что воздух, выходящий из грудной клетки, приводит в сотрясение голосовые связки в гортани. Следовательно, необходимо, чтобы выдыхание было достаточно сильное, ток воздуха был правильно распределен и затем вокализован. Стало быть, требуется, чтобы мышцы, заведующие дыханием, и мышцы гортани, зева и полости рта исполняли свое физиологическое назначение и функции их находились бы в соответственном согласовании. При нарушении в чем-либо перечисленных условий для выражения мыслей путем речи и возникают разнообразные формы З. Заика может обладать прекрасно развитым центром речи, мог бы быть весьма красноречивым, если бы не препятствие в аппарате производства звучной речи. Другими словами — З. есть лишь затрудненная речь вследствие судорог аппаратов артикуляции. Заикающийся принужден или внезапно прервать до того успешно веденную речь, или при попытке выговорить известное слово должен преодолеть свою судорожную речь. Спазмы проявляются различно — от почти незаметных подергиваний мышц лица и губ до весьма сильных подергиваний языка, гортанных и дыхательных мышц и даже судорог верхних и нижних конечностей. В сильно выраженных случаях у заикающихся появляются припадки удушья и предсердечная тоска. Перед каждой попыткой говорить заикающийся испытывает своего рода (страх артистов перед зажженными лампами — Lampenfieber) "сценическую лихорадку"; он вечно находится в страхе, что сейчас споткнется в речи своей и, как это ни странно, редко подавляет в себе желание говорить, что объясняется, вероятно, желанием еще и еще раз попытать себя. При этом некоторые хорошо знают свои недостатки, знают, какие именно слова им не удаются, и умеют избегать их. Характерно то, что по утрам они заикаются сильнее, нежели в остальное время дня. Руф и Рейнман на основании своей теории происхождения З. объясняют это тем, что во время сна нормальное наполнение коркового слоя кровью уменьшается и вследствие этого после пробуждения необходимо известное время, пока не будет достигнут нормальный уровень. Куссмауль объясняет это явление тем, что восприимчивость человека к неприятным впечатлениям бывает будто бы по утрам сильнее. Но дело в том, что всякого рода спазматические и вообще невропатические состояния вообще бывают упорнее утром, нежели вечером. В отношении З. важно еще то, что приобретенный в течение дня навык управления известными мышцами во время покоя ночи изглаживается и утром следующего дня заике приходится начать сызнова борьбу со своим недостатком. Известно, что при душевных волнениях всякого характера З. усиливается, а во время душевного спокойствия совсем пропадает. Всякие легко возбуждающие средства, как то: чай, кофе, спиртные напитки в небольшом количестве ослабляют З., потому что усиливают иннервацию соответственных мышц. Точно так же З. иногда прекращается при лихорадочных состояниях. Обыкновенно думают, что при пении З. прекращается; но это верно только для громкого и сильного пения, а не для пения в средних нотах. В последнем случае оно только ослабевает, как и при разговоре шепотом. Утверждают, что, оставаясь наедине, каждый заика в состоянии говорить свободно. Также и темнота ослабляет З., так что в потемках заикающийся может, не стесняясь присутствием посторонних, говорить плавно. Все эти и тому подобные факты говорят о психическом влиянии страха препятствию свободной речи.

В России, по вычислениям проф. Сикорского, на 10000 жит. приходится по 12 заик. У французов З. встречается будто бы реже, нежели у немцев. У китайцев, говорят, заик совсем не встречается, что, вероятно, объясняется слоговым ритмом китайской речи. Коломба сообщает, что один француз, родившийся в Кохинхине от туземки, заикался только тогда, когда говорил по-французски, и никогда — на своем отечественном языке. Для устранения З. крайне важно своевременное внимание к этому недостатку у детей. Ошибочно думать, что с годами З. у детей само пройдет и на это не стоит обращать внимания. Хотя это иногда и бывает так, но еще чаще наблюдается с годами усиление З. Укрепление организма, хорошие гигиенические условия, правильное воспитание воли и духа, устранение вредных примеров, декламация, пение — суть общие средства при лечении З. В сильно выраженных случаях уместно водолечение, электричество и методическое обучение у специалистов, владеющих достаточным опытом в индивидуализации известных приемов для устранения З. См. кн. проф. И. А. Сикорского "О заикании" (СПб., 1889).

Б. А. Окс.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом заикание

  • Поэтому, если Вы страдаете от такого недуга, как заикание и ступоры и хотите излечиться от этого, то эта книга даст вам все ответы на вопросы о заикании и ступорах и позволит стать самым обычным человеком.
  • Конечно, подсознание могло бы сразу сделать заикание, но если бы так быстро возникали защитные реакции, мы бы просто не смогли выйти из дома.
  • Если же ребенок начал говорить относительно поздно и быстро нагнал сверстников, заикание может заявить о себе в 3,5–4 года и продолжаться некоторое время.
  • Некрасовой посвящено изложению сущности ее работы с людьми, страдающими заиканием, и конечная цель описываемой системы – избавление их от речевого недуга, – книга, вне всяких сомнений, имеет более широкое значение.